Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить прибыль. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив развития. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.

Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный (оценочный) показатель она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами.

Одним из важнейших относительных показателей, характеризующих прибыль предприятия, является его рентабельность.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.17 Кб (Скачать)
 

     Следует заметить, что поскольку источником формирования чистой прибыли является прибыль до налогообложения, представляющая собой суммарный финансовый результат  всех операций и видов деятельности организации, нередко в ходе анализа структуры финансовых результатов за 100% принимают последний показатель, т.е. находят удельный вес отдельных элементов формирования чистой прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения (табл. 3.4).

     Анализ  структуры финансовых результатов  показал, что главным источником формирования прибыли до налогообложения  и чистой прибыли является прибыль  от продаж. В 2009 году последний показатель составлял 117% от прибыли до налогообложения, а в 2010 году ещё больше – 134,4%. Одновременно усиливается влияние прочих доходов  и расходов. При этом как в 2010 году, так и в предыдущем расходы  превышали доходы. Сложившаяся ситуация привела к тому, что на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов  и расходов в 2010 году было направленно  34.4% прибыли до налогообложения, в то время как в предыдущем году только 17%.

     3.3. Анализ факторов, влияющих на  уровень рентабельности ОАО «Молочный  комбинат Ставропольский».

     Проведём  факторный анализ рентабельности капитала ОАО «Молочный комбинат Ставропольский» по данным табл. 3.5.

     Прежде  всего оценим влияние рентабельности продаж (pN) и оборачиваемости капитала (lK) на изменение рентабельности капитала (pK) с помощью интегрального метода:

     ∆ pK(pN)=-0,98/2*(2,5668+2,9571)=-2,70%;

     ∆ pK(lK)=0,3903/2*(8,42+7,44)=3,10%;

     ∆ pK=∆ pK(pN)+ ∆ pK(lK)=3,10-2,70=0,40%. 
 

     Таблица 3.5

     Динамика  рентабельности капитала ОАО «Молочный  комбинат Ставропольский»

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение (+/-)
1. Прибыль  до налогообложения, тыс. руб 73296 97238 +23942
2. Выручка  (нетто) от продаж, тыс. руб. 870421 1306341 +435920
3. Среднегодовая стоимость капитала, тыс. руб. 339107 441771 +33910
4. Среднегодовая  стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. 215685 248761 -33076
5. Среднегодовая  стоимость оборотных активов,  тыс. руб. 123423 193010 +69587
6. Общая  рентабельность капитала, % 21,61 22,01 +0,40
7. Рентабельность  продаж (по прибыли до налогообложения), % 8,42 7,44 -0,98
8. Оборачиваемость  капитала, обороты 2,5668 2,9571 +0,3903
9. Фондоотдача  основного капитала (внеоборотных активов), руб. 4,0356 5,2514 +1,2158
10. Оборачиваемость  оборотных активов, обороты 7,0523 6,7683 -0,2840
 

     Полученные  результаты позволяют видеть, что  рентабельность капитала в 2010 году по сравнению с предыдущим возросла за счёт ускорения его оборачиваемости. В тоже время у организации  имеются резервы (упущенные выгоды) для увеличения рассматриваемого показателя за счёт повышения эффективности обычных видов деятельности (рентабельность продаж).

     На  следующем этапе оценим влияние  трёх качественных факторов: рентабельности продаж (pN), фондоотдачи основного капитала (f) и оборачиваемости оборотных активов (lOA) на рентабельность капитала с помощью метода цепных подстановок:

     ∆ pK(pN)=7,44/(1/4,0356+1/7,0523)-8,42/(1/4,0356+1/7,0523)=-2,51%;

     ∆ pK(f)= 7,44/(1/5,2514+1/7,0523)-7,44/(1/4,0356+1/7,0523)=3,30%;

     ∆ pK(lOA)= 7,44/(1/5,2514+1/6,7683)-7,44/(1/5,2514+1/7,0523)=-0,39%;

     ∆ pK=∆ pK(pN)+ ∆ pK(f)+ ∆ pK(lOA)=-2,51+3,30-0,39=0,40%.

     Из  полученных расчётов следует, что росту  рентабельности капитала способствовало повышение эффективности использования  основного капитала (внеоборотных активов). В то же время у организации имеется ещё одно направление поиска резервов увеличения рассматриваемого показателя – ускорение оборачиваемости оборотных активов.

     Для проведения факторного анализа ещё  одного важнейшего показателя эффективности  использования средств организации  – рентабельности собственного капитала – применим данные табл.3.6.

     Таблица 3.6

     Анализ  эффективности использования собственного капитала ОАО «Молочный комбинат Ставропольский», 2010 г.

