Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:33, реферат
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Введение………………………………………………….…………………….3
1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..4
2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…....10
2.1.Общая классификация……………………..……………………..……....10
2.2 Персонал……………………………………………………...………..….13
2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….14
2.4 Организация…………………………………………………..….……… 15
2.5 Регион……………………………………………………………....……..15
2.6 Страна……………………………………………………………………..16
3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……17
3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….17
3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……18
Заключение...……………………………………………………………...…..24
Список литературы…………………………………………………...………25
Содержание
Введение………………………………………………….……
1.Методические
основы управления
2.Классификация
конкурентных преимуществ
2.1.Общая
классификация……………………..…………………
2.2 Персонал……………………………………………………..
2.3 Товары
и услуги…………………………………………..…………
2.4 Организация…………………………………………………
2.5 Регион…………………………………………………………….
2.6 Страна………………………………………………………………
3.Конкурентные
преимущества и недостатки
3.1.Конкурентная
стратегия страны……………………………………
3.2.Эффективность
конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности
российской экономики…………………………
Заключение...……………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Конкуренция
- одна из самых главных черт рыночного
хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает
условия для самореализации в
сфере экономики путем
В условиях
усиливающегося процесса глобализации
и интернационализации проблемы
международной конкуренции
Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д. .
В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.
Также в
задачи работы входит оценка конкурентных
преимуществ и недостатков
1. Методические основы
Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем .
Наиболее
цитируемым автором из зарубежной и
отечественной литературе по теории
управления конкурентными преимуществами
и конкурентоспособностью страны и
отраслей является Майкл Портер. Однако
его теория разработана на основе
анализа многих стран, отраслей и
фирм, работающих в условиях сформировавшихся
рыночных отношений, характеризующихся
стабильностью и высоким
Таблица 1
Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании
Основные теоретические |
Почему эти положения нельзя полностью применить в условиях российской переходной экономики |
1.
Стадия конкурентоспособности - стадия факторов производства; - стадия инвестиций; - стадия нововведений; - стадия богатства. Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью |
Перечисленные стадии, по сути, отражают
совершенно разные явления и никак
не могут стоять в одном ряду.
Например, богатство – цель общества
(выход системы), инновация – инструмент
(процесс в системе), а инвестиции
и факторы производства – средства
(вход системы). Переход страны из четвертой
стадии в третью является исключением,
результатом временного кризиса. Стадии
развития станы характеризуются
номером технологического уклада (точнее,
структурой укладов). Например, США
характеризуется |
2. Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен) |
Такой подход не охватывает многих аспектов
конкуренции и |
3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются: - новые технологии; - новые запросы покупателя; - появление нового сегмента; - изменение стоимости компонентов производства; - изменение правительственного регулирования |
На проблему нужно смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управления предприятием, персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического сервиса товара у потребителя и др. |
4. Цепочка ценностей фирмы |
Во-первых, это не цепочка ценностей фирмы, а ее специфические функции. Ценности – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем. Во-вторых, в составе основной деятельности есть функция «обеспечения поставок», в состав вспомогательной деятельности она тоже включена, но под другой формулировкой – «снабжение». В-третьих, предприятие имеет: 1) организационную структуру,
куда входят все службы, выполняющие
управленческую деятельность 2) производственную структуру,
состоящую из подразделений |
5. Конкуренцию в отрасли - способность покупателя торговаться; - способность поставщиков торговаться; - угроза появления товарозаменителей; - угроза появления новых конкурентов; - соперничество между конкурентами. |
Во-первых, перечисленные силы по формулировке неконкретные, их невозможно, измерять (а значит, и управлять ими). Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли. Конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы: 1) конкурентоспособность страны; 2) конкурентоспособность отросли; 3) конкурентоспособность смежных отраслей; 4) конкурентоспособность донного рынка; 5) конкурентоспособность
изготовителя и его 6) конкурентоспособность поставщиков; 7) конкурентоспособность товаров на рынке; 8) конкурентоспособность товаров – заменителей; 9) форма рынка, количество
изготовителей (продавцов) и 10) размер (объем) рынка; 11) среднеотраслевая норма прибыли; 12) стадия жизненного цикла рынка; 13) доступ на рынок (высота барьеров); 14) качество правового обеспечения; 15) сила конкуренции на
рынках продавцов и 16) политика ценообразования; 17) качество сервиса; 18) качество подготовки специалистов в отрасли; 19) качество управления (менеджмента); 20) качество государственного
регулирования рыночных |
6. Детерминантами конкурентного |
Перечисленные детерминанты (нам предлагается назвать их факторами достижения конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных преимуществ и неконкретны. Предлагаются следующие факторы конкурентоспособности страны: 1) качество государственного
регулирования управления 2) отработанность и 3) качество образования и расходы на него из бюджета; 4) инновационная активность в стране; 5) стабильность политической системы; 6) обеспеченность собственными ресурсами; 7) средняя заработная плата работников образования и науки; 8) природно-климатические условия; 9) качество инфраструктуры; 10) богатство страны; 11) уровень риска 12) уровень коррупции; 13) криминогенность обстановки в стране и др. |
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим (1;192-193):
1) анализ,
отбор и обоснование
2) развитие
слабых сторон объекта и
3) формирование
цели функционирования и
4) фокусирование
факторов
5) направление
сфокусированных факторов
В настоящее
время многие ученые и специалисты
считают, что конкурентоспособность
– это результат нашей работы
в области качества объектов, она
может быть оценена только на реальном
рынке. Эта ошибочная теория или
точка зрения, отталкивающаяся, как
и во всех разделах экономики (финансовый
менеджмент, маркетинг, экономика предприятия,
производственный менеджмент и др.),
от факта, реального мира, а не от
прогноза, виртуального мира, от тактического,
а не стратегического маркетинга.
