Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....4
1 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОНГНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….5
1.1 Понятие и классификация миграции………………………………5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ……………………….8
2 ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….12
2.1 Основные характеристики миграционных потоков………………12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов……………...18
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России………………………………………………………………………….23
3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации…………………………..26
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации……………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
1. В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России
совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации4
расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и оп другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;
обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.
2. В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в России установление квот распределения по субъектам РФ лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации
разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;
создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории российс4кой федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;
создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;
государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан РФ;
создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;
привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов РФ;
разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;
сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.
3. В области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации
соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);
противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;
проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;
создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;
стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;
создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.
4. В области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны
участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ;
обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;
обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания;
предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания.
5. В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей
развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов, обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;
содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.
6. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников
обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.
7. В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации
восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;
проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.
8. В области содействия добровольному переселению соотечественников из государств – участников Содружества Независимых государств и государств Балтии
содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации;
реализация международных договоров РФ по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами – участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется;
разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации;
создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, образования в России.[20]
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».[21] Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ.[22] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[23] функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией.
Основная работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Структура управления миграционными потоками на федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского края) показана в Приложении 2.
Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[24], предусматривающих ответственность за следующие правонарушения:
предпринимательская детальность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
Информация о работе Анализ механизма регулирования миграционных процессов