Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:33, реферат
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Введение………………………………………………….…………………….3
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..4
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…....10
2.1.Общая классификация……………………..……………………..……....10
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….13
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….14
2.4 Организация…………………………………………………..….……… 15
2.5 Регион……………………………………………………………....……..15
2.6 Страна……………………………………………………………………..16
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……17
3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….17
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……18
Заключение...……………………………………………………………...…..24
Список литературы…………………………………………………...………25
Значения
перечисленных четырех
2.4 Организация
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
Внутренние
конкурентные преимущества организации
достигаются и реализуются
Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее (1;212).
2.5 Регион
К разновидностям региональных образований относятся республика, край, область, город.
Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов (1;218):
1) конкурентоспособность страны, в которую входит регион:
2) природно-климатическими,
географическими,
3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
4) уровень
соответствия параметров
5) уровень
международной интеграции и
На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья страна) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.
2.6 Страна
Конкурентными преимуществами страны могут быть(1;2180-219):
1) значительный расход из бюджета на НИОКР;
2) значительное вложение в развитие человека;
3) стабильность политической правовой системы страны;
4) доля ВВП на душу населения;
5) высокая продолжительность жизни;
6) высокая
эффективность использования
7) оптимальный экспорт;
8) низкая инфляция;
9) наличие
природных ресурсов и
10) значительная доля конкурентоспособных фирм;
11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12) гибкость финансовой системы;
13) динамичность внутреннего рынка;
14) отсутствие
сверхнормативных
15) высокая
образованность населения
16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
18) высокое
качество инфраструктуры
19) низкие налоговые и таможенные ставки;
20) высокая культура бизнеса в стране.
3.Конкурентные
преимущества и недостатки
3.1.Конкурентная стратегия страны
Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.
Для понимания
природы конкуренции основной единицей
является отрасль (неважно, перерабатывающая
или из сферы услуг), либо отрасли,
т.е. группа конкурентов, производящих
товары или услуги и непосредственно
соперничающих между собой. Стратегически
значимая отрасль включает в
себя продукты со сходными
источниками конкурентного
Разрабатывая конкретную стратегию, страны стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже– как было замечено ранее - конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы:
1) конкурентоспособность страны;
2) конкурентоспособность отросли;
3) конкурентоспособность смежных отраслей;
4) конкурентоспособность донного рынка;
5) конкурентоспособность
изготовителя и его
6) конкурентоспособность поставщиков;
7) конкурентоспособность товаров на рынке;
8) конкурентоспособность товаров – заменителей;
9) форма
рынка, количество
10) размер (объем) рынка;
11) среднеотраслевая норма прибыли;
12) стадия жизненного цикла рынка;
13) доступ на рынок (высота барьеров);
14) качество правового обеспечения;
15) сила
конкуренции на рынках
16) политика ценообразования;
17) качество сервиса;
18) качество
подготовки специалистов в
19) качество управления (менеджмента).
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики
В журнале «Коммерсантъ-Деньги» опубликована статья «Монополистическое отечество в опасности», главным тезисом которой является то, что самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму (4;31).
Экономика
нынешней России, приобретя некоторые
черты рыночной, сохранила и черты
старой системы. В итоге круг тех,
кто может успешно вести
Поэтому не случайно, что все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту .
Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство.
Необходимо
также обозначить еще одну большую
проблему — ограничения, наложенные
на конкуренцию на рынке рабочей
силы. В первую очередь это ограничения,
сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний
день в России рабочая сила прикована
к индустриальным городам системой
регистрации и связанной с
ней системой социальных благ. Семья
безработного, живущая в экономически
неблагоприятном районе, имеет пособие
по безработице и экономические
субсидии, все члены семьи лечатся
бесплатно, а дети получают бесплатное
среднее образование и
К тому же в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).
Вот ещё
одно мнение опубликованное уже в
журнале «Экономист» доктором экономических
наук, профессором В. Кондрашовым:
«...приходится констатировать, что, следуя
к рынку, реформаторские силы в нашей
стране в решении проблем
Также нужно отметить, что макроэкономическая структура в России не соответствует требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень производства конкурентоспособных услуг и нематериальных продуктов.
Решение
указанной проблемы в России возможно
на основе разработки и реализации
национальной доктрины, ядром которой
должна стать стратегия рационального
использования имеющихся
Последствия
перечисленных тенденций
Анализ
конкурентоспособности
Россия
располагает наибольшими
К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% (8;3).
В условиях укрепления рыночного механизма становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и развития процесса конкурентоспособности всех уровней, структур, внешних и внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей категорией, объединяющей конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение региона на внутреннем рынке и обеспечивающей предпосылки для укрепления позиций страны на мировом рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами на внешнем рынке. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5-ти эти преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х регионов они по существу отсутствуют вовсе (9;65).
Выбирая варианты стратегического развития страны и интеграции в мировое хозяйство, необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности России, учитывать все плюсы и минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж мало.
Конкурентные преимущества российской экономики:
дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;
значительные
масштабы накопленных основных производственных
фондов и фондов универсального обрабатывающего
оборудования в промышленности, позволяющие
снизить капиталоемкость
наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам.
Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике