Анализ развития потребительского кредитования (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:44, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ развития потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт» и разработать предложения по его совершенствованию.
На основании поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены правовые и теоретические основы потребительского кредитования; - дана оценка современного состояния рынка потребительского кредита; - проведен анализ потребительского кредитования по материалам ЗАО «Банк Русский Стандарт» - предложены пути совершенствования потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредитования в РФ
1.1 Сущность потребительского кредита
1.2 Законодательные основы потребительского кредитования
1.3 Современное состояние рынка потребительского кредитования
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
2.1 Характеристика деятельности ЗАО «Банк Русский
Стандарт»
2.2 Анализ потребительского кредита, предоставляемого на торговых точках
2.3 Анализ потребительского кредита, предоставляемого по кредитным картам
2.4 Анализ потребительского кредита на неотложные нужды
Глава 3. Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт» в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ развития потребительского кредитования.doc

— 339.00 Кб (Скачать)
Вид кредита Срок кредита, мес. Сумма кредита, руб. Процентная  ставка, % годовых Размер первоначального  взноса, %
Стандартный кредит 6,7,8,9,10 5000- 100000 55 10 - 90
Простой кредит 6,7,8,9,10 5000- 100000 49 15 - 90
2% в месяц 6 5000- 100000 40 15 – 90
10%+10*1/10 10 5000- 100000 23,4 10 (фикс.)
3% в месяц 6,7,8,9,10 5000- 100000 65 10 - 90
Русский Стандарт 6 5000- 100000 36 25 - 90
Простой на мобильный телефон 6,7,8,9,10 5000- 100000 65 10 - 90

 

      Данные таблицы свидетельствуют, что годовая процентная ставка на конец 2008года колеблется от 23,4% до 75%. При чем на практике прослеживается следующая закономерность: чем выше годовая ставка, тем больше процент одобряемости данного вида кредита.

     За 8 лет работы на рынке потребительского кредитовая годовая процентная ставка несколько раз претерпевала изменения (табл. 6). 

     Таблица 6

     Динамика  годовой процентной ставки в 2006-2008гг.

Показатели 2006год 2007год 2008год
Годовая процентная ставка по стандартному кредиту, % 29 49 55
Комиссия  за расчетное обслуживание 1,9 - -
 

     Причиной  таких изменений годовой ставки в 2007году стала отмена комиссий за расчетное  обслуживание и комиссий за досрочное  погашение в августе 2007года по требованию Генпрокуратуры РФ. В результате чего Банк потерял 6,7 млрд. руб.

     В 2008году повышение произошло осенью, как следствие мирового кризиса ликвидности. В связи со значительным увеличением стоимости денежных ресурсов на международных рынках Банк повысил процентные ставки по кредитным программам населению.

     Потребительское кредитование предполагает сравнительно короткие сроки отвлечения ресурсов, что очень значимо в условиях кризиса. Поэтому на сегодняшний день потребительские кредиты оформляются в основном на срок 6 и 10 месяцев (табл.7) [26]. 

     Таблица 7

     Структура портфеля потребительских кредитов по срокам

Сроки Объем потребительских  кредитов
2006г 2007г 2008г
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
6 мес. 8082,9 14 14714,3 28 32631,5 69
7 мес. 144,3 0,25 189,2 0,36 - -
8 мес. 1154,7 2 336,3 0,64 1891,7 4
9мес. 433,1 0,75 - - - -
10мес. 47920 83 37311,24 71 12768,8 27
Итого: 57735 100 52551 100 47292 100
 

     При чем данные таблицы свидетельствуют, что к 2008году сроки кредитования сократились. Если в 2006году потребительских кредитов сроком на 10 месяцев было оформлено на сумму 47920млн. руб., то в 2008году всего на 12768,8млн.руб. Таким образом объем сократился на 73%, а удельный вес в кредитном портфеле с 83% упал до 27%, т.е. на 67,5%.

     Для получения потребительского кредита, документы на который оформляются  в торговых организациях, клиент должен соответствовать следующим требованиям:

     а) являться гражданином Российской Федерации;

     б) иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;

     в) возраст заемщика от23 лет до 65лет.

     Оформить  потребительский кредит клиент может непосредственно в торговой организации – партнере банка. Выгода торгового предприятия заключается в следующем: привлечение новых клиентов, увеличение товарооборота организации, при чем увеличение товарооборота более дорогих групп товаров (решение о том, какие товары продавать с использованием кредита всегда принимает торговая организация в соответствии со своими стратегическими задачами).

     Важнейшими  стратегическими партнерами банка  по развитию бизнеса в регионах являются торговые сети «Эльдорадо», «М-Видео», «Мир», обладающие наиболее разветвленной структурой торговых точек по всей России.

     Необходимо  учитывать, что все решения по кредитным заявкам клиентов принимаются  централизованно в головном офисе  банка в Москве, при этом банк принимает на себя обязательство сообщить клиенту персональное решение о сотрудничестве не позднее чем через 15мин после подачи кредитной заявки (анкеты) из любого города. Для ускорения процесса оформления кредита банком сейчас применяется технология заполнения анкеты со слов клиента – это существенно экономит время, затрачиваемое клиентом на оформление кредита, ему остается только подписать уже заполненную и распечатанную анкету (Приложение 1). Кредитные заявки клиентов обрабатываются при помощи скоринговой системы оценки платежеспособности клиента или кредитным инспектором; если сумма запрашиваемого кредита достаточно велика, в данном случае с анкетой клиента будет работать кредитный инспектор и время принятия решения не должно превышать 1 рабочего дня.

