Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов.
Объектом курсовой работы является экономика региона (Амурской области). Предмет – методы регулирования развития Амурской области. Основные задачи курсовой работы: исследовать Амурскую область в целом, изучить методы и необходимость регулирования экономики региона, проанализировать методы и эффективность регулирования экономического развития региона.
Введение 2
1 Теоретические и правовые основы регулирования экономики региона 4 1.1 Сущность регулирования экономики региона 4 1.2 Необходимость регулирования экономики региона 8
1.3 Методы регулирования экономики региона 12
2 Анализ проблем регулирования экономического развития Амурской
области 16
2.1 Несовершенство нормативно правовой базы Амурской области 16
2.2 Анализ эффективности регулирования экономического развития Амурской области 25
Заключение 30
Библиографический список
2.2
Анализ эффективности
регулирования развития
В современных условиях России государство играет важную роль, как в развитии экономики отдельных регионов, так и в функционировании экономики в целом.
Одним из важнейших аспектов модели государственного регулирования развития Амурской области является проблема ее эффективности. По большому счету, речь идет не о недостаточной эффективности действующей модели или даже ее неэффективности используемых в ней инструментов, а о том, что справляются ли отрасли экономики Амурской области с теми задачами, которые стоят перед ними в системе национальной экономики и общества17. Государство должно развивать в отношении экономики нашего региона оба инструмента: как стимулирующий, так и сдерживающий. Причем оба инструмента должны использоваться одинаково эффективно. Речь идет о том, что часто государственное регулирование понимается преимущественно как поддержка отраслей экономики со стороны государства, хотя эти понятия не тождественны. Также важно отметить, что государство должно поддерживать только те производства, в которых есть необходимость. Важное значение для оценки экономической эффективности мер государственного регулирования экономики Амурской области имеют показатели состояния, использования и воспроизводства важнейших ресурсов сельскохозяйственного производства – земли, животных, растений, рабочей силы, техники, других средств производства. Для более глубокого анализа эффективности государственного регулирования экономического развития в Амурской области рассмотрим состояние основных экономических показателей за последние 2 года, размещенные в приложении А.18
Проанализировав
таблицу, необходимо выявить итоги
развития Амурской области в 2010 году. В
целом социально-экономическое развитие
области определялось ростом объемов
промышленного производства, сельского
хозяйства, ввода жилья, оборота розничной
торговли и платных услуг населению, снижением
задолженности по заработной плате и численности
безработных. В промышленном производстве области
в 2010 году сохранилась положительная динамика
предыдущего года. Индекс производства по
сравнению с 2009 годом составил 104,6 % (в 2009г.
– 109,3 %). Стабильный рост обеспечили производство
и распределение электроэнергии, газа
и воды. В обрабатывающих производствах
за счет выпуска мостовых и козловых кранов
и зерноуборочных комбайнов возросло
производство машин и оборудования в 7,4
раза; увеличение производства резиновых
и пластмассовых изделий обусловлено
ростом производства полимерных окон
и их коробок. В обработке древесины и
производстве изделий из дерева отмечено
увеличение производства лесоматериалов. Рост
производства наблюдался в производстве
пищевых продуктов. Из 24 основных видов
промышленной продукции выросло производство
по 16: электроэнергии, лесоматериалам,
конструкциям и деталям сборным железобетонным,
кранам мостовым электрическим,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема обеспечения эффективного регулирования экономики регионов была и является едва ли не самой острой из совокупности проблем, определяющих состояние и перспективы развития любой страны. На современном этапе развития экономики регионов проблема регулирования признается сейчас практически всеми экономистами. Саморегулирование развития регионов в современных условиях невозможно, поэтому необходимы специально организуемые государственными органами власти целенаправленные действия по обеспечению непрерывного и сбалансированного функционирования региональных систем, главной целью которого должно стать повышение качества жизни населения. С учетом масштабности и сложности исследуемых процессов, целесообразности разработки теоретических основ политики государственного регулирования регионального развития, представлена возможная структура экономического механизма государственного регулирования регионального развития, включающая в себя следующие элементы: цели, объекты, субъекты, принципы, формы и методы государственного регулирования регионального развития. Что касается Амурской области, из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что экономика региона в целом стабильно развивается, регион опережает средне российский уровень по сводному индексу социально-экономического положения и сводному индексу развития реального сектора экономики. По этим показателям Приамурье находится на 18 месте среди субъектов Российской Федерации (по данным Министерства регионального развития Российской Федерации по итогам за 2010 год).
