Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:04, курсовая работа
Основные цели работы - общий анализ общее состояние экономики Республики Казахстан и перспективы развития, основанные на принципах, принятых государством в рамках экономического развития страны, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с прошедшим мировым экономическим кризисом и его вступлением в ВТО и консолидацией СНГ - созданием Таможенного Союза.
Введение.
Глава 1. Анализ экономического развития Казахстана в 2011 году.
Глава 2. Экономическая политика и прогноз социально-экономического развития страны на 2012 – 2014 годы.
Глава 3. Перспективы вступления в ВТО в аспекте международных экономических отношений.
Заключение.
Список использованных источников.
В мировой финансово-
Кроме того, если учесть, что
в 2009 году мировое потребление и
производство энергоресурсов и металлов
во многом поддерживалось наращиванием
Китаем внутренних запасов сырья, то
сокращение потребления ресурсов на
мировом рынке и переход Китая
на внутренние запасы может привести
к очередному обвалу цен на мировом
товарном рынке и падению производства.
Развертывание второй волны мирового
фининсово-экономического кризиса
приведет к очередному падению мировой
экономики и отложит начало ее
восстановление на более поздний
период.
Тенденции развития мировой экономики
и внешние условия развития экономики
Казахстана позволяют рассмотреть три
возможных сценария развития в зависимости
от динамики мировой экономики, уровня
мировых цен на нефть и ситуации на мировых
финансовых рынках.
При варианте 1 (пессимистический сценарий) предполагаются крайне пессимистические прогнозы в части ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
По данному сценарию предполагается дальнейшее повышение цен на нефть до 40 долларов в 2012 - 2014 годах.
Мировые финансовые рынки
будут закрыты для внешнего заимствования.
Вариант 2 предполагает стабилизацию
ситуации на мировых товарных и финансовых
рынках и улучшение условий внешнего заимствования.
Мировые цены на нефть будут находиться
на уровне в среднем 50 долларов США за
баррель, с дальнейшим повышением до 60
долларов в 2011-2014 годах.
Мировые цены на металлы в среднесрочном периоде будут повышаться в среднем на 5 – 8 % ежегодно.
По варианту 3 (оптимистический сценарий) мировые цены на нефть в 2010 году будут находиться на уровне в среднем 60 долларов США за баррель и с дальнейшим повышением к 2014 году – до 85 долларов.
Улучшится ситуация на мировых
финансовых рынках, откроется широкий
доступ банкам второго уровня к внешним
займам.
Исходя из текущей ситуации в мировой
экономике и на мировых товарных рынках,
наиболее вероятным представляется вариант
2. Ключевые значения экзогенных параметров
по данному варианту близки к складывающимся
тенденциям развития.
Для выработки адекватной
современности стратегии
Бурное развитие восточно-азиатского региона за последние 30 лет привело к новой расстановке сил. В настоящее время в мире имеется три развитых экономических центра: США, Европейский Союз и Япония. Имеет реальную перспективу превратиться в экономического гиганта и соседний с нами Китай.
Несмотря на прогнозы о снижающейся роли государства, очевидно, что в двадцать первом веке главными действующими лицами в мировом процессе останутся суверенные государства. Другими словами, главным двигателем истории остается конкуренция между государствами.
В целом в настоящее время мировая политика определяется интересами ограниченного круга развитых государств. В условиях истощения природных ресурсов крупные страны стараются овладеть контролем над стратегически важным сырьем. Казахстан, обладающий значительными энергетическими ресурсами, подвержен соответствующим угрозам.
В мировой экономике господствуют интересы транснациональных корпораций (ТНК), в сущности являющихся национальными компаниями развитых стран. К настоящему времени ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства. Отличительными чертами ТНК являются: планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе; раздел мировых рынков; использование государственного аппарата своих стран для продвижения интересов компаний; осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.
Крупные государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают им поступление налоговых средств от международной деятельности, распространение их экономического и политического влияния.
В настоящее время ТНК образуют основу мировой экономики.
Можно выделить следующие основные моменты негативного влияния ТНК на развивающиеся государства:
Чтобы противостоять ТНК, отечественные компании в таких небольших по численности населения странах, как Казахстан, должны иметь масштаб, соизмеримый с масштабом национальной экономики. Это означает, что государство не может устраниться от управления ими и регулирования их деятельности.
По каждой финансово-промышленной группе (ФПГ) или крупной корпорации государству нужно решить, каковы его интересы в данном бизнесе, как используются его доля собственности и направляемые средства. ФПГ, участвующие в осуществлении национальных целей, должны находиться под государственным патронажем и контролем на основе имеющейся в этих группах доли государственной собственности.
В перспективе государство
должно способствовать развитию ФПГ
в сфере высоких технологий. Нужно
создать из отечественных ФПГ
настоящие транснациональные
Таким образом, на новом витке истории необходимо возвращение государства в ключевые отрасли экономики. Однако это должно быть возвращением не социалистического (советского образца) государства, а государства, способного конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.
