Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации (на примере ОАО "Салаватнефтеоргсинтез")

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов и практических аспектов анализа финансовых результатов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· рассмотреть систему показателей прибыли коммерческой организации с точки зрения различных авторов;
· выявить основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
· исследовать механизм анализа финансовых результатов на примере ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»;
· дать рекомендации увеличения показателей прибыли и повышения уровня рентабельности.

Содержание

Введение
. Теоретические аспекты формирования финансовых результатов
.1Экономическая база формирования финансовых результатов коммерческой организации
.2Значение показателей прибыли в современных условиях
.3Система показателей рентабельности организации и методика их расчета
. Методика анализа финансовых результатов
.1 Методика Савицкой Г.В.
.1.1 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
.1.2 Анализ прочих финансовых доходов и расходов
.1.3 Анализ рентабельности предприятия
.1.4 Методика определения резервов роста прибыльности и рентабельности
.1.5 Анализ использования прибыли
.2 Методика Мазуровой И.И.
.2.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
.2.2 Анализ формирования чистой прибыли
.2.3 Методика факторного анализа прибыли от продаж
.2.4 Применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам
.2.5.Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж
.2.6 Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж
.2.7 Анализ прибыли от продаж методом отклонений
.2.8 Анализ отчетов об исполнении смет как инструмент управления
.2.9 Анализ и оценка прибыли на одну акцию
.3 Методика Калининой А.П.
.3.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
.3.2. Методика факторного анализа прибыли от продаж
.3.3 Анализ формирования чистой прибыли
.3.4 Анализ рентабельности продукции
.3.5 Рентабельность активов коммерческой организации
.3.6 Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческой организации
.Анализ финансовых результатов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и расчет показателей рентабельности
.1 Краткая характеристика ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
.2 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009г
.3 Анализ влияния факторов на динамику прибыли от продаж товаров, продукции, (работ, услуг)
.4 Анализ влияния факторов на формирование чистой прибыли и ее динамики
.4 Анализ влияния факторов на рентабельность продукции, работ, услуг
.5 Анализ влияния факторов на рентабельность активов (имущества) коммерческой организации
.6 Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческой организации
Заключение
Библиографический список
финансовый результат рентабельность прибыль

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему салаватнефтеоргсинтез.docx

— 752.41 Кб (Скачать)

 

2.1.5 Анализ использования  прибыли

Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых  в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав  предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рис. 3, из которого видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства  и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма - чистая прибыль - используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.

 

 

Рис.3. Общая схема распределения  прибыли.

 

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных  дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размеров чистой потребленной и капитализированной прибыли.

 

.2 Методика Мазуровой И.И.

 

.2.1 Анализ структуры  и динамики прибыли до налогообложения  по данным отчетности

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе  бухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два  аналогичных периода времени. При  анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.

Тщательным образом должны быть изучены расходы от списания долгов и убытков прошлых лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки. По всем видам убытков желательно выявить виновных лиц, попытаться предъявить им иски, а также наметить организационно-технические  мероприятия по предотвращению таких  убытков в дальнейшим.

 

.2.2 Анализ формирования  чистой прибыли

Чистая прибыль - это часть  бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации  после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, т.е. в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Она отражена в форме  №2 по стр. 190.

Чистая прибыль по форме  №2 бухгалтерской отчетности определяется по формуле:

ЧП=БП + ОНА - ОНО - ТНП,

Где ЧП - чистая прибыль; БП - прибыль до налогообложения; ОНА - отложенные налоговые активы; ОНО - отложенные налоговые обязательства; ТНП - текущий  налог на прибыль

Перечень факторов, обусловливающих  изменение чистой прибыли, определяется самой методикой расчета:

· сумма бухгалтерской прибыли;

· сумма текущего налога на прибыль;

· изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 09);

· изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период (по счету 77).

 

2.2.3Методика факторного  анализа прибыли от продаж

1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов - объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции - по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

) анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», так называемый экспресс-анализ.

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку, он позволяет принимать  обоснованные управленческие решения  относительно объемов продаж, себестоимости  и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с  тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера  имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

Для анализа используем способ абсолютных отклонений - модифицированный вариант цепных подстановок.

При углублении анализа необходимо выяснить конкретные причины изменения  объема продаж, причины удорожания себестоимости и возможности  дальнейшего (некритического) повышения  цен. На основе результатов факторного анализа прибыли от продаж могут  быть приняты конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпуска и продаж продукции на будущие периоды времени, а также  решения относительно объемов производства конкретных видов продукции, цен  на них и предельно допустимых затрат по каждому виду продукции.

 

.2.4 Экспресс-анализ  прибыли от продаж по факторам

Цель экспресс-анализа - это  наглядная и несложная (по времени  исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности и нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений.

Предлагаемые в экономической  литературе методики экспресс-анализа  прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей  на фактический объем и структуру  продаж. Этот подход получил широкое  распространение в условиях директивной  экономики, поскольку в форме  «Отчета о реализации продукции» предусматривалась специальная  графа «По плану, пересчитанному на фактическую реализацию».

 

.2.5Сегментарный  анализ прибыли от продаж и  рентабельности продаж

В бухгалтерской отчетности организации содержится информация по сегментам. Порядок её представления  регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация  по сегментам», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н (далее - ПБУ 12/2000). Сегмент - часть деятельности организации в определенных хозяйственных  условиях. При этом сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской  отчетности, называются отчетными (п.6 ПБУ 12/2000).

При выделении информации по операционным сегментам несколько  видов товаров, работ, услуг могут  быть объединены в однородную группу при условиях сходства по всем или  большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):

· назначение продукции, товаров, работ, услуг;

· процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;

· потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;

· методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг;

· система управления деятельностью организации (если это примени мо в конкретной ситуации).

 

2.2.6 Анализ и  оценка влияния инфляции на  прибыль от продаж

Инфляция характеризуется  обесценением национальной денежной единицы  и общим повышением уровня цен  внутри страны. Темпы инфляции измеряются при помощи индексов цен. Темпы роста  цен на разные группы товаров неодинаковые. Так, цены на товары первой необходимости  растут, как правило, быстрее, чем  на товары длительного пользования. Индексы цен, отражающие уровень  инфляции, характеризуют среднее  изменение уровня цен за определенный период.

Влияние инфляции на прибыль  от продаж проявляется в двух направлениях:

) из-за повышения цен и тарифов на потребляемые материалы, сырье, топливо, электроэнергию, услуги сторонних организаций увеличивают издержки производства и, следовательно, снижается прибыль от продаж;

) с целью компенсации дополнительных инфляционных издержек коммерческие организации повышают цены реализации товаров, продукции, работ, услуг. В результате повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги увеличиваются выручка и прибыль от продаж.

 

.2.7 Анализ прибыли  от продаж методом отклонений

Анализ прибыли от продаж предполагает многоуровневое выявление  отклонений фактических значений прибыли  и факторов, на неё влияющих, от их нормативных (сметных) значений.

 

.2.8 Анализ отчетов  об исполнении смет как инструмент  управления

Управление по отклонениям  представляет собой систему сметного контроля, при котором фактические  показатели сравниваются со сметными для осуществления соответствующих  корректирующих действий в случае выявления  отклонений. Целью подобной корректировки является максимально возможное согласование будущих показателей затрат и прибыли с их сметными значениями. Такое управление осуществляется на основе анализа отчетов по исполнению смет, составляемых по центрам и уровням ответственности.

При этом центр ответственности  понимается как структурная единица  предприятия, руководитель которой  несет ответственность за конкретные результаты, а уровень ответственности - совокупность центров ответственности  того или иного уровня. Характерные  черты данной отчетной формы следующие:

· для каждого уровня и центра ответственности устанавливаются только контролируемые расходы, т.е. такие, на которые руководитель того или иного центра ответственности может оказать влияние и за которые соответственно отвечает;

· информация конкретизируется по мере перехода от более высокого к более низким уровням ответственности;

· данные о фактических затратах, а также об их отклонениях от сметных значений представляются как за отчетный период, так и нарастающим итогом, что принципиально повышает информационно-аналитические возможности отчетов.

 

.2.9 Анализ и  оценка прибыли на одну акцию

Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждены приказом Минфина  РФ №43н от 06.07.1999г. предусмотрено  раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о прибыли, приходящейся на одну акцию.

В соответствии с Методическими  рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина  РФ от 21.03.2000 г. №29н, любая существенная для пользователей бухгалтерской  отчетности информация в отношении  показателей прибыли на акцию подлежит раскрытию в пояснительной записке.

Акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Информация о прибыли представлена двумя  показателями:

· базовая прибыль (убыток) на акцию;

· разводненная прибыль (убыток) на акцию (отражает возможное снижение уровня базовой прибыли).

 

.3 Методика Калининой А.П.

 

.3.1 Анализ структуры  и динамики прибыли до налогообложения  по данным отчетности

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе  бухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два  аналогичных периода времени. При  анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской  прибыли в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли  до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторами изменения  прибыли до налогообложения являются её слагаемые.

 

.3.2 Методика факторного  анализа прибыли от продаж

Прибыль от продаж зависит  от трех основных факторов:

) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);

) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократно меняется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние показатели себестоимости единицы продукции;

) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.

Калинина в своем труде  приводит 2 основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж:

) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов - объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции - по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

) анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», так называемый «экспресс-анализ».

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать  обоснованные управленческие решения  относительно объемов продаж, себестоимости  и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с  тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера  имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

 

.3.3 Анализ формирования  чистой прибыли

Факторный анализ чистой прибыли  позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли  отличается от суммы бухгалтерской  прибыли.

Перечень факторов, обусловливающих  изменение чистой прибыли, определяется самой методикой её расчета:

) сумма бухгалтерской прибыли;

) сумма текущего налога на прибыль;

) изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 77).

Влияние названных факторов можно увидеть непосредственно  из данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

2.3.4 Анализ рентабельности  продукции

Показатели рентабельности продукции предназначены для  характеристики уровня эффективности  производства и продаж продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации (на примере ОАО "Салаватнефтеоргсинтез")