Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:48, курсовая работа
Развитие современной экономики идет по пути формирования межотраслевых комплексов – тесно взаимосвязанных между собой производств и отраслей, имеющий общий результат производства и развитые производственно – экономические связи. К числу таких образований относится и металлургический комплекс, который состоит из двух основных отраслей – черной и цветной металлургии. Обе отрасли имеют огромную народно – хозяйственную значимость, принадлежащих к числу базовых и стратегически важных, без которых невозможно развитие ни одной отрасли народного хозяйства, так как они являются основой разнообразного машиностроения. Эти отрасли определяют уровень национальной безопасности и обороноспособности страны.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Характеристика и размещение черной и цветной металлургии в России…..4
1.1.Черная металлургия…………………………………………………………….4
1.2.Цветная металлургия…………………………………………………………...8
2.Общая оценка состояния металлургической отрасли в России……………..14
2.1. Место и удельный вес металлургии в системе национальной экономики...14
2.2. Уровень конкурентоспособности отрасли…………………………………...15
2.3 Потенциал развития отрасли…………………………………………………..17
2.4.Металлургический комплекс России, проблемы его развития и государственная политика в этой отрасли………………………………………..19
3.Анализ одного из предприятий металлургической отрасли России ЗАО «Бурибаевский ГОК»……………………………………………………………....28
3.1. Характеристика деятельности предприятия…………………………………….28
3.2. Анализ показателей работы……………………………………………………29
3.3. Государственные программы в Бурибаевском ГОК…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………35
Приложение………………………………………………………………………36
Главной
целью развития металлургического
комплекса России является кардинальное
повышение
Эта цель четко корреспондируется с общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом Российской Федерации, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации.
В
ближайшей перспективе возможны
два направления развития – либо
дальнейший рост объемов экспорта с
затуханием его темпов по мере насыщения
внешних рынков, либо активное переключение
на внутренний спрос в результате
существенного ускорения
Реализация главной цели предполагает в качестве необходимых условий решение ряда системных проблем.
Важнейшая проблема – недостаточное развитие металлопотребляющих отраслей внутри России. В настоящее время на внутреннем рынке России потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20% основных цветных металлов. Активизация развития внутреннего рынка, несомненно, предполагает участие государства – это и государственные заказы, и стимулирование развития важнейших металлопотребляющих отраслей (промышленная сборка автомобилей, трубопроводный транспорт, судо-и авиастроение, реализация инвестиционных программ отраслей – естественных монополистов (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть»), и ряд других направлений.
Вторая проблема - недостаточно высокая конкурентоспособность российской металлопродукции на внешнем и внутреннем рынках. В последнее время на внешнем рынке, особенно на рынке стальной продукции, резко обострилась конкурентная борьба. Сегодня конкурируют уже не отдельные металлургические компании, пусть даже крупные или транснациональные. Конкурируют государства, в ход идет административный ресурс. Примером именно такой конкуренции являются протекционистские защитные меры, введенные в США (нашумевшая Статья 201), торговые барьеры в Китае, ЕС, некоторых странах Латинской Америки. При этом многие российские металлургические предприятия по основным технико-экономическим показателям деятельности отстают от зарубежных компаний (по удельным расходам материальных и энергоресурсов, по производительности труда, по качеству отдельных видов продукции и т.д.).
В
настоящее время более 45% экспорта
продукции российских предприятий
черной металлургии и 90% - цветной
металлургии составляет продукция
с низкой добавленной стоимостью
(руда, лом, чугун, слитки, слябы и
заготовка для переката). А импортные
поставки металлопродукции (включая
металл в машинах и оборудовании),
например, в 2004 году уже превысили 20%
емкости внутреннего рынка. При
вступлении России в ВТО объемы импорта
могут значительно возрасти. Поэтому
повышение
Например,
необходимо ускорить принятие решения
о совершенствовании системы
возврата НДС при капитальном
строительстве, целесообразно также
проработать вопрос об изменениях и
дополнениях к «Налоговому
установки налоговых каникул (по налогу на прибыль) на период 3-5 лет после пуска в эксплуатацию объектов новой техники;
восстановления льготы по налогу на прибыль, направляемую на нужды капитального строительства;
введения дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.
Кроме того, целесообразны изменения и дополнения к «Таможенному кодексу России», касающиеся отказа от взимания ввозных таможенных пошлин на оборудование, не производимое в России.
Следующая
важная проблема – ограниченность
разведанных запасов
Состояние горнорудной подотрасли металлургического комплекса в значительной степени определяется наличием достаточных запасов руд, их качеством и условиями добычи. По сравнению с плановой экономикой, в новых экономических условиях изменились критерии экономической оценки месторождений и показатели эффективности их разработки. Месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья в России имеются, но их запасы в настоящий момент не привлекательны для инвестиций.
Из-за
высоких рисков и больших капитальных
затрат на освоение месторождений отсутствуют
субъекты предпринимательской
Критическая ситуация с геологоразведкой. За период с 1994 по 2003 гг. доля геологоразведочных работ по цветным и редким металлам в общем объеме таких работ снизилась с 4,9 до 0,9%, а по рудам черных металлов – с 0,6 до 0,2%, в то время как по нефти и газу колебалась от 73,1 до 77,8% (составив 83,3% в 2001 году; по материалам Росстата).
