Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы провести анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, необходимый для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по его улучшению. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести работу, направленную на улучшение финансового состояния. В связи с этим, основными задачами работы являются:
- значение, задачи и источники информационного анализа деятельности предприятия общественного питания;
- анализ выполнения плана товарооборота предприятия общественного питания;
- анализ выполнения производственной программы;
Введение
1. Значение, задачи и источники информационного анализа деятельности предприятия общественного питания
2. Анализ выполнения плана товарооборота предприятия общественного питания
3. Анализ выполнения производственной программы
4. Анализ издержек предприятия общественного питания
5. Анализ прибыли и рентабельности предприятия общественного питания
Выводы и предложения
Заключение
Список литературы
, или
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
где
R - Уровень рентабельности производственной предприятия.
П - прибыль от реализации продукции.
VPПобщ - объем резерв роста прибыли от реализации продукции.
УДi - удельный весь i-видов продукции.
Цi - средних цена реализации i-видов продукции.
Сi - себестоимости i-видов продукции.
Составим таблицу, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности (табл. 19).
1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:
Rvрп = Rусл – Rбаз = 55% - 7% = 48%.
2. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости продукции:
Rс = Rотч – Rусл = 2,97% - 55% = - 52,03%.
3. Общее изменение уровня рентабельности:
R = Rотч – Rбаз = 2,97% - 7% = -4,03%.1
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
R = 48 – 52,03 = -4,03%
Таблица 19. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Уровень рентабельности, %. | |
выручка, тыс. руб. | Себестоимость продукции, тыс. руб. | |||
База | 36107 | 33759 | (В01-С01)/С01 | 7% |
Усл | 52334 | 33759 | (В02-С01)/С01 | 55% |
Отчет | 52334 | 50824 | (В02-С02)/С02 | 2,97% |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уменьшение уровня рентабельности произошло в связи с повышением себестоимости продукции. При увеличении себестоимости продукции с 33759 тыс. руб. до 50824 тыс. руб. рентабельность уменьшилась на 52,03%.
Рост выручки реализованной продукции на 16227 тыс. руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 48%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составило -4,03%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,03 коп. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Проведем анализ рентабельности производственного капитала(П), исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств(F) и материальных оборотных фондов(E):
.
Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.
Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:
Rп = Rусл1 – Rбаз = 2,14% - 5% = -2,86%.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:
Rф = Rусл2 – Rусл1 = 2,2% - 2,14% = 0,06%
Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:
Rс = Rотч – Rусл2 = 2% - 2,2% = -0,2%
Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:
R = Rотч – Rбаз = 2% - 5% = -3%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
R = -2,86 + 0,06 +(-0,2) = -3%
Таблица 20. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Уровень рентабельности, %. | ||
Балансовая прибыль, тыс. руб.. | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств | |||
База | 1815 | 20578 | 15208 | П1/(F1+E1) | 5% |
Усл1 | 766 | 20578 | 15208 | П2/(F1+E1) | 2,14% |
Усл2 | 766 | 19547 | 15208 | П2/(F2+E1) | 2,2% |
Отчет | 766 | 19547 | 18560,5 | П2/(F2+E2) | 2% |
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Наибольшее уменьшение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с уменьшением величины балансовой прибыли. При снижении величины прибыли на 1049 тыс. руб. уровень рентабельности снизился на 2,86%.
За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1031 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 0,06%.
Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 3352,5 тыс. руб. привело к уменьшению рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,2%.
Рентабельность и прибыль хозрасчетных предприятий и объединений общественного питания относятся к качественным показателям. Улучшение их является одним из основных условий дальнейшего развития общественного питания. Значительными резервами для этого служат: увеличение объема выпуска продукции и продажи товаров; рост производительности труда; осуществление режима экономии; укрепление хозяйственного расчета; развитие прогрессивных форм обслуживания потребителей; сокращение звенности движения товаров, повышение эффективности использования материально-технической базы; совершенствование экономической работы на предприятиях общественного питания.
Важную роль в улучшении качественных показателей хозяйственной деятельности играют работники бухгалтерского учета. Они призваны осуществлять повседневный контроль за эффективным использованием трудовых, материальных ресурсов и денежных средств. Например, разрешение бухгалтера на осуществление расходов, связанных с использованием транспортных средств, а также проверка правильности списания топлива, посуды, спецодежды, инвентаря и т.д. служат действенным контролем за рациональным использованием денежных средств и материальных ценностей.
Работники бухгалтерии должны систематически изучать расходы, доходы и прибыль хозрасчетных предприятий общественного питания и их объединений, выявлять резервы, разрабатывать мероприятия по их мобилизации, принимать активное участие в их выполнении, непрерывно совершенствовать свою квалификацию.
По результатам анализа можно сделать следующие предложения:
Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать возможный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. В нашем случае дополнительный прирост объема выпускаемой продукции может дать предприятию 1812 тыс. руб. дополнительной прибыли.
Во-вторых, снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
Улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки.
Слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства).
Оптимизация потоковых процессов на предприятии.
В-третьих, немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.
Выполнение функции реализации сближает предприятия общественного питания с предприятиями розничной торговли. Предприятия общественного питания, как и предприятия розничной торговли, реализуют продукцию населения в обмен на его денежные доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению различные виды услуг.
Более двух третей реализуемой предприятиями общественного питания продукции является продукцией собственного производства, а в заводских и фабричных столовых удельный вес ее товарообороте достигает 80% и даже 90%.
До 90% труда, затрачиваемого в общественном питании, является производительным, то есть связанным с созданием новых потребительских стоимостей. Поэтому в классификации отраслей народного хозяйства общественное питание относится к сфере материального производства.
Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.
На основании проведенного в работе анализа можно сделать следующий вывод. Пути увеличения прибыли очевидны:
увеличение объёма реализации продукции, при этом необходимо помнить, что это небеспредельно, т.к. в любой отрасли существует момент, с которого начинается отрицательная отдача от масштаба;
снижение уровня себестоимости, что тоже небеспредельно, т.к. при производстве любой продукции всегда существует необходимый минимум затрат;
увеличение оптовых цен на продукцию. Этот фактор при совершенной конкуренции в большей степени зависит не от хозяйствующего субъекта, а от общеэкономической ситуации в стране;
увеличение в составе реализованной продукции доли изделий с рентабельностью выше средней (т.е. сдвиги в структуре);
отлаженность ритмичности производства и отгрузки продукции, улучшение качества и конкурентоспособности товаров, оптимизация запасов готовой продукции на складах и т.д.
Таким образом, мы выявили несколько возможностей для увеличения прибыли, но в каждом случае существует своя опасность, так как любое начинание связано с определенными затратами. В условиях нашей страны (кризисы, инфляция, неплатежи) риск увеличивается в несколько раз. Но как бы то ни было, реальные варианты существуют и их необходимо использовать.
1. Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ»
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1993
3. Верглинская Н.В. Доходы объединения предприятий общественного питания и их формирования в свете нового хозяйственного механизма. Центросоюз СССР. Московский ордена Дружбы народов кооперативный институт. М., 1987
4. Кудрявцев А.А. Анализ хозяйственной деятельности кооперативных организаций. – М.: Экономика, 1990
5. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М., 1995
6. Маркарян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М., Приор, 1997
7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М., Бухучет, 1998
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., Финансы и статистика, 1996
9. Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий – М., Финансы и статистика, 1996
Информация о работе Анализ производственно – торговой деятельности предприятий общественного питания