Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....4
1 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОНГНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….5
1.1 Понятие и классификация миграции………………………………5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ……………………….8
2 ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….12
2.1 Основные характеристики миграционных потоков………………12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов……………...18
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России………………………………………………………………………….23
3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации…………………………..26
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации……………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45
Статья 19 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», носит декларативный характер, поскольку ответственность за нарушение положений указанных законов не предусмотрена действующим административным и уголовным законодательством.
Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд пробелов и недоработок.
1. Главным недостатком законодательства в области миграции является то, что законодательная база построена на созерцательной позиции и практически полной отстраненности государства от влияния на процессы миграции. Между субъектами миграции и государством отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном признании прав и обязанностей. Содержащиеся в законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» обязанности беженцев и вынужденных переселенцев построены на уровне декларации.[33]
Полную несостоятельность показала попытка решить все многообразие проблем миграции внесением дополнений и изменений в законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Законы не являются актами прямого действия, а предполагают принятие целой серии нормативных правовых актов, конкретизирующих их содержание. В частности Федеральный закон «О беженцах» предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента вступления в силу этого Закона прошло почти шесть лет, а до настоящего времени Правительством Российской Федерации принято только 7 нормативных правовых актов, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не приведены в соответствие с законом «О беженцах». Аналогичная ситуация с законом «О вынужденных переселенцах».
2. Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуации в субъектах Российской Федерации. Такой законопроект позволит установить порядок финансирования в единую систему расходования материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на восстановление хозяйственных объектов, упорядочит и объединит усилия федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы.
3. В 1998 г. принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».[34] Одна из глав этого Закона устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористических акций, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции. В соответствии с этим Законом порядок возмещения вреда регулируется гражданско-процессуальным законодательством, а порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации. Практика последних лет показывает, что причинивший вред, которому мог бы быть предъявлен гражданский иск, как правило, не бывает найден. В Законе не предусмотрена компенсация за ущерб, причиненный при проведении контртеррористической операции.
4. Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка проекта закона «О государственном регулировании миграционных потоков на территории России на основе установления субъектами Российской Федерации миграционных квот».
Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.
Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политические события последних десяти лет явились причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.
Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Стб. Унив. изд-во, 2003. – 48 с.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД РФ ФС РФ от 20.12.2001.
3. ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). СЗ РФ №43 ст. 4904.
4. ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003) СЗ РФ №28 ст. 2642
5. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомость СНД и ВСРФ».
6. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 №867 (ред. 29.04.2002)
7. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232
8. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668(ред. от 13.06.1996)
9. «Концепция регулирования миграционных процессов в РФ». Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1
10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Плод. Ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 391 с.
11. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения кровня толерантности. Материалы региональной научно-практической крнференции(29 – 30 мая 2002 г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г. и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 266 с.
12. Великое переселение продолжается. А.Егоров // Миграция и гражданство №1(4)/2003. – 4-5 с.
13. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. – 107-110 с.
14. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2001. – 31-37 с.
15. Буква Закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-26 с.
16. Миграции: беда или благо? В.Костаков // Экономист №2/2000. – 34-39 с.
17. Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство №2(5)/2003. – 21-23 с.
18. Миграционный поток и русло закона // Закон №11/2002. – 105-107 с.
19. Незваные гости // Закон №11/2008. – 102-104 с.
20. Нужны ли России русские? А.Спектор // Наш современник №3/1998. – 177-186 с.
21. Особенности современных процессов миграции Е.А.Назарова // Социологические исследования №7/2000. – 106-116 с.
22. Российское гражданство: закон суров, но… // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 2-3 с.
23. Современные миграционные процессы в России. Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. – 39-43 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Основные особенности современных миграционных потоков в России
Характерные черты | Миграционные потоки | ||
Внутренние | Внешние: между Россией и странами… | ||
ближнего зарубежья | дальнего зарубежья | ||
1. Интенсивность миграционных потоков | Сокращение перемещений населения | Волнообразный характер; снижение интенсивности потоков | В начале 90-х гг. увеличение потоков мигрантов, но затем сокращение, особенно после августа 1998 г. |
2. Направление миграционных потоков | 1992 г. – инверсия в миграциях «город– село»; отток с севера и востока страны в старообжитые районы | Приток мигрантов из всех бывших союзных республик в Россию | Приток в основном из стран Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, КНДР, Вьетнам), а также Турции, бывших соц. Стран; отток в основном в США, германию, Израиль |
3. Состав мигрантов | Семейная миграция; пониженная доля мигрантов в трудоспособном возрасте; достаточно квалифицированные кадры | Семейная миграция; сложный неоднородный состав; преобладает русское и русскоязычное население; возрастной состав мигрантов прогрессивнее, чем возрастной состав местного населения; в основном высококвалифицированные кадры | Резкое преобладание мигрантов трудоспособного возраста; уровень квалификации выезжающих выше уровня квалификации въезжающих |
4. Мотивы перемещения мигрантов | Экономические (преобладание вынужденной) | Этнополитические (резкое преобладание вынужденной) | Экономические, социальные |
5. Степень легализации | ___ | Низкая | Средняя |
6. Степень приживаемости мигрантов | Низкая | Низкая (почти половина мигрантов транзитные) | Средняя |
7.Особенности размещения мигрантов на территории России | Концентрация в регионах наиболее глубокого промышленного кризиса, с высокой безработицей, но развитым частным сектором экономики | Концентрация в регионах развития частного сектора экономики и в приграничных районах | Концентрация в регионах с развитой инфраструктурой, привлекательных для иностранных инвесторов, и в приграничных районах |
Приложение 2
Структура управления миграционными потоками в Российской Федерации
2
[1] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с.
[2]Миграции: беда или благо? В.Костаков // Экономист №2,/2000. 34 с.
[3]Современные миграционные процессы в России Н.В.подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.
[4] Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. 161 – 162 с.
[5] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21 с.
[6] Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация сегодня №11/2001. - 30 с.
[7] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-22 с.
[8] Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация сегодня №11/2001.- 30 с.
[9]Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-22 с.
[10] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. - 39-40 с.
[11]Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова // Социологические исследования №7/ 2000. 107-108 с.
[12]Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова // Социологические исследования №7/ 2000. 109 – 110 с.
[13] Нужны ли России русские? А.Спектор // Наш современник №3/1998.- 185-186 с.
[14] Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова // Социологические исследования №7/ 2000. 106 с.
[15] Незваные гости? // Закон №11/2008. – 102-104 с.
[16]Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. - 102-103 с.
[17] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. - 22 с.
[18]Современные миграционные процессы в России. Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. - 42 с.
[19] Русский мир. Ловушка для соотечественника // Новое время №44/2001 26 с.
[20] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. - 22-26с.
[21] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1
[22] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.
[23] Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.
[24] Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят Государственная Дума РФ ФС РФ 20.12.2001.
[25]Миграционный режим: нарушения и санкции// Миграция и гражданство №2(5)/2003. - 21-22 с.
[26]Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.
[27] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД ФС РФ 20.12.2001.
[28] Указ Президента «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668 (ред. от 13.06.1996).
[29]Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.
[30] Констиуция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2003. – 48 с.
[31] Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003) СЗ РФ №43 ст. 4904
[32] Закон Рф «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002) . «Ведомости СНД и ВСРФ»
[33] Закон. Защита прав человека стр107 109
[34] Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003)
Информация о работе Анализ механизма регулирования миграционных процессов