Анализ эффективности лизинговых операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Глубокие изменения экономических условий, преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов и является лизинг.
Лизинг в зарубежных странах до начала 60-х годов в основном касался розничных компаний, которые часто арендовали свои помещения. На протяжении пос

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИИ .......................................................................................................................................5
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ……….….7
2.1. Определение правового статуса лица ведущего коммерческую деятельность как субъекта лизинговых отношений ………………………….13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ……………………….....21
3.1 Анализ доходности и рентабельности лизинговых операций …………...21
3.2 Расчет наиболее эффективного вида лизинговых операций …………….23
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы …………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Анализ эффективности лизинговых операций.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Данный вопрос приобретает особое значение в свете вопроса о принудительной ликвидации деятельности коммерческой организации, в случае если коммерческая организация не представляет органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом.

Еще одним основанием для принудительной ликвидации коммерческой организации по заявлению налогового органа, является наличие в едином государственном реестре юридических лиц записи об отсутствии организации по указанному им местонахождению.

Таким образом, местонахождением коммерческой организации является адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами организации или закона выступают от его имени. А в Реестре должны содержаться, в частности, сведения о местонахождении организации. В связи с этим изменение организацией адреса местонахождения рассматривается как основание для замены свидетельства о государственной регистрации7. Поэтому, безусловно, фактическое отсутствие организации по своему адресу местонахождения является грубым нарушением законодательства, которое может быть основанием для принудительной ликвидации коммерческой организации.

Также хотелось бы остановиться еще  на одном вопросе, касающемся ликвидации коммерческих организаций как несуществующих налогоплательщиков, а именно, на исключении из государственного реестра несуществующих (фактически отсутствующих) юридических лиц. Это те бездействующие хозяйствующие субъекты, которые длительное время не осуществляют предпринимательскую, не проводят операции по открытым в кредитных организациях банковским счетам, не представляют отчетность в налоговые органы. Существование таких «брошенных» юридических лиц «порождает искажение стратегического налогового планирования, затрудняет обеспечение точности расчета доходной части бюджетов всех уровней по количеству налогоплательщиков»8.

В связи с тем, что данные общества являются «брошенными» естественно  их учредители не заинтересованы в  добровольной ликвидации. Поэтому гражданским  законодательством на этот счет предусмотрена  возможность их ликвидации в судебном порядке по требованию налогового органа.

Практика о принудительной ликвидации бездействующих хозяйственных субъектов  существует, однако она не совершенна и требует определенных затрат в  том числе финансовых и временных.

В связи с чем представляется весьма перспективным установление административного порядка ликвидации юридических лиц, которые не имеют задолженности ни перед бюджетом, ни перед иными кредиторами, возложив при этом право на принятие решения о такой ликвидации на налоговые органы.

Данную процедуру можно определить следующим образом: при установлении в течение года факта повторного непредставления отчетности юридическим  лицом, налоговый орган запрашивает  у кредитной организации, в которой  у этого юридического лица открыт банковский счет, данные о проведении (не проведении) последним операций по счетам и имеющихся денежных средствах на них. При получении из кредитной организации сведений о том, что в течение года никакие банковские операции по счету юридического лица не проводились, налоговый орган должен направить его учредителям (участникам) требование о немедленном принятии мер по ликвидации юридического лица в установленном законом порядке. При отсутствии в течение месяца с момента получения данного требования соответствующих действий со стороны учредителей (участников), а также при отсутствии возможности определения их местонахождения налоговый орган принимает решение о ликвидации юридического лица и направляет соответствующее уведомление в регистрирующий орган для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. А последний должен сообщить кредитной организации о таком исключении из реестра, для того чтобы она произвела закрытие банковского счета. Несомненно, данная процедура ликвидации хозяйствующих субъектов должна производиться только с соблюдением судебной процедуры.

Для определения коммерческой организации  как субъекта налогового правоотношения важное значение имеет вопрос его  налоговой правосубъектности, то есть, установленную в соответствии с  законом способность организации быть самостоятельным субъектом – участником общественных отношений, регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности.

Общим для всех коммерческих организаций является правило о  том, что объем правосубъектности, каждой конкретной коммерческой организации, зависит от того объема прав и обязанностей организации которые участники  установили для нее в учредительном  документе.

Современная правовая практика идет по пути закрепления в учредительных  и уставных документов каждой организации  конкретного перечня, форм и границ (объема) ее правосубъектности.

Налоговая правосубъектность  организации возникает с момента  ее постановки на налоговый учет.

Основными характеристиками налоговой правосубъектности организации  являются ее правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособность организации предполагает обладание  такими общими налоговыми правами и  обязанностями (организационно-имущественными и организационными), как:

  • право на справедливый и экономически обоснованный размер и порядок налогообложения; право пользоваться установленными налоговыми льготами;
  • право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;
  • право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов;
  • право получать исчерпывающую информацию о налогах и сборах от компетентных органов;
  • право на защиту (право налоговой жалобы и право судебного обжалования);
  • обязанность платить законно установленные налоги;
  • обязанность представлять налоговым органам документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов, иную предусмотренную законом информацию; обязанность вести учет доходов и расходов, иных объектов налогообложения (включая обязанность по ведению бухгалтерского учета);
  • иные права и обязанности.

Налоговая дееспособность организации есть субъективная способность  организации своими действиями приобретать  и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговые  обязанности и исполнять их. Она  является основным характеризующим признаком организаций как участников налоговых правоотношений.