В
результате отрабатываемые и списываемые
с баланса запасов объемы руд
не покрываются приростом запасов,
что ведет к неуклонному
По уровню интенсивности освоения МСБ (отношению добычи к подготовленным запасам) Россия отстает от среднемировых показателей – например, интенсивность освоения МСБ меди в России составляет 0,83% (в мире – 1,24%), никеля – 1,1% (1,25%), свинца – 0,16% (2%), цинка – 0,33% (2,2%), железных руд – 0,14% (0,51%). Крайне низок уровень разведки запасов таких стратегических видов сырья, как хром, марганец, титан, цирконий.
Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географо-экономических, горно-геологических и прочих условий разработки месторождений полезных ископаемых. Применение одинаковых налоговых ставок ставит горнодобывающие предприятия в разные с позиций налогообложения условия. Предприятия с более высокими по независящим от них причинам затратами на добычу уплачивают более высокий налог на добычу полезных ископаемых. А многие месторождения дефицитных видов минерального сырья могут быть разработаны только в условиях применения особого налогового режима.
До сих пор также не в полной мере решена проблема металлолома, особенно с позиций будущего развития черной металлургии и предполагаемого расширения масштабов электросталеплавильного производства. Объемы его экспорта достигли в 2004 году 14 млн.т (в 2003 г. – 8,1 млн.т). Необходимо оптимизировать количество пунктов перехода через государственную границу Российской Федерации, особенно в ломодефицитных районах Дальневосточного региона.
В цветной металлургии проблема с ломом несколько иная. Объемы вывоза цветного металлолома резко снизились в последние годы, однако возросли объемы вывоза металлопродукции, получаемой путем лишь первичного переплава лома.
Хотя в последние годы и создана довольно полная нормативно-правовая база по сбору и переработке лома и отходов, растет число случаев их хищения (особенно цветного лома), что обусловлено ростом цен на это вторсырье. Поэтому требуется усилить контроль за соблюдением положений нормативно-правовых актов со стороны лицензирующих органов субъектов федерации и правоохранительных органов.
Низки экологические характеристики металлургического производства.
Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями черной металлургии составляет около 15%, цветной – около 20%. При этом, на предприятиях черной металлургии доля отходов, подвергаемых обезвреживанию и дальнейшему использованию, не превышает 63,4% от общего объема их образования, в цветной металлургии – 25%.
Существует и проблема снижения квалификации кадров в результате разрушения системы непрерывной производственной их подготовки.
Помимо
упомянутых мною основных проблем, работа
предприятий металлургического
комплекса осложняется
Часто приходится слышать о том, что целесообразно оставить решение проблем на откуп рынка, дескать, его «невидимая рука» сама справится со всеми сложностями и препонами и сбалансирует ситуацию в любой отрасли. Наверное, это не совсем так.
Известно, что более 70% металлургических предприятий являются градообразующими, только на крупнейших десяти предприятиях черной металлургии трудятся более 300 тысяч человек. Металлургические предприятия также являются основными плательщиками налогов в бюджеты всех уровней, на них сегодня лежит колоссальная социальная ответственность.
Поэтому проблемы металлургии – это проблемы не только собственников и руководителей предприятий, но и проблемы государства.
Должно всячески укрепляться социальное партнерство между государством и собственниками предприятий. Не нужно смотреть на государство, как на механизм взимания налогов и избыточного регулирования отраслей промышленности. На самом деле, сейчас вся наша работа в рамках проведения административной реформы сконцентрирована на том, чтобы ликвидировать избыточные или дублирующие функции министерств и ведомств, которые мешают бизнесу нормально работать. Мы стремимся не к противостоянию, а к диалогу.
Завершая,
следует отметить, что у большинства
предприятий металлургического комплекса
имеется достаточно ресурсов для дальнейшего
высокоэффективного развития, для усиления
их «локомотивной» роли в экономике России
и повышения благосостояния народа.
3.Анализ одного из предприятий металлургической отрасли России ЗАО «Бурибаевский ГОК»
3.1. Характеристика деятельности предприятия.
Закрытое акционерное общество «Бурибаевский горно-обоготительный комбинат», самое крупное предприятие Хайбуллинского района, занимающегося добычей медно-цинковой руды подземным способом, и переработкой ее на обогатительной фабрике.
Юридический адрес: Республика Башкортостан, Хайбуллинский район пос. Бурибай ул.Горького 49., индекс: 453821 факс: 2-19-45. Генеральный директор Павлов Б.Г.
ЗАО «Бурибаевский ГОК» разрабатывает октябрьское месторождение. Добытая на октябрьском подземном руднике руда на самосвалах перевозится на обогатительную фабрику, которая находится в 13 км к западу, в поселке Бурибай. Переработка производится по схеме медный флотации. Основной продукцией комбината является медно-цинковый концентрат.
Полученный медно-цинковый концентрат перевозят на железнодорожную станцию Сара, находящуюся в 75 км к югу от Бурибая. Далее по железной дороге отправляется потребителю ООО «УГМК-Холдинг» в Свердловской области.
ЗАО «Бурибаевский ГОК» является смешанной российской собственностью без иностранного вмешательства. Учредителями являются:
За 32 года (1977-2008) добыто около 5,1 млн.т. руды. В результатах эксплуатационной деятельности и доразведки оставшихся запасов и по состоянию на 1 января 2009 года составляют: руда - 8580 тыс. тонн, золото - 14267 кг, серебро - 154 тонны.
Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли.
Основными видами деятельности общества является:
Информация о работе Анализ и характеристика металлургической отрасли России