Анализ проблем регулирования экономического развития Амурской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов.
Объектом курсовой работы является экономика региона (Амурской области). Предмет – методы регулирования развития Амурской области. Основные задачи курсовой работы: исследовать Амурскую область в целом, изучить методы и необходимость регулирования экономики региона, проанализировать методы и эффективность регулирования экономического развития региона.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические и правовые основы регулирования экономики региона 4 1.1 Сущность регулирования экономики региона 4 1.2 Необходимость регулирования экономики региона 8
1.3 Методы регулирования экономики региона 12
2 Анализ проблем регулирования экономического развития Амурской
области 16
2.1 Несовершенство нормативно правовой базы Амурской области 16
2.2 Анализ эффективности регулирования экономического развития Амурской области 25
Заключение 30
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение                                                                                                                       2

1 Теоретические и правовые основы регулирования экономики региона            4                                                                         1.1 Сущность регулирования экономики региона                              4                 1.2 Необходимость регулирования экономики региона                                      8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

      1.3 Методы регулирования экономики  региона                                                 12

  2  Анализ  проблем регулирования экономического  развития Амурской            

  области                                                                                                                      16

      2.1 Несовершенство нормативно правовой базы Амурской области               16                                               

      2.2 Анализ эффективности регулирования  экономического развития Амурской  области                                                                                                                    25

Заключение                                                                 30                         

Библиографический список                                                                                32

Приложение А                                                                                                              34  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблемы  государственного вмешательства в  экономику были и остаются актуальными  на протяжении всей истории государства. Крупное производство и рынок  немыслимы без развитых экономических отношений, поэтому на современном этапе регулирование экономики является важнейшей функцией. Регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Из сказанного следует цель данной работы – рассмотрение проблем  регулирования экономики Амурской области.   Любой регион РФ, в том числе и Амурская область является объектом государственного регулирования.

      Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом. 
          Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов. 
          Объектом курсовой работы является экономика региона (Амурской области).                                                                                                                                             Предмет – методы регулирования развития Амурской области.  Основные задачи курсовой работы: исследовать Амурскую область в целом, изучить методы и необходимость регулирования экономики региона, проанализировать методы и эффективность регулирования экономического развития региона.

     При курсовой работы была использована учебно-методическая, аналитическая, статистическая информация, нормативно-правовые документы, а также Интернет-ресурсы.

     В качестве методов были использованы метод статистического анализа, изучение литературы, нормативно правовой базы, публикаций и статей, сравнительный метод, метод группировок, сравнительный метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ                       ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    1. Сущность регулирования экономики региона

     Государственное регулирование экономики региона  в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными и муниципальными учреждениями в целях приспособления к изменяющимся условиям и обеспечения социально-экономического развития на региональном уровне.   Конкретные направления,  масштабы и формы регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в том или ином регионе.           Для уяснения механизма государственного регулирования экономики необходимо знать его субъекты, объекты и инструменты.1    Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов -  это социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку,  доходам, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации и другие объединения.    Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Наиболее могущественные из них -  профсоюзы и союзы предпринимателей.  Они осуществляют собственные концепции экономической политики,  стремясь оказывать максимальное воздействие на процесс государственного регулирования экономики.  С выразителями и носителями экономических интересов тесно связаны политические партии.     Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти,  построенные по иерархическому принципу,  а также центральный национальный банк.           Объекты государственного регулирования -  это сферы,  отрасли, поселения,  а также ситуации,  явления и условия социально-экономической жизни региона.2            Основными объектами регулирования являются:      • отраслевая и территориальная структура хозяйства;     • условия накопления капитала;        • занятость;            • цены;            • состояние научных исследований и опытно-конструкторских работ;  • условия конкуренции;         • внешнеэкономические связи;         • социальные отношения,  включая отношения между работодателями и работающими по найму,  а также социальное обеспечение;      • окружающая среда;          • подготовка и переподготовка кадров.      Государственное регулирование опирается на использование рычагов и методов,  прямых и косвенных регуляторов и осуществляется с помощью функций управления.  В процессе регулирования активно используются прогнозирование, планирование, контроль.        Средства государственного регулирования подразделяются на административные,  денежно-кредитные и бюджетные.  Самостоятельным комплексным инструментом регулирования и одновременно его объектом является государственный сектор экономики и муниципальные предприятия.         Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба.  Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета,  разрешения и принуждения.  К экономическим средствам регулирования на региональном уровне можно отнести операции на рынке ценных бумаг,  прямое хозяйственное воздействие средствами бюджетной политики,  регулирующую роль налоговых ставок и налоговых льгот, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.      Важную роль в государственном регулировании играют государственные и муниципальные предприятия.  Их деятельность в инфраструктуре,  транспорте,  энергетике,  сырьевых отраслях,  в подготовке и переподготовке кадров,  в области охраны окружающей среды зачастую датируется за счет бюджета,  что способствует стабилизации или даже снижению цен на услуги,  а,  следовательно,  и уменьшению издержек частного сектора.     Инвестируя в государственный сектор и муниципальные предприятия органы управления стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы,  обеспечить структурные изменения,  позволяющие создать новые и реконструировать старые объекты в тех сферах деятельности,  отраслях и поселениях,  куда частный капитал вовлекается недостаточно.     Целям государственного регулирования служит целый набор инструментов воздействия на внешнеэкономические связи региона. Это,  в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг и капиталов, кредитование экспорта,  гарантирование экспортных кредитов,  меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику региона, привлечение иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях.3          Несмотря на существование в условиях рынка предела эффективности государственного регулирования экономики,  оно продолжает развиваться и воздействовать на решение социально-экономических проблем. Для того,  чтобы успешно овладеть инструментами государственного регулирования необходимо знать:

  • правовые аспекты взаимодействия органов управления и субъектов хозяйственной деятельности;            • порядок регистрации коммерческих организаций,  в том числе предприятий с иностранными инвестициями;        • формы и методы приватизации государственного и муниципального имущества,  функции органов государственного и муниципального управления, на которые возложено проведение приватизации;        • понятия несостоятельности  (банкротства)  предприятия,  полномочия арбитражного управляющего,  полномочия органов и организаций по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;        • налоговую систему Российской Федерации, объекты налогообложения, компетенцию органов власти всех уровней в регулировании налоговых поступлений;              • бюджетную систему и бюджетное устройство,  механизмы формирования доходной о расходной частей регионального и местных бюджетов;              • вопросы земельных отношений;         • вопросы государственного регулирования внешней экономической деятельности; тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности,  систему таможенных органов;        • инструменты государственного регулирования малого и среднего  предпринимательства;             • понятия антимонопольной политики,  функции и полномочия территориальных органов федеральной антимонопольной службы;      • правовые аспекты лицензирования предпринимательской деятельности;  • вопросы стандартизации и сертификации продукции и услуг;    • организацию работы службы занятости.4      1.2 Необходимость регулирования экономики региона                                                   Всякое государство функционирует на определенной территории, состоящей из некоторого числа территориальных образований. Поэтому государство не может устраниться от мер регулирования составных частей принадлежащего ему территориального пространства. Поскольку, входящие в состав данной страны территориальные единицы могут значительно различаться по ряду социально-экономических, географических, демографических и иных показателей, то это служит основанием для существования у каждой территории своих экономических, политических, социальных, этнокультурных, правовых и иных интересов. Вместе с тем несовершенства рынка служат другим основанием регулирования развития регионов.           Существует понимание, что имеется недостаток мирового опыта в отношениях между государством и отдельными территориями. Однако, если мы посмотрим на опыт федеративных государств, число которых достигает 20, особенно сопоставимых по масштабам с Россией, то мы можем заметить, что здравый смысл подсказал государственным деятелям Австралии, Китая, Канады, Бразилии следующий подход: чем меньше экономический потенциал страны, тем хуже должен быть спектр притязаний государства по достижению равномерности социально-экономического развития. Этот исходный принцип является реально эффективным вопреки всем иным пожеланиям. Вместе с тем ограничение разнообразия в форме всеобщего равномерного развития регионов не отрицает индивидуальности и учета специфики отдельных территорий. Существование самостоятельной системы интересов каждого региона сопряжено с проблемами их удовлетворения. Соединение интересов регионов и государства требует регионального развития, формирования партнерских соглашений, взамен ранее существовавших отношений унитарного государства. В ряду проблем регионального развития, в которых активная роль принадлежит государству, центральной является та, что региональные системы не в состоянии обеспечить сбалансированное устойчивое социально ориентированное развитие. Функционирование на отдельных территориях единой энергосистемы страны, транспортных коммуникаций, инфраструктуры связи и нефтегазового комплекса, не является достаточным условием устойчивого самоуправляемого развития регионов. Технологическое единство должно быть дополнено институциональным единством регионов, то есть основой не только экономического, но и правового и психолого-нравственного характера. Как правило такое единство может быть достигнуто с помощью регулирующих функций государства. Так как традиционный рыночный механизм не в состоянии в полной мере реализовать свои функции из-за неразвитости отдельных региональных рынков (рынка потребительских товаров, рынка жилья, рынка средств производства, финансового рынка, рынка рабочей силы, недвижимости, услуг разного назначения и др.), то процесс институционального развития в основном становится прерогативой государства.5          Существует ряд изъянов регионального развития, устранить которые субъектам федерации в большинстве случаев невозможно. Проявляются эти изъяны регионов как результат стихийного самоуправляемого развития регионов на основе механизма рынка. Изъяны или провалы регионов - это их неспособность определить и использовать сравнительные преимущества регионов как по объективным, так и субъективным причинам.    По объективным причинам отсутствие сравнительных преимуществ может быть вызвано из-за отсутствия легко вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов и их диспропорция, слабая научная разработка подходов к их использованию, финансово-инвестиционный голод, монопольная концентрация финансовых ресурсов, трудности привлечения квалифицированных кадров и др.       Существует широко распространенная точка зрения, что одной из трудно разрешимых проблем регионов является чрезмерная специализация. В действительности специализация и основанная на ней концентрация производства обеспечивают снижение предельных издержек из-за эффекта масштаба. Сформированная в советский период специализация, скрывает намеренное создание рассеянного по территории России того или иного производства.6             Сегодня регион необходимо рассматривать не только как субъект экономических отношений, но и выразителя и исполнителя экономических интересов. Экономические интересы регионов сопряжены с характерной для большинства из них многофункциональностью. В свою очередь многофункциональность региона является производной от уровня однородности его природно-ресурсных и социально-экономических показателей.           Множественность форм собственности и регуляторов экономики региона формируют процессы и структуры, которые отличаются значительной неопределенностью и различным происхождением. Регулирование экономического развития регионов - это составная часть экономической политики государства, ориентированной на экономическое развитие территории. Как и всякая государственная политика она направлена на определенные объекты, преследует определенные цели, а решение соответствующих задач предполагает механизмы регулирования, поиск объема и структуры средств регулирования.       Объектом государственного регулирования экономики региона являются сферы, отрасли, социально-экономические процессы, протекающие на территории субъектов Российской Федерации. Различные стороны социально-экономической жизни региона становятся объектом регулирования в меру расхождения показателей социально-экономического развития с их регламентируемым общественно-необходимым уровнем.   Структура объекта регулирования - это совокупность проблем, без решения которых объект регулирования распадается. Поведение объекта государственного регулирования экономики региона предполагает некоторое соотношение цели и средств этого процесса. Формулировка целей регионального развития является функцией средств, располагаемых как федерацией, так и конкретным регионом.7       В определении целей необходимо исходить из того, что регион может стремиться к достижению собственной цели. Вместе с тем внутренние и внешние условия регионального развития находятся в состоянии взаимного непосредственного влияния. В этом случае наличие у региона какой-либо цели не предполагается, а будущее состояние региона как объекта регулирования определяется предыдущим и влиянием внешней среды. Поскольку регулирование экономического развития регионов оценивается на трех уровнях: федеральном, субъектном и на уровне местного самоуправления, то множественность целей предполагает их иерархию.  Выработка целей регулирования экономики регионов на федеральном уровне не является обобщением политики регулирования на субъектном уровне. Это обусловлено тем, что у России как целостного федеративного государства имеются такие свойства, которые отсутствуют у субъектов федерации. Достижение целей государственного регулирования в общем виде направлено на ограничение разнообразия социально-экономического развития регионов.     Основными препятствиями по достижению целей государственного регулирования экономики регионов является не только ресурсная ограниченность, но также политико-правовая способность государства реализовать эти цели.8            1.3 Методы регулирования экономики региона                                                                         Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.           В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления.   Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

  •      административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
  • правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
  • рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

     Административные  методы предусматривают возможности  применения принуждения в отношении  отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.          С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.    Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.        Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.9        Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.10     Государственный заказ так же можно отнести к методам регулирования экономики регионов. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.         Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.    Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.   Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней.        Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.          Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).11 
 
 
 

Информация о работе Анализ проблем регулирования экономического развития Амурской области