     В случае положительного решения по заявке, клиент подписывает кредитный договор и график платежей (Приложение 2). 

     2.3 Анализ потребительского  кредита, предоставляемого  по кредитным картам 

     В 2001году Банк Русский Стандарт первым среди российских банков выпускает  кредитные карты «Русский Стандарт - MasterCard».

     В январе 2005года банк, выпустивший свыше 2млн. пластиковых карт собственного стандарта перешел на использование  технологии MasterCard. Уже выпущенные и действующие пластиковые карты «Русского Стандарта» менялись на MasterCard Electronic. Это стало рекордной по масштабам операцией на рынке.

     В марте 2005года платежная система  «American Express» доверила эксклюзивное право на выпуск своих карт в России ЗАО «Банк Русский Стандарт». Все российские Банки, в которых  граждане России могли ранее получать карты данной Платежной системы, осуществляли свою деятельность через офис «AmEx» в Лондоне. В декабре были выпущены первые карты. Банк приступил к эксклюзивному выпуску и продвижению на национальном рынке карт American Express Card, American Express Gold Card, American Express Platinum Card и American Express Centurion Card в рублях и долларах США. Новые карты были разработаны с учетом потребностей широкого круга российских клиентов, заинтересованных в инновационном финансовом продукте, который обеспечивает высокий уровень финансовой свободы и сервисную поддержку мирового уровня. В соответствии с соглашением, заключенным банком «Русский Стандарт» и American Express, «Русский Стандарт» будет обеспечивать полный клиентский сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов. American Express, в свою очередь, обеспечивает технологическую, операционную и маркетинговую поддержку проекта, а также осуществляет развитие сети приема карт American Express в России.

     В рамках «Условий предоставления и обслуживания карт «Русский Стандарт» Банк является участником следующих платежных систем:

     а) ПС «Русский Стандарт» (создана и  зарегистрирована Банком);

     б) МПС «MasterCard Worldwide»;

     в) МПС «Visa International»;

     г) МПС «American Express».

     На  рынке кредитных карт ЗАО «Банк  Русский Стандарт» является лидером. Доля Банка по размеру консолидированного портфеля составляет 62,2% в 2008году. Доля ближайшего конкурента, Home Credit – 8,9% (рис.2).

 

     

     Рис.2. Структура рынка кредитных карт 

     На конец 2008года было выпущено свыше 25,5млн. кредитных карт. При этом доля кредитов выданных посредством кредитных карт за 4 квартала 2008года региональной сетью банка составляет 73,93%, что свидетельствует об увеличении присутствия банках в регионах (в 2007году - 74%).

     Структура портфеля кредитных карт такова, что  на 01.01.2009г. доля международных кредитных  карт в портфеле банка составляет 92,5% от общего объема эмиссии (на 01.01.2008 – 91,2%) [45].

     С каждым годом Банк Русский Стандарт уменьшает свою долю среди конкурентов на рынке карточных продуктов (табл. 8). 

     Таблица 8

     Динамика  доли ЗАО «Банк Русский Стандарт»  и объема кредитов на рынке карточных продуктов

Показатели 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 Изменение

+, - 2009г  к 2007г

Доля  Банка Русский Стандарт, % 67 64,9 62,2 - 4,8
Объем кредитов, предоставляемых по кредитным  картам, млн. руб. 102688 81255 75384 - 27304
 

     Данные  таблицы свидетельствуют, что при  уменьшении доли банка на рынке кредитных  карт соответственно сокращается, и  объем кредитов, предоставленных картам. В 2008году – 75,4 млрд.руб., что ниже аналогичного показателя 2007года – 81,3млрд.руб. на 7,2%. По отношению к 2006году объем уменьшился на 27,3 млрд. руб. (26,6%).

     Причинами являются существенное уменьшение лимитов, сокращение темпов продаж новых карт. Также постепенно перестает давать эффект основной канал продаж – почтовая рассылка, которая сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банка. Поток клиентов, которым еще не было сделано предложение, воспользоваться кредитной картой, снижается [37].

     Карты Русский Стандарт, высылаемые по почте  клиентам, выплатившим потребительский  кредит, за время реализации проекта  несколько раз претерпевали изменение  тарифного плана (табл. 9). 

     Таблица 9

     Изменение тарифных планов по картам, выпускаемым  после выплаты потребительского кредита

Показатели 2006год 2007год 2008год
Тарифный  план 31 52 55
Размер %, начисляемых по кредиту, предоставленному для осуществления расходных операций по оплате товаров, % 22 22 32
Размер %, начисляемых по кредиту, предоставленному для осуществления расходных  операций получения наличных, % 36 36 32
Лимит, руб. 0-50тыс. 0-50тыс. 0-30тыс.
Плата за выдачу наличных в банкоматах и  ПВН Банка, % - - 3,9
Плата за выдачу наличных в банкоматах и  ПВН др.организаций, % 3,9 3,9 3,9
Минимальный платеж, % от лимита 3 4 5

Информация о работе Анализ развития потребительского кредитования (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)