Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,

Содержание

Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»..18
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»………………………………………………20
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28
Заключение………………………………………………………….………..…32
Список использованной литературы……………………………………........34

Работа содержит 1 файл

курсовая робота 3.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     Объем реализации фирмы по данному инвестиционному  проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости  выбранных рынков сбыта, а также  установившихся средних рыночных цен  на аналогичную продукцию и услуги.

     Исходя  из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы  в год в разрезе основных видов  деятельности.

     Объем продаж в натуральном выражении  принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена - по опыту пробных продаж продукции и аналогичных услуг на рынке.

     Реальная  производственная и сбытовая стратегия  предприятия строится исходя из сезонности спроса на продукцию и услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия. 

     2.3. Основные факторы,  влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 

     Для того чтобы оценить, является ли продукция  предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара – конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

     Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.2.1).  

     Табл. 2.1 - Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие

Виды  продукции,

по которым  заключен контракт

  

Ед. измере-ния 
Постаика

 продукции  для гос.нужд

Отклонение  от заключенного контракта 
Выполнение плана, % 
по  контрак-ту фактически

выполнено

1.Ведомый диск шт. 10 10 - 100
2.Ведущий вал шт. 10 9 -1 90
3.Опорная вилка шт. 10 10 - 100
4.Возвратная пружина шт. 10 8 -2 80
5.Цилиндр шт. 10 10 - 100
 

     Отклонение  в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.

 

      Табл. 2.2 - Анализ ритмичности выпуска  продукции (по декадам)

Декады  месяца Выпуск продукции, тыс. р. Удельный  вес продукции, % Выполение плана

по ритмичности

 
 
по

плану

фактически по плану фактически тыс. р. %
I квартал 1343625 1346542 25 26 1343625 25
IIквартал 1254500 1287400 24 23 1254500 24
IIIквартал 1472175 1400478 27 26 1400478 26
IVквартал 1304200 1351750 24 25 1304200 24
Итого 5374500 5386170 100 100 5302803 29
 

     Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы  показывают, что предприятие в  течение года работало ритмично, допускались  незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года. 

     Табл.2.3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели По плану По отчету Влияние факторов на объем реализации
А 1 2 3
1.Остаток готовой продукции на начало отчетного года 207000 213000 +6000
2.Выпуск  продукции 5374500 5386170 +11670
3.Остаток  готовой продукции на конец  года 390000 429000 +39000
4.Отгрузка  продукции 5191500 5170170 -21330
5.Остаток  товаров отгруженных:

а) на начало года

150000 214000 +64000
б) на конец года 1584000 1486000 -98000
6.Разные  поступления - - -
7.Реализация  продукции за год 3757500 3898170 +36330
 

     Данные  табл. 2.3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло  в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остатков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влияние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

     Для оценки конкурентоспособности продукции  необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.4).

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%: 

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем: 

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам(): 

     Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам. 

     Таблица 2.4 – Единичные и групповые  показатели конкурентоспособности  двигателя автомобиля «ВАЗ 2110»

Показатель Оцениваемый вариант  изделия Изделие конкурента     G
Технические параметры
Число цилиндров 5 5 1 0,15 0,15
Диаметр цилиндров, мм 93 93 1 0,25 0,25
Ход поршня, мм 92 93 0,99 0,2 0,198
Рабочий объем, л 2.0 2,2 0,9 0,1 0,09
Итого - - - - 0,688
Экономические параметры
Цена, т.р. 45 49 0,92 0,6 0,552
Итого - - - - 0,552
 

     По  данным таблицы можно сделать  вывод о том, что оцениваемый  двигатель уступает базовому образцу  по техническим параметрам, но превосходит  его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .

     Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности  товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности  продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

 

      Глава 3. Выявление  резервов для повышения  конкурентоспособности  ОАО «Фаворит» 

     Повышение конкурентоспособности предприятия  имеет два направления:

     первое  – завоевание рынков, используя  все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

     Анализ конкурентным позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

     Факторы могут воздействовать как в сторону  повышения конкурентоспособности  предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии