Анализ качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты Анализа качества продукции
1.1.Понятие и сущность качества продукции
1.2. Оценка и показатели качества продукции
Глава 2. Эффективность повышения качества продукции на предприятии
2.1. Стандартизация и сертификация продукции
2.2 Значение эффективности повышения качества продукции, методика её расчета
Глава 3. Пути повышения качества продукции
3.1. Повышение качества продукции - объективная закономерность развития предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия (1).doc

— 419.08 Кб (Скачать)

     Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

     Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты.

     Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

     Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

     * для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;

     * экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;

     * необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;

     * предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

     В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

     ∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд - Сбр),

     где ∆П -- общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv -- дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц -- дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд -- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр -- величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

     Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:

     ∆П = (Цн - Сн) ∙Vн - (Цст - Сст) ∙Vст,

     где Цн, Цст -- новая и старая продажная цена; Сст, Сн -- себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн -- объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

     Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

     Э = ∆П - Е ∙ К,

     где Е -- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложении; К -- дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

     Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Еп,) или рентабельностью активов предприятия (Ra):

     Е = ∆П / К.

     Если Е > Еп или Е > Ra, то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

     На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно выявить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности:

     - повышение технического уровня производства;

     - повышение уровня квалификации персонала;

     - совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

     - внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

     - повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

     - повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;

     - воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;

     - материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

     - создание службы маркетинга;

     - внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

     - снижение издержек на производство и реализацию продукции;

     - изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

     - проведение действенной рекламы;

     - установление оптимальной продажной цены и др.

     Приведенный перечень можно было бы продолжать, но это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Требуется комплексный подход к решению данной проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно на крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

     Такая система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Главное во всем этом - позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция. 
 
 
 

    Глава 3. Пути повышения качества продукции

     3.1 . Повышение качества продукции - объективная закономерность развития предприятия. 

     Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

     Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.

     Анализ показывает, что проблема качества зародилась, проявилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс повышения эффективности человеческого труда) развития научно-технического прогресса--НТП, в той или иной форме проявляется во всех общественно-экономических формациях.

     На первых этапах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества. -

     Почему же актуальность проблемы повышения качества продукции возрастает на современном этапе?

     Во-первых, повысились требования HТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Ведь современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и колоссальных нагрузках. Выход из строя единицы техники влечет за собой огромные убытки для предприятия.

     Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.

     Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутри-отраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество даже средней по сложности техники начинает зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных отраслей. Сегодня не существует второстепенных участков производства. Высокое качество любого изделия требует равной и безусловной ответственности каждого рабочего, ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится. Результат их совместного труда -- конечный продукт -- удовлетворяет потребностям только в том случае, если каждый узел, блок, деталь строго соответствуют стандартам и техническим условиям.

     В-третьих, по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах производства и предметах потребления (время, когда количество играло решающую роль, прошло) на первый план выдвигается их качественная характеристика. Дело в том, что для количественного потребления существуют естественные, если Даже не жесткие, границы. Например, предприятия могут не пользовать, только ограниченное количество предметов труда. В качественном развитии потребностей таких границ не существует, так как в результате общественного развития возникают новые потребности, растут требования к качеству продукции.

     Повысить качество -- это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности.

     В-четвертых, расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции кото- рык выше.

     В-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.

     Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другое организации.

     В 1986 году был создан международный стандарт МС ИСО 8402-86 «Качество. Словарь», а в 1987 году -- комплекс стандартов ИСО 9000, который содержит прогрессивные формы и методы организации работ по управлению качеством и охватывает все стадии жизненного цикла изделия.

     В СССР проблеме улучшения качества продукции и повышения эффективности производства также уделяли большое внимание. До 1950-х годов действовала система контроля качества продукции, выполняющая только одну функцию управления -- контроль готовой продукции, позже на разных предприятиях начали создаваться и внедряться системы управления качеством продукции (СУКП), развитие которых продолжается и сейчас. СУКП--тот механизм, с помощью которого можно с большей эффективностью решать задачи повышения качества продукции.

     В 1980-х годах в СССР и позднее в Российской Федерации пересматриваются устаревшие стандарты на машины и оборудование. В новые стандарты, наряду с другими качественными характеристиками, включены требования по снижению веса продукции машиностроения, уменьшению расхода топлива и электроэнергии в процессе ее эксплуатации, унификации деталей, узлов и приборов. В настоящее время Госстандарт РФ в области управлении качеством оказывает содействие отечественным товаропроизводителям по внедрению международных стандартов ИСО 9000, представляющих более высокий уровень развитая науки управления качеством.

Информация о работе Анализ качества