Анализ рентабельности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа рентабельности продукции и других важнейших изделий на ОДО «Профит-Торг», а также выявление путей повышения рентабельности продукции.
Анализ показателей рентабельности будет производиться на основании финансовой отчетности, а именно «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках» и «Приложения к бухгалтерскому балансу» ОДО «Профит-Торг».

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Вторая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, 

(1.4) 

     Данные  показатели характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (К1) периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации:

      

                                                         K0 = P0 / N0                                             (1.5) 

                                                         K1 = P1 / N1                                             (1.6)

     или  

                                  K0 = (N0 - S0)/N0                                        (1.7) 

                                  K1 = (N1 - S1)/N1                                        (1.8)

                                      ΔK = K1 - K0                                       (1.9) 

     где P1, Р0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

            N1, N0 - реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

            S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

           ΔК - изменение рентабельности за анализируемый период.

     Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок).

      

                                               ΔKN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0                    (1.10) 

     Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит:

      

                                                ΔKS = (N1 - S1)/N1 -(N1 - S0)/N1.                   (1.11) 

     Сумма факторных отклонений даст общее  изменение рентабельности за период:

      

                                                              ΔK = ΔKN - ΔKS.                             (1.12) 

     Третья  группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 

      (1.13) 

     Данные  показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

     Однако, характеристика рентабельности предприятия  не будет объективной если не рассматривать ее динамику, не сравнивать ее с аналогичными показателями предприятий-конкурентов и со средними по отрасли.

     Так, например, значение показателей рентабельности может временно снижаться, если предприятие занимается капитальными вложениями в новые технологии или переходит к выпуску новых видов продукции. Значение коэффициента рентабельности у предприятий конкурентов позволит предприятию ответить на вопросы о том, сможет ли оно получить прибыль на данном рынке при данной себестоимости продукции. Среднеотраслевые показатели рентабельности дают информацию о том, какой уровень рентабельности желательно планировать на предприятие, стоит ли входить в данную отрасль и т.д [5, стр. 84]. 

      1.3 Задачи анализа  рентабельности и  совершенствование его методики. Критический обзор литературных источников по теме исследования. 

     В процессе анализа исследуется влияние  изменения рентабельности продукции  под влиянием следующих факторов:

     а) выручка и полная себестоимость  реализованной продукции;

     б) структура реализованной продукции.

     Исходная  информация берется из «Отчета о  прибылях и убытках». Результаты анализа, включая оценку влияния отдельных  факторов, отражаются в аналитическом  заключении. 

     Для оценки влияния изменения выручки  и себестоимости на изменение рентабельности продукции используются следующие аналитические модели: 

                                            ∆RС  = Врп1 / Срп1 - Врп1 / Срп0                    (1.14) 

                                            ∆RB  = Врп1 / Срп0 - Врп0 / Срп0                     (1.15) 

                                                           ∆R = ∆RС  + ∆RB                              (1.16) 

     где  ∆RС – изменение рентабельности продукции вследствие изменения полной себестоимости реализованной продукции;

            ∆RB – изменение рентабельности продукции вследствие изменения выручки;

             ∆R - общее изменение рентабельности продукции;

             Врп1 , Врп0 - выручка отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года;

             Срп1, Срп0 - полная себестоимость реализованной продукции  отчетного периода и аналогичного периода предыдущего года.

     Приведенные выше аналитические модели получены с использованием метода цепных подстановок. При этом выручке присвоен статус количественного показателя, а  себестоимости  - качественного.

     Для характеристики рентабельности реализованной  продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП): 

                                                                                                                 (1.17)

     Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

     Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП): 

                                                                                          (1.18) 

     По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

     Исходя  из приведенной формулы расчета  рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом [6, стр. 215]: 

                                                                                          (1.19) 

     Изменение рентабельности продаж за счет изменения  отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле: 

                                                              (1.20) 

     Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит: 

                                                                    (1.21) 

     Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.: 

                                                       ∆R = ∆RВ - ∆RС                                      (1.22)

               

     Если  в «Отчете о прибылях и убытках» приводятся данные о затратах и реализации по отдельным видам продукции, то можно определить влияние структурных сдвигов в составе продукции на изменение рентабельности.

     Для этого используются методы, приведенные  ниже.

     1) Относительное изменение рентабельности  продукции под влиянием структурных сдвигов определяется на основе модели: 

                                                     Iпер = Iпост * Iстр                                  (1.23)

     где Iпер – индекс переменного состава,

           Iпост – индекс постоянного состава,

           Iстр – индекс структурных сдвигов. 

                                                                                         (1.24) 

                                                                                     (1.25) 

     где РПр0i, РПр1i – базисное и текущее значения рентабельности i-го вида продукции, в %;

            d0i, d1i - базисное и текущее значения доли продукции i-го вида в общем объеме продукции, доля единицы.

     В данном случае: 

                                                                            (1.26) 

                                                                                                (1.27) 

     2) Абсолютное изменение рентабельности  продукции под влиянием структурных  сдвигов определяется на основе  модели: 

                                                    ∆РС = ∆РСр + ∆РСст                                   (1.28) 

     где ∆РСр – абсолютное изменение рентабельности продукции в целом по предприятию за счет изменения рентабельности отдельных видов продукции, %;

            ∆РСст – абсолютное изменение рентабельности продукции в целом по предприятию за счет изменения структуры продукции, %. 

                                            ∆РСр = Σ РПр1i d1i – Σ РПр0i d1i                           (1.29) 

                                            ∆РСст = Σ РПр0i d1i – Σ РПр0i d0i.                         (1.30) 
 

                              

 

      2 Анализ рентабельности производства

     2.1  Анализ рентабельности реализованной продукции, работ и услуг 

Информация о работе Анализ рентабельности продукции