В
целом состояние экономики
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1
Бухвальд Е. М. Экономика в условиях формирования
рыночных отношений/Е.М. Бухвальд, В.К.Фальцман
, Л.И.Нестеров.- М.: Наука.-2008.–65с.
2 Глазьев Ю.
Эволюция управленческих систем: возможности
и границы централизованного регулирования/Ю.Глазьев,
Д.С. Львов, Г.Г.Фетисов.- М.: Наука,2009.-84с.
3 Головнин
М. Государственные программы в условиях
глобализации / М. Головнин // Вопросы экономики.-2009.-№4.-С.12.
4 Денисова М.О. Регулирование экономики /М.О.Денисова // Сущность регулирования экономики. – 2008. - №10.-С.12.
5
Камбаров В.В. Необходимое
12 О Министерстве экономического развития РФ [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
13
Путин В.В. Повышать эффективность государственной
политики // Экономика, управление. – 2009.
– № 7. – С. 27 – 37. 14 Российский статистический
ежегодник 2010.-М.:Госкомстат, 2010.-847с. 15 Россия
в цифрах 2010.-М: Госкомстат, 2010.- 525с.
16 Сапир
Ж. Современные методы развития экономики
/Ж.Сапир// Экономический журнал. -2008- №3.-С.34.
17 Семенов А.А.
Развитие экономики/ А.А. Семенов// Экономика
России. – 2009. – № 5. С. 11 – 21. 18 Скрынник
Е.Б. Задачи экономики в 2010 году/ Е.Б. Скрынник
// ВПК: экономика, управление. – 2010. –
№ 2. – С. 24 – 27. 19 Тамбовцев В. Кризис и экономическая
теория /В.Тамбовцев// Вопросы экономики.-2009- №1.-С.15.
20 Фетисов Г.
Экономика России: цели, инструменты и
правила Вопросы экономики / Г. Фетисов//Вопросы
экономики. -2008. -№11. –С.4.
21 Харрод
Р. Теория экономической динамики /Р.Харрод.
- М.: ЦЕМИ РАН, 2008.-209с. 22 Яковец Ю. В. Регулирование
экономики /Ю.Яковец//Вопросы экономики.-2009.-№8.-С.17.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Экономическое
и социальное положение Амурской области
в январе-декабре 2010 года
Январь-декабрь 2010г. | Январь-декабрь 2010г. в % к январю-декабрю 2009г. | Справочно: январь-декабрь 2009г. в % к январю-декабрю 2008г. | |
Индекс промышленного производства 1) | х | 104,6 | 109,3 |
|
|||
|
х | 90,5 | 115,9 |
|
х | 149,1 | 99,2 |
|
х | 108,3 | 109,2 |
Выполнено работ и услуг по виду деятельности "Строительство", млн. рублей | 25792,1 | 87,2 | 88,5 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади | 163,9 | 109,6 | 80,9 |
Продукция сельского хозяйства, млн. рублей | 23211,7 | 101,8 | 112,0 |
Грузооборот транспорта, млн. т-км | 79234,4 | 123,7 | 105,3 |
в том числе железнодорожного транспорта | 78827,2 | 123,8 | 105,6 |
Объем услуг связи (по крупным и средним организациям), млн. рублей | 6930,1 | 104,3 | 107,6 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей | 66934,6 | 106,0 | 97,5 |
Оборот общественного питания, млн. рублей | 3419,9 | 103,2 | 89,2 |
Объем платных услуг населению, млн. рублей | 22613,6 | 103,9 | 102,7 |
Индекс потребительских цен, % | х | 107,5 | 112,9 |
Индекс цен производителей промышленных товаров | х | 114,7 | 122,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы | х | 97,5 | 95,1 |
Среднемесячная заработная плата одного работника (январь-ноябрь 2010г.) | |||
номинальная, рублей | 21220,8 | 113,4 | 113,9 |
реальная, % | х | 105,7 | 100,6 |
Задолженность по заработной плате на 1 января 2011г., млн. рублей | 3,8 | 36,2 | 41,2 |
Общая численность безработных, тыс. человек | 27,3 | 52,8 | - |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря, тыс. человек | 14,0 | 76,9 | 83,9 |
Информация о работе Анализ проблем регулирования экономического развития Амурской области