Анализ развития электроэнергетики в Сибирском Федеральном Округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Страна обладает существенными запасами энергетических ископаемых и потенциалом возобновимых источников, входит в десятку наиболее обеспеченных энергоресурсами государств. Однако доля возобновимых источников в энергетике в процентном отношении невелика, в отличие от энергетического комплекса Европы, где политика Евросоюза направлена на постепенный рост использования возобновляемых источников энергии и замещение ими традиционных.
Электроэнергетика необходима для функционирования экономики всех регионов России, но особое значение она играет в развитии северных районов и в частности Сибири. Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы курсового проекта.
Объект проекта – электроэнергетика Сибирского Федерального Округа.
Цель проекта – проведение анализа развития электроэнергетики Сибирского Федерального Округа.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Общая характеристика электроэнергетики России 7
1.1. Электроэнергетика: значение, особенности 7
1.2. Особенности реформирования электроэнергетики 12
1.3. Особенности розничного и оптового рынка электроэнергии 16
Глава 2. Особенности развития электроэнергетики в Сибирском Федеральном Округе 26
2.1. Общая характеристика электроэнергетики в Сибирском Федеральном Округе 26
2.2. Перспективы малых ГЭС в Сибирском Федеральном Округе 39
Заключение 49
Библиографический список 51

Работа содержит 1 файл

Курсовая(3).doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Зоны  деятельности гарантирующих поставщиков  в каждом регионе устанавливаются  региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

     Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками – разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

     Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

     Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия  в торговле на оптовом рынке договоров  и получение балансового решения  ФСТ России, а все технические  мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

     Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих  случаях:

  • если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;
  • если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
  • если он заявляет о своей ликвидации;
  • если в отношении него запущены процедуры банкротства;
  • а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

     В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

     Процедура смены гарантирующего поставщика является публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

     При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно  будет заключить договоры с новым  гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

     Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен. Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услуги НП "АТС" и РАО "ЕЭС России", сбытовой надбавки.

     Это позволяет осуществлять либерализацию  цен на розничном рынке синхронно  с процессом либерализации на оптовом рынке, стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих  расходов по покупке электрической  энергии на оптовом рынке и  в тоже время обеспечивает защиту потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.

     При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего  фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

     Энергосбытовые  организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

     Правила определяют и иные особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действий энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

     Правила также предусматривают синхронизацию с жилищным законодательством Российской Федерации и определяют порядок приобретения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Кроме того, установлено, что гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации осуществляют поставку электрической энергии гражданам, только если они проживают в частных жилых домах или осуществляют в соответствии с жилищным законодательством непосредственное управление многоквартирным домом.

     Правилами определены особенности деятельности производителей электрической энергии на розничных рынках. В отношении производителей электрической энергии, которые соответствуют количественным критериям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, но таковыми не являются, установлено, что с 1 января 2007 года они могут поставлять электрическую энергию только гарантирующим поставщикам, в границах зоны деятельности которых они расположены, по цене, не превышающей стоимость покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке. Это продиктовано необходимостью их стимулирования к получению статуса субъектов оптового рынка, где созданы прозрачные условия для конкуренции производителей и существуют механизмы по контролю за предоставлением ими мощности своего генерирующего оборудования.

     Правилами усилены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета. Установлена обязанность потребителей по точному планированию объемов потребления электроэнергии и ответственность за потребление электроэнергии в большем или меньшем объеме по сравнению с запланированным.

     Также в Правилах четко описаны правила введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе, для предотвращения или ликвидации аварий, а также по причине нарушения потребителями электроэнергии порядка оплаты электроэнергии.

     Таким образом, на основании первой главы можно сделать следующие выводы:

  • Электроэнергетика играет важную роль в развитии экономики страны. В то же время в настоящее время данная отрасль сталкивается с определенными проблемами, важное место среди которых занимает износ основных фондов.
  • В настоящее время производится реформа электроэнергетики. В ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.
  • Основным условием реализации планов развития электроэнергетики является реформирование отрасли, в соответствии с которым ключевым институциональным результатом реформы электроэнергетики России должно стать образование конкурентного оптового рынка электроэнергии. Однако рынок будет не единый, а отдельно для Европы, Сибири и Дальнего Востока, причем последний рынок – регулируемый. Особенностью рынка Сибири является большая доля ГЭС, поэтому сейчас в разрабатываемых правилах учитывается эта специфика – для того, чтобы введение рынка не привело к неоправданному росту цен для потребителей в регионе.