Многие забывают, что профилактика
в десятки и даже сотни раз
эффективнее лечения. Нужно до того
сконцентрировать и правильно направить
факторы конкурентоспособности, а
не разводить руками после реального
обнаружения
2. Классификация конкурентных
2.1.Общая классификация
Будем осуществлять классификацию по следующим признакам (1; 200):
1) по отношению к системе;
2) по
сферам возникновения
3) по
содержанию фактора
4) по
времени реализации
5) по месту реализации преимущества;
6) по
виду получаемого конечного
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2).
Таблица 2
Классификация конкурентных преимуществ (1.201-205)
Признак классификации |
Виды преимуществ |
Примеры преимуществ |
1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.) |
1.1 Внешние (по отношению к
1.2 Внутренние (в системе) |
Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. Принятые обществом ценности организации. Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации. |
2. Сфера возникновения преимуществ |
2.1 Природно-климатические
2.2 Социально-политические
2.3 Технологически
2.4 Культурные
2.5 Экономические |
Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгонное географическое положение страны. Умеренно-континентальный климат. Устоявшиеся рыночные отношения в стране. Стабильность политической ситуации в стране. Отлаженная законодательная система в стране. Низкий уровень общей преступности в стране. |
Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации производства и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе. Мобильность технологий. Ценности страны, организации, ориентированны на духовное развитие личности. Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. Устойчивая налоговая система. Устойчивая система Применение в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны. Высокая квалификация кадров. | ||
3. Содержание фактора преимущества |
3.1 Качество товара (услуги)
3.2 Цена товара
3.3 Затраты у потребителя товара
3.4 Качество сервиса товара |
Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Современный дизайн, комфортность. Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.д.) Экологичность. Низкие издержки производства
за счет использования эффекта Высокий уровень унификации. Безотходная технология. Высокая конкуренция у поставщиков. Наличие товаров-заменителей для потребителей товара. Высокий уровень конкуренции
у изготовителей данного Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтоспособность товара. Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя. Высокий уровень конкуренции
у изготовителей данного Надежный имидж изготовителя. Обоснованные гарантии в сопроводительной документации. Наличие станции гарантийного обслуживания товара. Качественная инфраструктура рынка. Качественная упаковка товара. |
4. Метод, средство получения преимущества |
4.1. По наследству (объективно) 4.2. Обучение
4.3. Внедрение новшеств (инновация)
4.4. Перемещение |
Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. Изобретатели. Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованное новой технологии. Внедрение ноу-хау в область менеджменте. Освоение нового рынка. Внедрение новых технологий в область рекламирования товара. Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами. |
5. Место реализации преимущества |
5.1. Рабочее место
5.2. Организация
5.3. Регион
5.4. Отрасль
5.5. Страна
5.6. Мировое сообщество |
Система «канбан» (точно в срок). Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место конструктора. Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. Высокая конкуренция на «входе» организации. Система автоматизированного проектирования (САПР) Качественная производственная инфраструктура региона. Экологичность региона. Устойчивость кредитно- Высокая конкуренция в отрасли. Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли. Наличие отраслевого центра научно-технической информации. Наличие отраслевого патентного фонда. Действие государственной
программы повышения Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер страны в целом. Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности. Защита прав человека. Интеграция и кооперирование. Взаимопомощь стран. Защита планеты Земля. |
6. Время (продолжительность) реализации преимущества |
6.1. Стратегические факторы преимущества
6.2. Технические факторы преимущества |
Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период. Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования. Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента. |
7. Вид получаемого эффекта от реализации преимущества |
7.1. Научно-технический
7.2. Экологический
7.3. Социальный
7.4. Экономический |
Получение патента. Увлечение веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. Освоение ресурсосберегающих технологий. Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. Автоматизация мониторинга ОПС. Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами. Повышение безопасности труда. Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников (жителей). Повышение уровня образования работников. Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций. |
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества.
Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).
2.2. Персонал
В работе персонал будет подразделяться на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремится) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.
К наследственным конкурентным преимуществам персонала относим:
способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
темперамент;
физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:
деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);
интеллигентность и культура;
целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
эмоциональность;
общительность, коммуникабельность;
организованность;
возраст и т.п.
2.3 Товары и услуги
Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статическими интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне конкурентоспособности): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса потребителей товара, а также динамическими факторами.
Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ в российской экономике