Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции на предприятии ОАО «Радиоприбор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:11, отчет по практике

Описание работы

Правильная организация учета затрат на производство является одним из главных направлений снижения себестоимости продукции. Актуальность данной проблемы и послужила причиной выбора темы курсовой работы. Целью работы является изучение состояния учета затрат и калькуляции себестоимости продукции промышленных производств и разработка предложений по совершенствованию учета затрат и исчислению себестоимости продукции этих производств.

Содержание

Введение 1
1. Понятие, сущность и значение себестоимости продукции 3
2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Радиоприбор» 11
3. Затраты и себестоимость продукции предприятия ОАО «Радиоприбор» 16
3.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции ОАО «Радиоприбор» 16
3.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Радиоприбор» 20
3.3 Анализ косвенных затрат ОАО «Радиоприбор» 25
4. Пути снижения себестоимости продукции 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

отчет Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции..doc

— 390.50 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы 1 видно, что за последние  пять лет 2005 год был для предприятия убыточным, а с 2006 года предприятие стало работать с прибылью, что в первую очередь объясняется ростом выпуска и реализации товарной продукции (рост 2009 года к 2005-му составил 388%, а к 2008-му - 186%).

     - выручка от реализации продукции  (данные отчета о прибылях и  убытках) увеличивалась каждый  год, т.е. наблюдается положительная  динамика данного показателя. Абсолютный прирост выручки за период 2005 – 2009 гг. составил 352,06%, или 694300 тыс. руб.;

     - выручка от реализации товарной  продукции (основной вид деятельности) также увеличилась на 659810 тыс. руб. или на 367,28%;

     - можно утверждать, что увеличение  выручки в целом по предприятию  произошло в основном за счет  увеличения объемов продаж;

     - затраты но производство и  реализацию продукции завода  также возросли на 433990 тыс. руб. или на 298,34%, т.е. в целом себестоимость продукции снижалась с каждым годом;

     - снижение себестоимости продукции  подтверждается уменьшением такого  показателя, как «затраты на 1 рубль товарной продукции», что составляет 16 копеек за период 2005 – 2009 гг.;

     - задолженность предприятия различным  кредиторам (поставщики и подрядчики, персонал предприятия, бюджет) в  целом увеличилась, но достаточно незначительно по сравнению с ростом объемов производства – на 34460 тыс. руб. или на 135,5%, в то же время задолженность покупателей (дебиторская) увеличилась почти в два раза;

     Рост  объемов выпускаемой продукции  позволил предприятию выйти из кризисного состояния, повышать заработную плату работникам, рассчитаться с задолженностями в бюджет и внебюджетные фонды, начать частичное обновление основных средств. По состоянию на 1 января 2006 года износ основных средств на предприятии превысил в целом 70%, а по некоторым группам оборудования достиг 90%, так что вопрос обновления внеоборотных фондов на предприятии стоит очень остро.

     Что касается платежеспособности, она должна быть не менее единицы, у ОАО «Радиоприбор»  она ниже, что говорит о том, что предприятие испытывает необходимость в денежных средствах, т.е. предприятию необходимо проанализировать структуру оборотных средств. Для дальнейшего улучшения финансового положения предприятия требуется дальнейшее совершенствование структуры производства и управления, снижение затрат на производство и управление, приведение численности работающих в соответствие с реально осуществляемыми производственными задачами, повышение надежности и качества выпускаемой продукции, а со стороны государства - снижение ставок налогообложения.

 

3. Затраты и себестоимость продукции предприятия

ОАО «Радиоприбор»

3.1 Анализ общей суммы  затрат на производство  продукции 

ОАО «Радиоприбор»

 

     Первым  этапом анализа затрат на производство является анализ структуры затрат на производство и ее изменение за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции. Данный анализ начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. 

     Таблица 2 - Затраты на производство продукции  ОАО «Радиоприбор»

Элементы  затрат 2008 г.

факт

2009 г.

план

2009 г.

факт

Изменение удельных весов
Сумма тыс. руб. % Сумма тыс. руб. % Сумма тыс. руб. % К 2007 г К плану
Материальные  затраты 329330 50.2 300340 47.5 314670 48.2 -2 +0.7
Заработная  плата 105850 16.1 100000 15.8 97550 14.9 -1.2 -0.9
Отчисления  в фонд социального страхования 40750 6.2 38500 6.1 37400 5.7 -0.5 -0.4
Амортизация основных средств 20120 3.1 15240 2.4 15670 2.4 -0.7 -
Прочие  расходы 159670 24.4 178600 28.2 187500 28.8 +4.4 +0.6
Полная  себестоимость 655720 100 632680 100 652800 100 - -
В том числе:                
постоянные  расходы 179790 27.5 193840 30.6 203170 31.2 +3.7 +0.6
переменные  расходы 475930 72.5 438840 69.4 449630 68.8 -3.7 -0.6
 

     Как видно из таблицы 2, фактические затраты  предприятия в 2009 году превысили  плановые на 20120 тыс. руб. (652800 - 632680), или на 3.2 %. Перерасход произошел по статьям материальных затрат, амортизационных отчислений и прочих расходов. При этом произошел рост суммы постоянных затрат за счет снижения затрат переменных. Несколько изменилась структура затрат: доля заработной платы снизилась как к уровню 2008 года, так и к плану, прочие расходы выросли по отношению к этим показателям, материальные затраты ниже уровня 2008 года, но выше плана, амортизация основных средств ниже уровня 2008 года.

     На  основании изложенного можно  сделать вывод о том, что на ОАО «Радиоприбор» в 2009 году практически  не обновлялось оборудование, работа велась частично на полностью изношенном оборудовании, при этом, однако, произошло снижение доли заработной платы в затратах на производство, что может говорить об активной работе по снижению трудоемкости выпускаемой продукции.

     Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А): 

     Зобщ = (VВПобщ * УДi * Вi) + А                          (4) 

     Данные  для расчета влияния этих факторов приведены в таблице.

     Из  таблицы 3 видно, что в связи с  перевыполнением плана по выпуску  товарной продукции в условно-натуральном  выражении (Ктп = 1.018) сумма затрат возросла на 11520 тыс. руб. (644200 - 632680).

     За  счет изменения структуры выпуска  продукции сумма затрат также  возросла - на 10300 тыс. руб. (654500 - 644200). Это свидетельствует о том, что в общем, выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции. Из-за снижения уровня удельных переменных затрат снижение издержек на производство продукции составило 19630 тыс. руб. (634870 - 654500).

     Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа  общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

Затраты Сумма, тыс. руб. Факторы изменения затрат
Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты
По  плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры: (VВПiпл*Вiпл)Ктп + Апл 644200 Факт План План План
По  плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее

структуре: (VВПiф*Вiпл) + Апл

654500 Факт Факт План План
Фактические при плановом уровне постоянных затрат: (VВПiф*Вiф) + Апл 634870 Факт Факт Факт План
Фактические: (VВПiф*Вiф) + Аф 652800 Факт Факт Факт Факт
 

     Постоянные  расходы возросли по сравнению с  планом на 17930 тыс. руб. (652800 - 634870), что так же послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.

     Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 20120 тыс. руб., или на 3.2 %, в том числе:

     - за счет перевыполнения плана  по объему производства продукции  и изменения ее структуры - на 21820 тыс. руб. (654500 - 632680);

     - за счет снижения себестоимости продукции снизилась на 1700 тыс. руб. (652800 - 654500).

     ОАО «Завод Радиоприборов» специализируется на выпуске приборов, в том числе для контроля и регулировании технологических процессов. Для анализа себестоимости отдельных видов продукции предприятия построим аналитическую таблицу 4.

     Таблица 4 - Динамика себестоимости отдельных видов продукции, тыс. руб.

Виды  продукции 2008 г. 2009 г. Отклонение
Амперметр АМ-85 84137 98551 14414
Вольтметр ВМБ-84 54736 61215 6479
Осциллограф 68752 71352 2600
Измеритель  шагового напряжения ИШН82пх 151169 137526 -13643
Измеритель  напряжения бытовой ИН88хз 71963 58534 -13429
Другие  виды продукции 224963 225622 659
Итого 655720 652800 -2920
 

     В целом анализ затрат показывает, что:

     - себестоимость продукции по предприятию  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. незначительно снизилась на 2920 тыс. руб. или на 0,45%.

     - данное изменение произошло за  счет снижения себестоимости измерителей ИШН82пх и ИН88хз на 9,02 и 18,7% соответственно, т.к. себестоимость остальных видов продукции выросла.

     Изменение удельных переменных и постоянных затрат может происходить как за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде. Так как в данной работе используются для анализа данные, пересчитанные в сопоставимых ценах, то влияние инфляционных процессов рассчитывать нет необходимости.

3.2 Анализ затрат  на рубль товарной  продукции ОАО  «Радиоприбор»

 

     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции - затраты на один рубль  товарной продукции, который выгоден  тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой  отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

     В процессе расчета затрат на один рубль  товарной продукции изучим также  динамику затрат на рубль товарной продукции.

     Из  таблицы 4 видно, что за пять лет предприятие  добилось значительных успехов в снижении затрат на рубль товарной продукции. За этот период уровень данного показателя на ОАО «Радиоприбор» снизился на 8.9%, что подтверждает вывод об изменении общей суммы затрат за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. 

     Таблица 4 - Динамика затрат на рубль товарной продукции

Год Уровень показателя, % Темп роста  цепной, % Темп роста  базисный, %
2005 88 100 100
2006 85 96.6 96.6
2007 84 98.8 95.5
2008 79 94.0 89.8
2009 72 91.1 81.8

Информация о работе Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции на предприятии ОАО «Радиоприбор»