Анализ и прогноз развития экономики Казахастана

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы - общий анализ общее состояние экономики Республики Казахстан и перспективы развития, основанные на принципах, принятых государством в рамках экономического развития страны, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с прошедшим мировым экономическим кризисом и его вступлением в ВТО и консолидацией СНГ - созданием Таможенного Союза.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.
Глава 2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы.
Глава 3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Перспективы РК в мир экономике и межд..docx

— 114.94 Кб (Скачать)

Существует также мнение, что ущерба отечественной промышленности нанесено не будет, и Казахстан только выиграет от вступления по следующим  причинам: во-первых, из-за того, что  казахстанская промышленность сегодня  насыщена большим количеством импортных  комплектующих и потому несет  потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое демонстрирует  отечественная промышленность, не может  предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины [16]. 
    Для Казахстана большое значение имеет условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования с 134 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень [14].

Что же касается негативных сторон, то можно предположить, что  краткосрочные потери, которые несут  вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут с лихвой компенсированы долгосрочными доходами от вхождения  в мировой рынок. ВТО дает нам  только правила торговли и благоприятную  среду, т.е. даются возможности, а как  отдельная страна будет развивать  свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство будет вести  грамотную политику и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и  повышение экспорта. Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы  стать в XXI веке в числе лидеров  мирового развития. Гигантские природные  ресурсы, научный потенциал, квалифицированная  рабочая сила - все это может  сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Согласно принятой Программе  развития Республики Казахстан, правительством республики были обозначены следующие  приоритетные и основные цели, направленные на активное развитие международных  экономических отношений страны:

  • Построить основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики (по состоянию на ноябрь 2011 года находится в процессе исполнения).
  • К 2010 году увеличить вдвое объем валового внутреннего продукта (ВВП) (цель достигнута, согласно статистическому агентству РК по состоянию на III квартал 2011 года ВВП составляет 107% по отношению к соответствующему периоду прошлого года).

Также в сфере экономики  государством были приняты модели развития, ориентированные на долгосрочную основу:

  • превращение государства в "локомотив" экономического роста;
  • создание и выведение крупных системообразующих компаний с участием государства на региональный и, по возможности, мировой уровень;
  • экономическая экспансия в регионе СНГ.

В сфере государственного управления:

  • создание эффективного, способного управлять государственным предпринимательством Правительства;
  • четкое разделение функций центральных и местных органов власти;
  • предоставление самостоятельности местным органам государственного управления в пределах компетенций, установленных законодательством;
  • контроль государства за основными социальными сферами через совершенствование бюджетной системы.

Представленная оценка экономического (производственного и ресурсного) потенциала Казахстана характеризует  сегодняшний уровень развития его  экономики как неустойчивый, но имеющий  определенные задатки для полноценной  и эффективной интеграции страны в мировое хозяйство. В пользу открытости убедительно свидетельствует  практика соседних стран, также долгое время изолированных от мировой  экономики, - Китая, стран Балтии и  Восточной Европы. Существует множество  блестящих примеров, когда страны, открывшие свою экономику, в сжатые сроки (кстати, не располагая такими богатыми ресурсами и промышленной базой, как Казахстан) преодолели отсталость и вошли в ряды процветающих индустриальных стран мира с высоким уровнем  жизни. Открытая экономика предоставляет  неисчерпаемые возможности не только для выхода из кризиса, но и для  стремительного экономического роста, кардинального улучшения жизненного положения населения [18].

Опасность модели развития, опирающейся исключительно на интенсивную эксплуатацию и экспорт природных ресурсов доказало ухудшение конъюнктуры цен на мировых рынках в 1997-1999 годах. К тому же, стимулирующее влияние экспортной ориентации может проявиться лишь при условии, если экспорт представлен продукцией относительно высокой степени переработки. А если он состоит преимущественно из сырья, как в Казахстане, то ориентация на экспорт равносильна ориентации на развитие сырьевого комплекса в ущерб обрабатывающему, поскольку добывающие отрасли переманивают к себе трудовые, финансовые и технологические ресурсы страны, оттягивают на себя приток иностранных инвестиций. Экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут вкладываться в развитие высокотехнологичных производств.