Показатель На начало года На конец  года Изменение (+/-) Темп роста,%
1. Среднегодовая стоимость капитала, тыс. руб. 339107 441771 +33910 130,3
2. Выручка  (нетто) от продаж, тыс. руб. 870421 1306341 +435920 150,1
3. Чистая прибыль, тыс. руб. 55705 69399 +13694 124,6
4. Рент-ть собственного капитала, % 25,56 24,96 -0,60 -
5. Рент-ть продаж, % 6,40 5,31 -1,09 -
6. Оборачиваемость капитала, обороты 2,5668 2,9571 +0,3903 102,1
7. Соотношение  совокупного и собственного капитала, коэф. 1,5560 1,5886 +0,0326 102,1
 

     Рассчитаем  влияние рентабельности продаж, оборачиваемости  и структуры капитала на изменение  рентабельности собственного капитала с помощью приёма абсолютных разностей:

     ∆ pСК(d)=0,0326*6,40*2,5668=0,54%;

     ∆ pСК(pN)=1,5886*(-1,09)*2,5668=-4,43%;

     ∆ pСК(lK)=1,5886*5,31*0,3903=3,29%;

     ∆ pСК=∆ pСК(d)+ ∆ pСК(pN)+ ∆ pСК(lK)=0,54-4,43+3,29=-0,60%.

     В результате проведённого анализа можно  сделать вывод о том, что рентабельность собственного капитала в 2010 году по сравнению  с предыдущим увеличилась в большей  степени за счёт ускорения оборачиваемости совокупного капитала. Ещё одним положительным фактором стало увеличение заёмного капитала в структуре источников финансирования деятельности организации. Однако фактором, сдерживающим рост рентабельности собственного капитала, является уровень эффективности обычных видов деятельности (рентабельность продаж). Полученные результаты позволили обратить внимание на необходимость повышения контроля целесообразности и эффективности использования заёмных средств организации, доля которых в общей сумме источников средств возросла, как отмечалось ранее, за счёт долгосрочных кредитов.

     Воспользуемся данными табл. 3.7 для проведения факторного анализа рентабельности расходов по обычным видам деятельности.

     Расчёт  влияния факторов на исследуемый  показатель можно осуществить интегральным методом или методом цепных подстановок:

     ∆pS(pN)=(10/90,14)*100-10,93=0,16%;

     ∆pS(Z)=11,12-11,09=0,03%.

     Таблица 3.7

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности ОАО  «Молочный комбинат Ставропольский»

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение (+/-)
1. Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. 870421 1306341 +435920
2. Полная  себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.  руб 784638 1175648 +391010
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. 85783 130693 +44910
4. Рентабельность  продаж, % 9,86 10,00 +0,14
5. Рентабельность  затрат на производство и продажу  продукции, % 10,93 11,12 +0,19
6. Затраты  на 1 руб. проданной продукции  (работ, услуг), коп. (п.2:п.1) 90,14 90,00 -0,14
 

     Таким образом, рентабельность затрат возросла в большей степени за счёт повышения  рентабельности продаж и в меньшей  за счёт снижения затратоёмкости реализуемой продукции.

     В завершение анализа следует рассчитать влияние рентабельности обычных  видов деятельности на изменение  прибыли от продаж, используя данные табл. 3.7, с помощью приёма абсолютных разниц.

     ∆PП(N)=∆N*pN0=435920*0,0986=42982 тыс. руб.;

     ∆PП(pN)=∆pN*N1=0,0014*1306341=1829 тыс. руб.

     Из  выполненных расчётов видно, что  основной причиной роста прибыли  от продаж (на 42982 тыс. руб.) явилось увеличение выручки. Влияние рентабельности было менее значительным – её повышение  на 0,14 пункта привело к росту прибыли  на 1829 тыс. руб. Сложившаяся на ОАО  «Молочный комбинат Ставропольский»  ситуация является характерной для  предприятий молочной отрасли, деятельность которых осуществляется в условиях жёсткой конкуренции. Однако не только этот фактор сдерживает повышение цен. Продукция молочных предприятий является товарами первой необходимости, цены на которые подвергаются регулированию со стороны административных органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Пути повышения  рентабельности ОАО  «Молочный комбинат  Ставропольский».

     В результате проведённого анализа получены результаты, позволившие выявить, что у ОАО «Молочный комбинат Ставропольский» имеется несколько направлений поиска резервов увеличения рентабельности капитала:

  1. Ускорение оборачиваемости оборотных активов.

          Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, благодаря чему можно увеличить объем производства без дополнительного финансирования, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

        Большое влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств (рост числа оборотов) оказывают внедрение достижение научно-технического прогресса и организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции.

         При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования.

  1. Повышение эффективности обычных видов деятельности.

     Здесь прежде всего необходимо обратить внимание на повышение контроля целесообразности и эффективности использования заёмных средств организации, доля которых в общей сумме источников средств возросла, как отмечалось ранее, за счёт долгосрочных активов.

     Также повышению рентабельности продаж послужат снижение себестоимости продукции  и пересмотр структуры продукции. 
 
 

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия