Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов и практических аспектов анализа финансовых результатов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· рассмотреть систему показателей прибыли коммерческой организации с точки зрения различных авторов;
· выявить основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
· исследовать механизм анализа финансовых результатов на примере ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»;
· дать рекомендации увеличения показателей прибыли и повышения уровня рентабельности.
Введение
. Теоретические аспекты формирования финансовых результатов
.1Экономическая база формирования финансовых результатов коммерческой организации
.2Значение показателей прибыли в современных условиях
.3Система показателей рентабельности организации и методика их расчета
. Методика анализа финансовых результатов
.1 Методика Савицкой Г.В.
.1.1 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
.1.2 Анализ прочих финансовых доходов и расходов
.1.3 Анализ рентабельности предприятия
.1.4 Методика определения резервов роста прибыльности и рентабельности
.1.5 Анализ использования прибыли
.2 Методика Мазуровой И.И.
.2.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
.2.2 Анализ формирования чистой прибыли
.2.3 Методика факторного анализа прибыли от продаж
.2.4 Применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам
.2.5.Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж
.2.6 Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж
.2.7 Анализ прибыли от продаж методом отклонений
.2.8 Анализ отчетов об исполнении смет как инструмент управления
.2.9 Анализ и оценка прибыли на одну акцию
.3 Методика Калининой А.П.
.3.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
.3.2. Методика факторного анализа прибыли от продаж
.3.3 Анализ формирования чистой прибыли
.3.4 Анализ рентабельности продукции
.3.5 Рентабельность активов коммерческой организации
.3.6 Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческой организации
.Анализ финансовых результатов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и расчет показателей рентабельности
.1 Краткая характеристика ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
.2 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009г
.3 Анализ влияния факторов на динамику прибыли от продаж товаров, продукции, (работ, услуг)
.4 Анализ влияния факторов на формирование чистой прибыли и ее динамики
.4 Анализ влияния факторов на рентабельность продукции, работ, услуг
.5 Анализ влияния факторов на рентабельность активов (имущества) коммерческой организации
.6 Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческой организации
Заключение
Библиографический список
финансовый результат рентабельность прибыль
ВП = В - С,
Где В - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
С - производственная себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг.
Прибыль от продаж (ПП) - это финансовый результат от обычных видов деятельности организации. Она может быть рассчитана двумя способами. В форме № 2 отражается по стр. 050. Прибыль от продаж можно рассчитать двумя способами:
а) ПП = ВП - КР - УР (по форме №2: стр. 010 - стр. 020 - стр. 030 - стр. 040);
Где КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.
б) ПП = В - С - КР - УР (по форме №2: стр. 029 - стр. 030 - стр. 040).
Второй способ расчета прибыли от продаж отражает результат сопоставления всей совокупности доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Бухгалтерская прибыль (до налогообложения) (БП) представляет собой величину бухгалтерской прибыли, т.е. сводный (общий) финансовый результат от всех видов деятельности организации. Она отражается по стр. 140 формы №2. Этот показатель финансового результата в форме № 2 определяется в следующем порядке:
БП = ПП + Ппол - Пупл + ДУ + ПД - ПР,
Где Ппол - проценты к получению; Пупл - проценты к уплате; ДУ - доходы от участия в других организациях; ПД и ПР - прочие доходы и прочие расходы, соответственно.
Порядок расчета прибыли
до налогообложения можно
БП = ПП + ПФР,
Где ПФР - прочий финансовый результат, рассчитываемый следующим образом:
ПФР = Ппол - Пупл + ДУ + ПД - ПР.
Чистая прибыль (ЧП) - это
прибыль, доступная к распределению
среди собственников, т.е., в принципе,
это сумма бухгалтерской
ЧП = БП + ОНА - ОНО - ТНП,
Где ОНА - отложенные налоговые активы; ОНО - отложенные налоговые обязательства; ТНП - текущий налог на прибыль, т.е. налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет.
Таким образом, все показатели прибыли можно обобщить в таблице №2.
Таблица 2 - Показатели прибыли и порядок их формирования
№ строки |
Показатели | |
010 |
Выручка от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | |
(-) |
020 |
Себестоимость продукции, работ, услуг |
(=) |
029 |
Валовая прибыль |
(-) |
030 |
Коммерческие расходы |
(-) |
040 |
Управленческие расходы |
(=) |
050 |
Прибыль (убыток) от продаж |
(+) |
060 |
Проценты к получению (по ценным бумагам) |
(-) |
070 |
Проценты к уплате (по ценным бумагам) |
(+) |
080 |
Доходы от участия в других организациях |
(+) |
090 |
Прочие доходы |
(-) |
100 |
Прочие расходы |
(=) |
140 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
(+) |
141 |
Отложенные налоговые активы |
(+) |
142 |
Отложенные налоговые обязательства |
(-) |
150 |
Текущий налог на прибыль |
(=) |
190 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
.3 Система показателей рентабельности организации и методика их расчета
Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, позволяет произвести анализ не только прибыли, т.е. абсолютной экономической эффективности (абсолютного экономического эффекта) деятельности организации, но и рентабельности, которая является, по выражению известного ученого в области экономического анализа А.Д. Шеремета, характеристикой «истинной эффективности», т.к. сам способ ее исчисления учитывает условия получения прибыли.
Рентабельность - это уровень прибыльности или уровень доходности. Показатели рентабельности - это относительные показатели (коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо показателем, отражающим условия хозяйствования, например, с суммой выручки (нетто) от продаж, с суммой собственного капитала и др.
В общем виде расчет рентабельности
(Р), т.е. прибыльности (доходности) можно
представить следующей
Р = Прибыль/Затраты или ресурсы (капитал)
По данным официальной бухгалтерской отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности. Эти показатели будут отличаться как по числителю, так и по знаменателю.
В числителе дроби при расчетах коэффициентов рентабельности могут быть использованы различные показатели прибыли: бухгалтерская прибыль (до налогообложения), чистая прибыль, прибыль от продаж.
В знаменателе дроби при расчетах коэффициентов рентабельности могут применяться следующие показатели:
выручка (нетто) от продаж;
- полная себестоимость продаж;
средняя стоимость активов (имущества) организации;
средняя сумма собственного капитала организации;
сумма уставного капитала;
средняя стоимость основных фондов;
средняя стоимость оборотных активов;
средняя стоимость производственных фондов и другие.
В системе показателей рентабельности можно выделить четыре основные группы:
) показатели рентабельности активов, отражающие эффективность использования имущества коммерческой организации;
2) показатели рентабельности капитал, отражающие эффективность использования капитала;
) показатели рентабельности продаж, отражающие эффективность производства и продаж, работ, услуг;
) показатели рентабельности затрат, отражающие эффективность затрат.
Помимо этого, существует два типа показателей рентабельности:
рентабельность деятельности,
характеризует эффективность
- рентабельность вложений, сопоставляет величину различных видов прибыли и инвестированных в бизнес средств. При их расчете используются одновременно данные отчета о прибылях и убытках и баланса.
Показатели рентабельности могут использоваться для:
~ анализа динамики доходности компании;
~ сравнения фактических результатов с плановыми;
~ сравнения деятельности отдельных бизнес-единиц в рамках единого предприятия;
~ сравнения с показателями фирм-конкурентов;
~ оценки целесообразности продолжения деятельности и привлечения дополнительного (в т.ч. заемного) капитала;
~ оценки привлекательности вложений в предприятие с точки зрения потенциальных инвесторов.
В таблице 3 приведён расчет основных показателей рентабельности.
Таблица 3 - Система основных показателей рентабельности, характеризующая эффективность деятельности коммерческой организации
№ п./п |
Название групп и показателей |
Порядок расчета |
Пояснения |
1. |
Показатели рентабельности всей совокупности продукции, товаров, работ, услуг | ||
1.1. |
Рентабельность затрат на проданные товары, продукции, работы, услуги |
(Прибыль от продаж)* 100/(Полная
себестоимость проданных |
Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат ресурсов и производство и продажу |
1.2. |
Рентабельность продаж |
(Прибыль от продаж)* 100/(Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг) |
Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу объема продаж и характеризует уровень доходности продаж |
2. |
Показатели рентабельности капитала | ||
2.1. |
Рентабельность капитала, авансированного в активы | ||
2.1.1. |
Рентабельность активов |
(Чистая прибыль)*100/(Средняя
стоимость всех активов |
Отражает сумму прибыли,
приходящуюся на единицу общей величины
капитала (всех активов независимо
от источников их формирования) и характеризует
эффективность использования |
2.1.2. |
Рентабельность |
(Прибыль от продаж)*100/( |
Отражает величину прибыли,
приходящуюся на единицу стоимости
основных средств и запасов, и
характеризует эффективность |
2.1.3. |
Рентабельность чистых активов |
(Чистая прибыль)*100/(Средняя стоимость чистых активов) |
Отражает величину прибыли,
приходящуюся на единицу чистых активов,
т.е. собственного капитала в уточненной
его величине, и характеризует
эффективность его |
2.2. |
Рентабельность собственного капитала |
(Чистая прибыль)*100/(Средняя
величина собственного |
Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу собственного капитала, т.е. капитала собственников и характеризует эффективность его использования |
2.3. |
Рентабельность акционерного (уставного) капитала |
(Чистая прибыль)*100/(Средняя величина акционерного (уставного) капитала) |
Отражает величину прибыли,
приходящуюся на единицу вложенного
учредителями капитала, и характеризует
эффективность его |
2.4. |
Доходность акционерного (уставного) капитала |
(Дивиденды (проценты) начисленные
из чистой прибыли)*100/( |
Отражает долю прибыли, начисленную в пользу собственников на единицу вложенного ими капитала |
2. Методика анализа
финансовых результатов
.1 Методика Савицкой Г.В.
.1.1 Анализ финансовых
результатов от реализации
Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг по Савицкой Г.В. (рис. 1)
Рис.1.Структурно-логическая факторная модель прибыли
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); её структуры (Удi); себестоимости (Сi); и уровня среднереализационных цен (Цi):
П=∑[VРПобщ * Удi(Цi-Сi)]
Объем реализации продукции
может оказывать как
Структура реализованной
продукции может также
Расчет влияния этих факторов
на сумму прибыли можно выполнить
способом цепной подстановки. Следует
проанализировать также выполнение
плана и динамику прибыли от реализации
отдельных видов продукции, величина
которой зависит от трех факторов
первого уровня: объема продажи продукции,
себестоимости и
2.1.2 Анализ прочих финансовых доходов и расходов
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.
К инвестиционным относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.д.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставлении организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие внереализационные доходы и расходы - это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества; судебные издержки.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
.1.3 Анализ рентабельности коммерческой организации
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:
) окупаемость затрат;
) прибыльность продаж;
) доходность капитала и его частей.
· рентабельность продукции
· рентабельность продаж (оборота)
· рентабельность совокупного капитала
· рентабельность (доходность) операционного капитала
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционного капитала).
.1.4.Методика определения
резервов роста прибыли и
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2)
Рис. 2. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости (Р С).