В Казахстане, как и в большинстве стран с крупными запасами природных ресурсов их разработка может стать солидным подспорьем при выходе на траекторию экономического роста, но не более того. Разработка собственных сырьевых ресурсов может ощутимо снизить затраты на импорт сырья и высвободить дополнительные средства для приобретения инвестиционных и потребительских товаров, а также погашения внешнего долга. С помощью сырья также можно поддерживать необходимый уровень экспорта до тех пор, пока не удастся его кардинально диверсифицировать на основе ускоренного развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств.

Наша страна располагает  условиями, необходимыми для модернизации промышленности и создания новых производств. К таким предпосылкам можно отнести значительные масштабы свободных бездействующих производственных мощностей (включая бывшие предприятия военно-промышленного комплекса), позволяющих быстро запустить производство новой продукции; наличие квалифицированных кадров; достаточно развитый научно-технический потенциал страны и наличие продвинутых научных и технологических заделов.

Реальная модернизация производства, повышение конкурентоспособности  продукции, поиск новых перспективных  рынков и потребителей требуют не только активной поддержки государства  в разработке сбалансированной промышленной, внешнеторговой и налоговой политики, но и значительных инвестиционных ресурсов. Основным источником последних могут  стать как отечественный, так  и иностранный предпринимательский  сектор. Активизировав приток инвестиций и, направляя их на модернизацию промышленности, Казахстан может стать вполне конкурентоспособным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.

Возрождение реального сектора  казахстанской экономики может  быть достигнуто посредством промышленного  реструктурирования, приобретения передового опыта и технологий, конверсии  сохранившихся с советских времен оборонных производств. Эти мероприятия  требуют разумного макроэкономического  и финансового руководства со стороны государства, включая дальнейшее развитие банковского сектора, крупномасштабное стимулирование национальных и иностранных  инвестиций, реализацию программ мобилизации  капитала на государственном (народное IPO) и региональном уровнях. На первом этапе, вкладывая нефтедоллары в освоение прогрессивных технологий, в республике можно организовать конкурентоспособное производство продуктов нефтепереработки, стройматериалов, химической продукции, металлоизделий, станков, дорожных и строительных машин, контрольных и измерительных приборов. Затем, на базе сохранившихся предприятий военно-промышленного комплекса, выпускающих приборы, средства автоматизации и радиотехники, используя механизмы конверсии, малого исовместного предпринимательства, можно заложить ядро новых наукоемких производств.

На этом этапе промышленную реализацию могут найти имеющиеся в стране научные заделы в области радиационной, лазерной, каталитической и биологической технологии. Имеющийся в Казахстане научный и образовательный потенциал позволяет рассчитывать на определенные успехи в этом направлении.

Импульс развитию новых производств  и экспорта продукции с высокой  добавленной стоимостью может придать  кооперация с ведущими западными  компаниями и создание совместных предприятий (СП). Прямые иностранные инвестиции, осуществляемые транснациональными компаниями, имеют массу преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов, главное из которых заключается в переносе передового управленческого опыта, ноу-хау и технологий для конкретных промышленных проектов. Создание новых современных отраслей с использованием прямых иностранных инвестиций будет развивать человеческий, научный и образовательный потенциал страны.

В условиях Казахстана, обладающего  значительными земельными ресурсами, определенные шансы на успех имеет ускоренное развитие аграрного сектора. Земельные ресурсы, которыми располагает республика, при их рациональном использовании и улучшении способны обеспечить производство разнообразной сельскохозяйственной продукции в объемах, удовлетворяющих внутренние и экспортные потребности. В случае более интенсивного их использования вполне вероятно рассчитывать на превращение Казахстана в поставщика сельскохозяйственной продукции на мировые рынки.

Очень перспективной и  привлекательной моделью развития для Казахстана, обладающего значительным транзитным потенциалом, может стать специализация на транзитных торговых и транспортных услугах. Республика вполне может более активно использовать свое выгодное геостратегическое положение на трансконтинентальных торговых путях вблизи динамично развивающихся регионов мира. Возможности развития международной транзитной торговли через территорию Казахстана расширяются с началом функционирования нового Шелкового пути - Транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), а также с расширением торговли России со странами Южной Азии - Ираном, Пакистаном и Индией и, конечно же, создание Таможенного Союза с рядом стран, входящих в состав СНГ.

Как видно, Казахстан располагает  широкими возможностями выбора различных  вариантов развития экономики, и  что немаловажно, взаимодополняющих  друг друга, обеспечивающих долговременное устойчивое развитие страны. При этом важной предпосылкой быстрого экономического роста республики является открытость национальной экономики, предполагающая восприятие передовых технологий и  стандартов качества, верную ориентацию на мировых рынках и интеграцию в  систему международного разделения труда. Место Казахстана в мире по общему объему ВВП составляет около 0,13 %. Мало это или много, можно  судить, учитывая небольшую долю численности  населения страны в общей численности  населения мира, а также влияние  экономического коллапса, вызванного распадом СССР и последующей трансформацией экономики. По общему объему ВВП Казахстан  сегодня входит в пятую десятку среди всех стран мира, находясь в одной группе с рядом процветающих стран мира. Среди стран СНГ республика по объему ВВП занимает первую позицию, при этом доля Казахстана в совокупном ВВП по Содружеству постоянно растет. Также очевидно, что для усиления экономических позиций страныв мировой экономике требуется не только полноценное использование всех существующих и потенциальных источников экономического роста, но и оптимальная продуманная стратегия участия Казахстана в международных экономических отношениях.

По производству ВВП на душу населения Казахстан входит в верхнюю подгруппу развивающихся  стран со средним уровнем дохода, занимая примерно одинаковые позиции  с такими динамично развивающимися странами как Китай и Египет. Среди  стран СНГ по данному показателю республика занимает второе место после  России, а в регионе Центральной  Азии лидирует со значительным преимуществом.

Представленные показатели характеризуют в общих чертах современный уровень развития и  экономический вес Казахстана в  мире. Для того чтобы выбрать адекватную стратегию развития национальной экономики  и определить ее место в мировой  экономической системе в настоящий  момент и в длительной перспективе  требуется более конкретная оценка имеющегося экономического потенциала, прежде всего, его производственно-промышленной и ресурсной составляющих.

Особенно важным итогом перестройки  экономики и режима торговли становится обновление многосторонней системы  торговли Казахстана через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о  создании ВТО, вдохнуло новую жизнь  и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для  Казахстана сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает Казахстану перспективу  полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные  правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые  возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться  существенной внешней поддержкой программы  реформ экономики Казахстана.

Казахстанское правительство  признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс  вступления в эту организацию  должен сыграть важную роль в поддержке  экономической либерализации, а  решительное начало должно убедить  иностранных инвесторов в казахстанской  приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с  ними, пойдут в одном направлении  с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все  это подведет реформы вплотную к  благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых  возможностей торговли, недоступных  за пределами системы ВТО.

Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в  Казахстане в рамках проблемы присоединения  Казахстана к системе ГАТТ/ВТО, обобщим  стоящие перед государством цели:

1. Приоритетное применение  ценовых методов и механизмов  в регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным  инструментом должны стать таможенные  тарифы. В отношении экспорта  существующие экспортные квоты  должны быть постепенно заменены  на экспортные пошлины, которые  соотносились бы с разницей  между внутренней и мировой  ценой.

Информация о работе Анализ и прогноз развития экономики Казахастана