Анализ качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты Анализа качества продукции
1.1.Понятие и сущность качества продукции
1.2. Оценка и показатели качества продукции
Глава 2. Эффективность повышения качества продукции на предприятии
2.1. Стандартизация и сертификация продукции
2.2 Значение эффективности повышения качества продукции, методика её расчета
Глава 3. Пути повышения качества продукции
3.1. Повышение качества продукции - объективная закономерность развития предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия (1).doc

— 419.08 Кб (Скачать)
align="justify">     Можно выделить простые (масса, емкость, длина и т. д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т. д.) количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.

     Каждый вид продукции характеризуется своей номенклатурой показателей качества. В соответствии с ГОСТ 15467 используют следующие группы показателей.

     При оценке качества отечественных товаров для населения применяются показатели: сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты). В мировой практике для оценки степени превосходства одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) -- это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и то же функциональное применение, но к которой применяются различные требования в отношении качества.

     Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Обобщающие показатели -- это средняя величина, учитывающая количественные оценки основных свойств продукции и коэффициентов их весомости. Оптимальное значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление).

     Оценка качества может проводиться по однородной продукции в одинаковых и различных условиях, по разнородной -- относительно бригады, предприятия, объединения, территориальных структурных образований.

     Можно сделать вывод, что качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.

     Контроль качества можно свести к двум основным понятиям -- измерение контролируемых параметров и распределение их значений. Посредством анализа качества с помощью имеющихся данных и статистических методов определяют отношение между точными и замененными качественными характеристиками. Анализ позволяет уяснить связь между факторами, влияющими на бесперебойное функционирование производственного процесса, и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т. д.

     Рассмотрим наиболее доступные статистические методы управления качеством.

     Метод расслоения (послойный анализ) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий, если допускается, что отклонения в качестве продукции связаны с условиями производства. Сущность его заключается в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от разных факторов: квалификации работников, методов работы, характеристик оборудования качества сырья, соответствие продукции установленным стандартам.

     Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

     В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности: физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов; органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах; эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки); технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т. д.; патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения.

     По количеству  характеризуемых свойств  все показатели качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

     Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, скорость ,потребляемая мощность и т.д.)

     Относительный показатель качества продукции - отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

     Ki= Pi/Piб

     где Ki - относительный показатель качества;

     Pi  - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

     Piб  - значение единичного базового показателя качества.

     При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

     К = f(n,bi,ki),  i = 1,2,3,……..,ni,

     где K - комплексный показатель качества продукции;

     n - число учитываемых показателей;

     bi- коэффициент весомости i-го показателя качества;

     ki -i-й показатель качества (единичный или относительный).

     Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

     Комплексный показатель качества продукции - это показатель, характе­ризующий несколько ее свойств. Например, КГ - коэффициент готовности

     Кг= Т / Тв

     где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

     Тв - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригод­ность.

     В свою очередь

     Тв = То + Ту

     где То - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

     Ту - среднее время, необходимое для устранения отказа.

     Таким образом, ремонтопригодность - сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно То и Ту - как комплексный.

     Интегральный показатель качества продукции - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

     И =

       где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

     ЗС - суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

     ЗЭ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

     1/и - удельные затраты на единицу эффекта.

     Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов - анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

     ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

     1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

     В эту группу входят:

     а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

     б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

     в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

     г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продук­ции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

     2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

     Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

     Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

     Ремонтопригодность - способность продукции подвергаться ремонту.

     Сохраняемость - свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

     Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.

     Кд =

     где КД - доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;

     QП - количество продукции, погружаемое в транспортное средство;

     QВ - количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

     3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек - изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

     Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.

     Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.

     Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

     4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразитель­ность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

     5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

     Относительные показатели - это, например:

     - коэффициент использования материалов

     Ким =

     где Мг - количество материала в готовой продукции;

     Мв - количество материала, введенного в технологический процесс;

     - показатель удельной себестоимости

     Sуд =

     где Sуд - удельная себестоимость;

Информация о работе Анализ качества