В условиях глобализации невозможно и не нужно установление барьеров, создание замкнутой экономики. Это означает, что отечественные предприятия должны конкурировать с иностранными компаниями как внутри страны, так и за рубежом. Вместе с тем глобализация и развитие информационных технологий дают нам возможность работать на всемирном рынке.
Казахстанская экономика является небольшой по емкости внутреннего рынка. Это означает, что для достижения долговременного экономического роста наша экономика должна быть экспортоориентированной. Стратегия, направленная только на импортозамещение, была бы ошибочной.
Предстоящий рост производства в нефтяном секторе несет нам как угрозы, так и новые возможности.
Угрозы связаны с падением
конкурентоспособности
У Казахстана есть возможности для реализации подобной стратегии. Они связаны, прежде всего, с получением дополнительных доходов государством от нефтяного сектора. С другой стороны, начало пенсионной реформы позволило увеличить внутренние сбережения и создать крупных инвесторов в виде накопительных пенсионных фондов. Государство должно аккумулировать ресурсы от этих двух секторов и направить на модернизацию экономики: реконструкцию действующих предприятий, создание новых стратегических отраслей экономики.
Для модернизации экономики
потребуются крупномасштабные долгосрочные
инвестиции. На нынешнем этапе только
государство может явиться "локомотивом"
для подобной модернизации, так как
частный сектор еще долго не будет
способен осуществлять крупные долгосрочные
инвестиции в новые технологически
сложные отрасли
Таким образом, наша стратегия заключается в создании системообразующих компаний с участием государства во всех ключевых секторах экономики.
Системообразующие компании
должны составить базу казахстанской
экономики. Вокруг этих компаний должны
образовываться и по их заказам работать
мелкие и средние предприятия. Форма
участия государства в
Для реализации стратегии модернизации экономики необходимо построение соответствующей финансовой системы. Необходимо создание государственных финансовых институтов, призванных обеспечить инвестиции в новые отрасли промышленности в соответствии с государственной инвестиционной программой. Такими институтами, наряду с функционирующим Национальным фондом, могут стать бюджет развития, государственные кредитные организации развития. В дальнейшем необходима экономическая экспансия национальных компаний вне Казахстана, приобретение ими необходимых Казахстану промышленных объектов и инфраструктуры в ближнем зарубежье, прежде всего в сфере энергетики и трубопроводного транспорта.
В первую очередь необходимо инвестировать средства в порты и терминалы, необходимые для казахстанских грузов, трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции в Центральной Азии.
По мере развития казахстанской экономики национальные компании будут вступать в альянсы с ТНК с целью расширения сферы своей деятельности [6].
Внутренние условия развития. После периода кризиса экономика Казахстана вступит в период посткризисного развития, который предполагает: период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики.
Продолжительность периода
восстановительного роста будет
зависеть от тенденций развития мировой
экономики. Учитывая текущие условия
развития казахстанской экономики,
а также прогнозы международных
экспертов касательно перспектив развития
мировой экономики, этап восстановительного
роста экономики Казахстана может
завершиться в 2012 году. По оценкам, к
2012 году ВВП на душу населения достигнет
уровня 2008 года, самого высоко показателя
за предыдущие годы.
В период восстановительного роста будет
сформирована основа для перехода к этапу
сбалансированного и качественного роста
экономики.
С учетом внешних условий развития экономика
Казахстана в 2010 – 2014 годах будет развиваться
под воздействием следующих внутренних
факторов.
По мере оживления мировой экономики и
повышения внешнего спроса на экспортную
продукцию Казахстана будет восстанавливаться
рост промышленного производства за счет
введения в действие резервных мощностей.
Таким образом, повысится активность в
металлургической отрасли и сопутствующих
отраслях горнодобывающей промышленности.
Кроме того, в 2011 – 2014 годах в Казахстане
будет наблюдаться активность в отраслях
добычи нефти и природного газа, выражающаяся
в повышении объемов добычи нефти.
Поддержанию экономической активности будет способствовать сохранение активности в государственном секторе экономики, а также меры государственной поддержки секторов экономики, реализуемые в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы.
Предусмотренные в Плане
средства на финансирование агропромышленного
комплекса, субъектов малого и среднего
бизнеса, строительства обеспечат
повышение активности в сельском
хозяйстве, обрабатывающей промышленности
и сфере услуг, в том числе,
торговли и транспорта.
Во избежание высоких издержек восстановления
секторов экономики, подвергшихся влиянию
внешних шоков, требуется их управляемая
корректировка со стороны государства.
При этом политика государственного регулирования
должна быть сбалансированной, стимулирующей
развитие экономики не в ущерб макроэкономической
стабильности. В период сбалансированного
и качественного роста экономики такой
подход позволит «оздоровить» экономику,
избежать ее повторного «перегрева» в
перспективе и улучшить качество инвестиций.
Информация о работе Анализ и прогноз развития экономики Казахастана