 

Глава 2. Особенности развития электроэнергетики  в Сибирском Федеральном Округе

2.1. Общая характеристика  электроэнергетики  в Сибирском Федеральном  Округе

     В ближайшее время электроэнергетика  Сибири может столкнуться с серьезной  проблемой нехватки энергостроительных мощностей. Принятая инвестпрограмма  РАО «ЕЭС России» на период до 2011 года предполагает финансирование строительства новых энергомощностей, в том числе и в Сибири. Реализация этой программы позволит устранить угрозу энергодефицита в регионе. Однако появление источников финансирования выявило другую проблему — региональные подрядчики могут не виться с заказами генерации, так как кадровое и технологическое обеспечение большинства из них не отвечает, сложности проектов и скорости их реализации. По оценкам энергетиков, сегодня речь идет не столько о конкуренции между участниками регионального рынка энергостроительства, сколько об их возможности освоить весь запланированный объем инвестиций.

     Экономический рост, характерный для Сибирского региона в последние годы, повлек за собой увеличение объемов энергопотребления  (полезный отпуск электроэнергии). По данным РАО ЕЭС, ежегодный прирост энергопотребления в стране составляет около 8%. По оценкам аналитика ИК «ФИНАМ» Константина Рейли, «в целом в Сибири рост энергопотребления за 2007 год составил около 3,5%, тогда как в 2006 году этот показатель был менее 3%. В 2008 году рост энергопотребления ожидается на уровне 4%». [12]

                                                                                                            Таблица 1.

     Распределение прогнозируемого  дефицита по объединённым энергосистемам, ГВт

Регион 2008 2009
Россия  в целом 1,55 4,7

                                                                                   Продолжение таблицы 1

Европейская часть России 1,55 3,9
ОЭС Северо-Запада 0,45 0,45
ОЭС Центра 0,775 1,55
ОЭС Урала 0,325 1,9
ОЭС Сибири 0 0,8

Источник: Электроэнергетика России, ее современное состояние и проблемы [Электронный ресурс].- Режим доступа к сайту: http://www.libertarium.ru/libertarium/l_energy_kr_02

     Традиционно Сибирь считается энергоизбыточным  регионом. Однако, рост потребления энергии на фоне износа генерирующих мощностей и активного строительства крупных промышленных предприятий делает проблему энергодефицита реальностью, как видно из таблицы 1. По словам Константина Рейли, прежде всего угроза энергодефицита обусловлена развитием старых и появлением новых нефтедобывающих мощностей, перспективой обустройства в Алтайском крае рекреационной зоны, вводом в среднесрочной перспективе ряда значительных инвестиционных проектов, например, Тайшетского алюминиевого завода. Плюс растущее энергопотребление со стороны населения. «Конечно, сейчас говорить о явном энергодефиците еще рано, однако прогноз энергодефицита усугубляется еще и изношенностью мощностей (например, износ энергосетей составляет, по разным оценкам, от 50% до 80%). При этом в относительно благополучной Сибири существует и ряд потенциально энергодефицитных регионов, например, Алтай, Бурятия, Тыва, Кузбасс, Новосибирская, Томская, Омская области. Здесь в ближайшее время положение может стать особенно острым»[16], — говорит Рейли.

     По  расчетам специалистов РАО ЕЭС, рост непокрытого дефицита генерирующих мощностей в 2010 году составит по России 17 ГВт, в том числе в ОЭС Сибири —3 ГВт.

     В 2015-2020 годах энергодефицит только в Томской, Омской, Новосибирской и Кемеровской областях составит не менее 8-10 ГВт.

     Эти расчеты подтверждают и сами энергетики. По данным пресс-службы ОАО «Томскэнергосбыт», «сегодня Томская область является энергодефицитной — объем дефицита электроэнергии составляет 60%. Для Сибирского региона в целом проблема энергодефицита пока не актуальна. Однако уже с 2009 года в связи с увеличением объемов потребления она может стать реальностью».[16]

     Эти же сроки называет и гендиректор  ОАО «Иркутскэнерго» Сергей Эмдин: «Мы прогнозируем потенциальный дефицит энергомощностей  на 2009-2010 годы. Согласно нашему анализу, уже к 2011 году потребление в энергосистеме региона может превысить располагаемую на сегодня мощность. По нашим оценкам, уже в этом году тепловые станции нашей компании подойдут к пределу своих возможностей».[16]

     По  мнению энергетиков, проблема роста  энергодефицита может быть решена только за счет увеличения генерирующих мощностей, а также благодаря строительству  и модернизации электросетей. Производство электроэнергии по регионам Сибири дано в таблице 2.

Информация о работе Анализ развития электроэнергетики в Сибирском Федеральном Округе