Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,

Содержание

Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»..18
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»………………………………………………20
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28
Заключение………………………………………………………….………..…32
Список использованной литературы……………………………………........34

Работа содержит 1 файл

курсовая робота 3.doc

— 238.00 Кб (Скачать)
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности»

     на  тему: “Анализ конкурентоспособности  продукции на производственном предприятии” 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

     2008

 

     Содержание 

Введение………………………………………………………….……………....3

Глава 1. Теоретические основы анализа  конкурентоспособности продукции.5

1.1.Понятие  конкурентоспособности продукции  и ее основные показатели..5

1.2.Анализ  в системе маркетинга……………………………………………...14

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции  на ОАО «Фаворит»..18

2.1.Организационно  – экономическая характеристика  предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18

2.2.Маркетинг  – как инструмент регулирования  хозяйственной деятельностью ОАО  «Фаворит»………………………………………………20

2.3.Основные  факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24

Глава 3. Выявление резервов для повышения  конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28

Заключение………………………………………………………….………..…32

Список  использованной литературы……………………………………........34

 

      Введение 

     В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг па друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.

     Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

     - сосредоточении усилий широкого  круга компаний на налаживании  производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

     - изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой  рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную,  с целью возможного его использования  на своем предприятии;

     -активизации  деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний.

     Объектом  исследования в работе выступает  ОАО «Фаворит».

     Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность  продукции на ОАО «Фаворит», а  так же предложение мероприятий  по совершенствованию. В связи с  этим задачами курсового проекта являются:

     - определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;

     - анализ конкурентоспособности продукции  на конкретном предприятии,

  • выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

 

      Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции 

     1.1.Понятие  конкурентоспособности  продукции 

     и ее основные показатели 

     Конкурентоспособность продукции — это ее относительная  характеристика, которая отражает отличие  от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

     -определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     -конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

     Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

     - нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

     - техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

     - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

     - организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);

     Методика  анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис. 1.1 

     

     Рис. 1.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности  продукции 

     Для оценки конкурентоспособности продукции  по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%: 

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем: 

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам(): 

     Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

     Качество  продукции - совокупность свойств продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

     Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

     а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

     б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

     в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

     г) эстетичность изделий.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

     - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

     - удельный вес продукции высшей категории качества;

     - средневзвешенный балл продукции;

     - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

     - удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;

     - удельный вес сертифицированной продукции;

     - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко 
развитые промышленные страны.

     Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

     - оценивается технический уровень  продукции;

     - выявляются отклонения этого  уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

     - анализируется структура выпуска  продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

     - выявляются факторы, сдерживающие  рост технического уровня продукцией;

     - обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

     Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

     К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

     Анализ  отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии