Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:29, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия ООО «САНЭС-ТРЕЙД», а также факторов, определяющих их уровень.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам; 2) определение влияния факторов на изменение объема товарооборота; 3) выявление резервов увеличения объема товарооборота; 4) разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………………...5
1.1. Издержки обращения и финансовый результат - как объект экономического анализа………………………………………………………………………5
1.2. Методика анализа издержек обращения и финансового результата……………………………………………………………………………………..13
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «САНЭС-ТРЕЙД»……………17
2.1. Организационная характеристика предприятия……………………...17
2.2. Анализ статей издержек обращения…………………………………...20
2.3. Анализ влияния издержек обращения на финансовый результат…...25
3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ………………………………………………………………………33
3.1. Пути снижения издержек обращения и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………………………33
3.2. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности предприятия………………………………………………………………………...35
3.3. Экономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению финансового экономического состояния предприятия………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...43
Ниже проведен сравнительный анализ в разрезе статей издержек обращения по торговому предприятию ООО «Санэс-Трейд» за 2006-2008 гг.
Таблица 2.2
Данные о составе издержек обращения по ООО «Санэс-Трейд»
Статья
издержек |
2006 | 2007 | 2008 | Отклонение | |||||||
Сум-ма, тыс. руб. | Уро-вень, | Сум-ма, тыс. руб. | Уро-вень, | Сум-ма, тыс.руб. | Уро-вень, | Сум-ма, тыс.руб. | Уро-вень | Сум-ма, тыс.руб. | Уро-вень, | ||
Расходы на перевозку товаров | 4,7 | 0,40 | 6,6 | 0,38 | 7,2 | 0,35 | +0,6 | -0,03 | +2,5 | -0,05 | |
Расходы на оплату труда | 49,6 | 4,31 | 62,6 | 4,20 | 82,0 | 4,0 | +19,4 | , -0,20 | +32,4 | -0,31 | |
Расходы на аренду и содержание основных средств | 18,0 | 1,56 | 25,3 | 1,46 | 32,0 | 1,56 | +6,7 | +0,10 | +14 | - | |
Амортизация основных средств . | 13,2 | 1,14 | 19,4 | 1,12 | 22,5 | 1,10 | +3,1 | -0,02 | +9,3 | -0,04 | |
И т.д. | |||||||||||
Всего издержек обращения | 155,2 | 13,5 | 227,0 | 13,12 | 260,0 | 12,68 | +33 | -0,44 | +104,8 | -0,82 | |
В том числе: | |||||||||||
постоянные | 83,7 | 7,28 | 120,0 | 6,94 | 130,0 | 6,34 | +10 | -0,60 | +46,3 | -0,94 | |
переменные | 71,5 | 6,22 | 107,0 | 6,18 | 130,0 | 6,34 | +23 | +0,16 | +58,5 | -0,12 | |
Товарооборот | 1150 | — | 1729 | — | 1902 | +173 | — | +752 | — . |
Данные табл. № 2.2 показывают, что абсолютная сумма издержек возросла, а уровень их к товарообороту значительно уменьшился, что следует оценить положительно.
То есть, общая сумма издержек обращения по ООО «Санэс-Трейд» за 2008 г. составила 260 тыс.руб., что на 33 тыс.руб. меньше прошлого 2007 г. (227 тыс.руб.) и на 104,8 тыс.руб. больше 2006 г. Несмотря на то, что общая сумма издержек возросла, уровень их к товарообороту составил в 2006 г. – 13,5 %, 2007 – 12,12 %, 2008 – 12,68 %.
Увеличение издержек обращения объясняется ростом товарооборота на 173 тыс.руб. за 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 752 тыс.руб. по сравнению с 2006 г.
Существенное влияние на сумму и уровень издержек обращения оказывает изменение скорости товарооборачиваемости. За счет ускорения оборачиваемости товаров происходит относительное снижение товарных запасов, в результате чего уменьшаются расходы на хранение товаров, сокращаются товарные потери, снижается потребность в банковских кредитах, что приводит к уменьшению финансовых расходов по выплате процентов по ссудам банка. На анализируемом предприятии в связи с замедлением оборачиваемости товаров на 0,92 дня потребовалось дополнительно привлечь в оборот заемного капитала на сумму 5,16 тыс.руб. Средняя ставка банковского процента в отчетном 2008 г. составила 70 % годовых. Следовательно, из-за замедления оборачиваемости сумма издержек обращения увеличилась на 3,6 тыс. руб. (5,16-70 % /100).
Большое влияние на суммой уровень издержек обращения оказывают изменения в структуре товарооборота по ассортиментному составу или по видам продаж. На современном этапе в связи с высокими темпами инфляции большое влияние на издержки обращения оказывают изменения тарифов и цен за услуги, электроэнергию, топливо и другие материальные ресурсы, используемые торговым предприятием. Уровень издержек обращения в значительной степени зависит и от изменения цен на товары.
На издержки обращения существенно влияет уровень производительности труда, с ростом которого происходит высвобождение работников, а следовательно, сокращение расходов на оплату труда. Значительно влияет на уровень издержек обращения рациональное использование материально-технической базы торговли. Более полное ее использование способствует, увеличению фондоотдачи, росту объема товарооборота, вследствие чего сокращаются постоянные издержки, связанные с содержанием основных средств, на рубль товарооборота. Снижению издержек обращения способствует также внедрение прогрессивных форм торговли, совершенствование товародвижения, развитие централизованного завоза товаров и т.д. На сумму транспортных расходов влияют вид транспортных средств, дальность перевозки товаров, объем перевезенного груза, уровень тарифов за услуги. Расходы на аренду могут измениться за счет количества или площади арендуемых объектов и уровня арендной платы. Сумма начисленной амортизации зависит от количества амортизируемых средств, их стоимости и норм амортизационных отчислений. Изменение суммы затрат на ремонт основных средств обусловливается объемом ремонтных работ и их стоимостью. Объем ремонтных работ, в свою очередь, зависит от количества ремонтируемых объектов и степени их изношенности. Затраты на электроэнергию, водоснабжение, отопление помещений могут измениться из-за количества потребленных услуг и тарифов на эти услуги. На сумму расходов по хранению, подработке, сортировке, упаковке товаров влияет масса проданных товаров, доля фасованных и штучных товаров. Затраты на упаковку, кроме того, зависят от количества упаковочных материалов и цен на них. Издержки на рекламу включают в себя затраты на оформление витрин и выставок, наружную рекламу торгового предприятия, рекламу через средства массовой информации, путем издания иллюстрированных каталогов, альбомов, проспектов.
Сумма выплаченных процентов за пользование кредитными ресурсами зависит от суммы привлеченных кредитов, сроков их использования (Д) и уровня ставки процента (СП). В свою очередь, сумма привлеченных кредитов обусловливается такими факторами, как объем товарооборота, коэффициент товарооборачиваемости (Коб), доля собственного оборотного капитала в формировании товарных запасов (Дс.к):
ИО=[ТО/ Ко6(1 - Дс.к) ∙ СП∙ Д] / 360.
Факторами изменения потерь товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм (естественная убыль, бой, усушка, утруска и т.д.) могут быть: объем товарооборота и его структура; состояние товарных запасов и скорость оборота товаров; состояние материально-технической базы торговли и условия хранения товаров; условия транспортировки товаров и др. Расходы на тару (износ собственной и многоразовой залоговой тары) зависят от количества использованной тары и ее стоимости. Отчисления на социальные нужды могут измениться из-за суммы начисленной заработной платы и процента отчислений в фонд социальной защиты.
Налоги, отчисления и. сборы, включаемые в издержки обращения, зависят от налогооблагаемой базы и уровня ставки налога.
Расходы
на управление торговым предприятием
включают в себя затраты на содержание
административно-
В
результате анализа статей издержек обращения
должны быть выявлены внутренние и внешние,
объективные и субъективные факторы изменения
их суммы и уровня. Это необходимо знать
для грамотного управления процессом
формирования издержек и поиска резервов
их сокращения. При увеличении объема
товарооборота уровень издержек обращения
снижается, так как при этом обычно возрастает
только сумма переменных расходов, а сумма
постоянных расходов остается, как правило,
без изменения.
2.3.
Анализ влияния
издержек обращения
на финансовый результат.
Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают розничный и оптовый товарооборот. Розничный товарооборот — это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.); юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.); физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота. Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах; объем товарооборота в стоимостном выражений в сопоставимых ценах; ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., %); однодневный объем товарооборота (руб.);
- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
- объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;
- время обращения товаров, дни оборота;
- скорость товарооборота, число оборотов.
Основными задачами анализа розничного товарооборота коммерческого предприятия являются:
1. Оценка объема и структуры товарооборота как фактора (основного условия) обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия.
2. Проверка выполнения плана розничного товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.
3. Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.
4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.
5. Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры розничного товарооборота.
6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.
Анализ розничного товарооборота осуществляется на базе исходной информации, полученной изданных: бухгалтерского учета; статистической отчетности.
Анализируется розничный товарооборот в целом и отдельно по его элементам в их взаимосвязи и взаимозависимости: общий объем товарооборота, структура товарооборота, поступление товаров (товарное обеспечение), состояние товарных запасов. Между этими показателями существует балансовая взаимосвязь, которая может быть использована при расчете любого из показателей.
Общая
методика анализа товарооборота
представлена на рис.2.2.
Рис.
2.2. Общая Блок-схема анализа товарооборота
Проанализируем изменение объема товарооборота и его структуру в разрезе видов продаж по ресторану «Санэс-Трейд» за период 2007-2008 гг.
Таблица
2.3
Анализ
товарооборота по видам продаж по
ООО «Санэс-Трейд»
Вид реализации | Товарооборот, тыс. руб. | Структура товарооборота, % | ||||
2007 | 2008 | % | 2007 | 2008 | отклонения | |
Розница | 1210 | 1427 | 118,0 | 70 | 75 | +5 |
Мелкий опт | 519 | 475 | 91,5 | 30,0 | 25,0 | -5 |
Итого | 1729 | 1902 | 110,0 | 100 | 100 | - |