Основному праву управомоченного, т.е. государственного, налогового органа требовать внесения налога в бюджет соответствует безусловная субъективная обязанность налогоплательщиков, в  том числе некоммерческих организаций, при наличии соответствующего объекта налогообложения выполнить данное требование – внести налоговый платеж в определенном ставкой налога размере и в точно установленные сроки.

Это основная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе организаций, которая вместе с остальными субъективными обязанностями составляет юридическое содержание налоговых правоотношений, содержание налоговой дееспособности организаций.

Использование категории  «налоговая дееспособность» применительно к организации имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Своего решения требует вопрос о том, кто осуществляет внешние функции организации в налоговых правоотношениях. Исследование вопросов дееспособности коллективного субъекта предполагает анализ структуры управления организацией.

Круг лиц, уполномоченных представлять организацию в налоговых  отношениях без доверенности, может  быть определен на основании гражданского законодательства.

Вопросы реализации налоговой  дееспособности организации приобретают большое практическое значение, когда выявляется существенное нарушение законодательства о налогах и сборах, допущенное со стороны той или иной организации.

Волевое содержание налогового правоотношения воплощается в субъективных юридических правах и субъективных юридических обязанностях его участников, возникновение и развитие которых происходят помимо воли самих участников9. Данное положение может быть объяснено только тем, что реализацию некоммерческими организациями своей налоговой дееспособности следует рассматривать как волевое отношение не с точки зрения «субъективной воли» самих некоммерческих организаций, а с точки зрения «объективной воли» государства, выраженной в налогово-правовых нормах, на основе которых устанавливаются налоговые правоотношения

 

3. Эффективность лизинговых операций.

 

3.1. Анализ доходности и рентабельности лизинговых операций

 

Анализ лизинговых операций завершается оценкой их экономической  эффективности. При этом, определяется величина номинального и реального, фактически полученного дохода от лизинговых операций. Доход от них представляет собой сумму фактически полученной арендной платы от арендаторов.

Вспомним, что же входит в состав арендной платы:

- Сумма амортизации  арендуемого имущества;

- Доход лизингодателя за услуги, что предоставляются (лизинговая маржа);

- Страховая премия.

Из этой схемы видно, что доход от лизинговых операций равен разнице между суммой фактически полученной арендной платы и суммой начисленной амортизации на лизинговое имущество, а сумма дохода - сумме фактически полученной арендной платы. Следовательно, чтобы рассчитать уровень доходности лизинговых операций, можно воспользоваться следующими формулами:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы – делится на сумму лизингового имущества.

Кроме того:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы – делится на сумму лизингового  имущества, что находится на балансе  банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры) либо предприятия.

Для расчета уровня рентабельности лизинговых операций используется следующая формула:

Рентабельность (лизинговой операции) = Доход (от лизинговой операции) – делится на сумму начисленной  амортизации на лизинговое имущество.

Прибыльность лизинговых операций равна соотношению между суммой доходов от лизинговых операций и суммой имущества, переданного в аренду:

Прибыльность лизинговых операций = сумма доходов от лизинговых операций – делится на сумму имущества, переданного в аренду.

Обобщающим показателем значимости лизинговых операций в получении прибыли - удельный вес дохода от лизинговых операций в общей сумме дохода (Удох.лиз):

Удельный вес дохода от лизинговых операций = сумма доходов  от лизинговых операций – делится  на сумму общих доходов банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры), либо предприятия.

Кроме того, в процессе анализа лизинговых операций используется такой показатель, как целесообразность проведения этих операций. Показатель определяется через сопоставление удельного веса доходов (или прибыли) от лизинговых операций в общей сумме доходов (или прибыли) с удельным весом лизинговых операций в общей сумме актива баланса. Если значение вклада лизинговых операций в общее дело получение прибыли больше, чем их удельный вес в активах, то это свидетельствует о сравнительно высокой эффективности этих операций.

Анализ лизинговых операций осуществляется в динамике, а также  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года.

 

 3.2. Расчет наиболее эффективного вида лизинговых операций.

Лизинг производимой продукции должен учитываться при  оценке эффективности как участия  в проекте, так и проекта в  целом. Этот учет в расчетах всех показателей  эффективности производится единообразно:

- в состав исходной  информации включаются сведения об объемах (или доле в общем объеме производства) продукции, реализуемой на условиях лизинга, о сроках договоров лизинга и размерах лизинговых платежей;

- лизинг производимой  продукции рассматривается как  один из видов операционной  деятельности предприятия. В состав притока реальных денег от операционной деятельности вместо цены продукции, реализованной на условиях лизинга, включаются лизинговые платежи по реализованной продукции. При этом на каждом шаге расчетного периода учитываются платежи, поступающие за продукцию, реализованную как на данном, так и на предыдущих шагах;

- при определении операционных  затрат учитывается, что до  момента выкупа произведенная  продукция входит в состав  основных средств предприятия  и находится на его балансе.  Тем самым в состав себестоимости производимой продукции включаются амортизация предоставленной в лизинг продукции и налог на имущество по ней. Расходы на ее страхование включаются в операционные затраты, если это предусмотрено договором лизинга;

- на шаге, в котором заканчивается срок лизингового договора, в состав притока реальных денег от операционной деятельности включается сумма, полученная от лизингополучателя в качестве выкупа. При этом выкупленная продукция списывается с баланса предприятия;

Информация о работе Анализ эффективности лизинговых операций