Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа рентабельности продукции и других важнейших изделий на ОДО «Профит-Торг», а также выявление путей повышения рентабельности продукции.
Анализ показателей рентабельности будет производиться на основании финансовой отчетности, а именно «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках» и «Приложения к бухгалтерскому балансу» ОДО «Профит-Торг».
Вторая
группа показателей формируется
на основе расчета уровней и рентабельности
по показателям прибыли, отражаемым в
отчетности предприятий. Например,
Данные показатели характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (К1) периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации:
или
где P1, Р0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1, N0 - реализация продукции (работ, услуг), соответственно;
S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;
ΔК - изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок).
Соответственно
влияние изменения
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
Третья
группа показателей рентабельности формируется
аналогично первой и второй группам, однако
вместо прибыли в расчет принимается чистый
приток денежных средств.
(1.13)
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
Однако, характеристика рентабельности предприятия не будет объективной если не рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий-конкурентов и со средними по отрасли.
Так,
например, значение показателей рентабельности
может временно снижаться, если предприятие
занимается капитальными вложениями в
новые технологии или переходит к выпуску
новых видов продукции. Значение коэффициента
рентабельности у предприятий конкурентов
позволит предприятию ответить на вопросы
о том, сможет ли оно получить прибыль
на данном рынке при данной себестоимости
продукции. Среднеотраслевые показатели
рентабельности дают информацию о том,
какой уровень рентабельности желательно
планировать на предприятие, стоит ли
входить в данную отрасль и т.д [5, стр. 84].
1.3
Задачи анализа
рентабельности и
совершенствование
его методики. Критический
обзор литературных
источников по теме
исследования.
В процессе анализа исследуется влияние изменения рентабельности продукции под влиянием следующих факторов:
а) выручка и полная себестоимость реализованной продукции;
б)
структура реализованной
Исходная информация берется из «Отчета о прибылях и убытках». Результаты анализа, включая оценку влияния отдельных факторов, отражаются в аналитическом заключении.
Для
оценки влияния изменения выручки
и себестоимости на изменение рентабельности
продукции используются следующие аналитические
модели:
где ∆RС – изменение рентабельности продукции вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции;
∆RB – изменение рентабельности продукции вследствие изменения выручки;
∆R - общее изменение рентабельности продукции;
Врп1 , Врп0 - выручка отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года;
Срп1, Срп0 - полная себестоимость реализованной продукции отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года.
Приведенные выше аналитические модели получены с использованием метода цепных подстановок. При этом выручке присвоен статус количественного показателя, а себестоимости - качественного.
Для
характеристики рентабельности реализованной
продукции (RРП) прибыль от реализации
(ПРП) делят на полную себестоимость
реализованной продукции (СРП):
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для
осуществления контроля не только за
себестоимостью реализованной продукции,
но и за изменениями в политике
ценообразования рассчитывают показатель
рентабельности продаж (RП). Он определяется
отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли
от реализации (ПРП) к сумме выручки
от реализации (ВРП):
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя
из приведенной формулы расчета
рентабельности продукции, можно определить
влияние на ее изменение по сравнению
с базисным периодом изменения цен на
продукцию и изменения уровня себестоимости.
Если представить прибыль от реализации
как разницу между выручкой от реализации
без НДС (ВРП) и полной себестоимостью
реализованной продукции (СРП), то
формула расчета рентабельности продаж
будет выглядеть следующим образом [6,
стр. 215]:
Изменение
рентабельности продаж за счет изменения
отпускных цен на реализованную продукцию
определяется по формуле:
(1.20)
Влияние
фактора изменения
Общее
изменение рентабельности продаж по
сравнению с базисным периодом должно
быть равно сумме влияния
Если в «Отчете о прибылях и убытках» приводятся данные о затратах и реализации по отдельным видам продукции, то можно определить влияние структурных сдвигов в составе продукции на изменение рентабельности.
Для этого используются методы, приведенные ниже.
1)
Относительное изменение
где Iпер – индекс переменного состава,
Iпост – индекс постоянного состава,
Iстр – индекс структурных сдвигов.
где РПр0i, РПр1i – базисное и текущее значения рентабельности i-го вида продукции, в %;
d0i, d1i - базисное и текущее значения доли продукции i-го вида в общем объеме продукции, доля единицы.
В
данном случае:
2)
Абсолютное изменение
где ∆РСр – абсолютное изменение рентабельности продукции в целом по предприятию за счет изменения рентабельности отдельных видов продукции, %;
∆РСст – абсолютное изменение рентабельности
продукции в целом по предприятию за счет
изменения структуры продукции, %.
2 Анализ рентабельности производства
2.1
Анализ рентабельности
реализованной продукции,
работ и услуг