Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....4
1 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОНГНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….5
1.1 Понятие и классификация миграции………………………………5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ……………………….8
2 ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….12
2.1 Основные характеристики миграционных потоков………………12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов……………...18
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России………………………………………………………………………….23
3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации…………………………..26
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации……………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45
Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 2006 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2008 – 2009 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).[15]
В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2008 – 2009 годов отражена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2008 – 2009 годов
Годы | Особо тяжкие преступления | Тяжкие | Убийства | Покушения на убийства |
2001 г. | 4439 | 11235 | 567 | 45 |
2002 г. | 3812 | 7608 | 439 | 50 |
По данным МВД России, в 2009 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2008 год (больше на 4,5 %).Наибольшее число преступлений на территории России за 2009 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице 2.
Таблица 2 - Число совершенных преступлений на территории России за 2009 год иностранными гражданами
Страна | Количество совершенных преступлений |
Азербайджан | 3184 |
Армения | 1099 |
Беларусь | 706 |
Вьетнам | 74 |
Грузия | 1669 |
Казахстан | 1033 |
Китай | 386 |
Кыргызстан | 257 |
Литва | 72 |
Молдова | 2122 |
Таджикистан | 1979 |
Туркменистан | 105 |
Узбекистан | 914 |
Украина | 5749 |
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.[16]
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.[17]Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны.[18] Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.[19]
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:
защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
сочетание интересов личности, общества и государства;
дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи во внешнеполитической области:
защита прав и свободы российских граждан;
выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.
В области науки и информации предполагается решение следующих задач:
дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия х переезда, трудоустройства и проживания в России;
совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.
3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации
Информация о работе Анализ механизма регулирования миграционных процессов