Анализ и характеристика металлургической отрасли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной экономики идет по пути формирования межотраслевых комплексов – тесно взаимосвязанных между собой производств и отраслей, имеющий общий результат производства и развитые производственно – экономические связи. К числу таких образований относится и металлургический комплекс, который состоит из двух основных отраслей – черной и цветной металлургии. Обе отрасли имеют огромную народно – хозяйственную значимость, принадлежащих к числу базовых и стратегически важных, без которых невозможно развитие ни одной отрасли народного хозяйства, так как они являются основой разнообразного машиностроения. Эти отрасли определяют уровень национальной безопасности и обороноспособности страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Характеристика и размещение черной и цветной металлургии в России…..4
1.1.Черная металлургия…………………………………………………………….4
1.2.Цветная металлургия…………………………………………………………...8
2.Общая оценка состояния металлургической отрасли в России……………..14
2.1. Место и удельный вес металлургии в системе национальной экономики...14
2.2. Уровень конкурентоспособности отрасли…………………………………...15
2.3 Потенциал развития отрасли…………………………………………………..17
2.4.Металлургический комплекс России, проблемы его развития и государственная политика в этой отрасли………………………………………..19
3.Анализ одного из предприятий металлургической отрасли России ЗАО «Бурибаевский ГОК»……………………………………………………………....28
3.1. Характеристика деятельности предприятия…………………………………….28
3.2. Анализ показателей работы……………………………………………………29
3.3. Государственные программы в Бурибаевском ГОК…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………35
Приложение………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.56 Кб (Скачать)

     Главной целью развития металлургического  комплекса России является кардинальное повышение конкурентоспособности  продукции и производств при  максимально возможном сочетании  государственных интересов России, ее регионов и конкретных акционерных  обществ. При этом в качестве генерального направления развития предполагается широкое и ускоренное внедрение  инноваций в результате активизации  инвестиционной деятельности.

     Эта цель четко корреспондируется с  общенациональными задачами в развитии страны, определенными Президентом  Российской Федерации, и с приоритетными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации.

     В ближайшей перспективе возможны два направления развития – либо дальнейший рост объемов экспорта с  затуханием его темпов по мере насыщения  внешних рынков, либо активное переключение на внутренний спрос в результате существенного ускорения развития металлоперерабатывающих отраслей. И металлурги и государство намерены идти по второму пути.

     Реализация  главной цели предполагает в качестве необходимых условий решение ряда системных проблем.

     Важнейшая проблема – недостаточное развитие металлопотребляющих отраслей внутри России. В настоящее время на внутреннем рынке России потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20% основных цветных металлов. Активизация развития внутреннего рынка, несомненно, предполагает участие государства – это и государственные заказы, и стимулирование развития важнейших металлопотребляющих отраслей (промышленная сборка автомобилей, трубопроводный транспорт, судо-и авиастроение, реализация инвестиционных программ отраслей – естественных монополистов (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть»), и ряд других направлений.

     Вторая  проблема - недостаточно высокая конкурентоспособность  российской металлопродукции на внешнем  и внутреннем рынках. В последнее  время на внешнем рынке, особенно на рынке стальной продукции, резко  обострилась конкурентная борьба. Сегодня  конкурируют уже не отдельные  металлургические компании, пусть даже крупные или транснациональные. Конкурируют государства, в ход  идет административный ресурс. Примером именно такой конкуренции являются протекционистские защитные меры, введенные  в США (нашумевшая Статья 201), торговые барьеры в Китае, ЕС, некоторых  странах Латинской Америки. При  этом многие российские металлургические предприятия по основным технико-экономическим показателям деятельности отстают от зарубежных компаний (по удельным расходам материальных и энергоресурсов, по производительности труда, по качеству отдельных видов продукции и т.д.).

     В настоящее время более 45% экспорта продукции российских предприятий  черной металлургии и 90% - цветной  металлургии составляет продукция  с низкой добавленной стоимостью (руда, лом, чугун, слитки, слябы и  заготовка для переката). А импортные  поставки металлопродукции (включая  металл в машинах и оборудовании), например, в 2004 году уже превысили 20% емкости внутреннего рынка. При  вступлении России в ВТО объемы импорта  могут значительно возрасти. Поэтому  повышение конкурентоспособности  российской металлургии в значительной мере зависит от инвестиций в основное производство и техническое перевооружение, от возможностей формирования собственных  финансовых источников и привлечения  заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, таможенно - тарифной и налоговой политики.

     Например, необходимо ускорить принятие решения  о совершенствовании системы  возврата НДС при капитальном  строительстве, целесообразно также  проработать вопрос об изменениях и  дополнениях к «Налоговому кодексу  Российской Федерации», касающихся:

     установки налоговых каникул (по налогу на прибыль) на период 3-5 лет после пуска в  эксплуатацию объектов новой техники;

     восстановления  льготы по налогу на прибыль, направляемую на нужды капитального строительства;

     введения  дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

     Кроме того, целесообразны изменения и  дополнения к «Таможенному кодексу  России», касающиеся отказа от взимания ввозных таможенных пошлин на оборудование, не производимое в России.

     Следующая важная проблема – ограниченность разведанных запасов минерального, рудного сырья.

     Состояние горнорудной подотрасли металлургического  комплекса в значительной степени  определяется наличием достаточных  запасов руд, их качеством и условиями  добычи. По сравнению с плановой экономикой, в новых экономических  условиях изменились критерии экономической  оценки месторождений и показатели эффективности их разработки. Месторождения  практически всех дефицитных видов  минерального сырья в России имеются, но их запасы в настоящий момент не привлекательны для инвестиций.

     Из-за высоких рисков и больших капитальных  затрат на освоение месторождений отсутствуют  субъекты предпринимательской деятельности, заинтересованные в финансировании геологоразведочных работ по переводу прогнозных ресурсов, выявленных за счет средств государственного бюджета  бывшего СССР, в промышленные запасы для последующей их отработки.

     Критическая ситуация с геологоразведкой. За период с 1994 по 2003 гг. доля геологоразведочных работ по цветным и редким металлам в общем объеме таких работ  снизилась с 4,9 до 0,9%, а по рудам  черных металлов – с 0,6 до 0,2%, в то время как по нефти и газу колебалась от 73,1 до 77,8% (составив 83,3% в 2001 году; по материалам Росстата).

     В результате отрабатываемые и списываемые  с баланса запасов объемы руд  не покрываются приростом запасов, что ведет к неуклонному снижению рудно-сырьевого потенциала металлургии. За последние 10 лет детально не разведывались  и не были утверждены в ГКЗ России запасы ни по одному крупному месторождению  твердых полезных ископаемых для  металлургии.

     По  уровню интенсивности освоения МСБ (отношению добычи к подготовленным запасам) Россия отстает от среднемировых  показателей – например, интенсивность  освоения МСБ меди в России составляет 0,83% (в мире – 1,24%), никеля – 1,1% (1,25%), свинца – 0,16% (2%), цинка – 0,33% (2,2%), железных руд  – 0,14% (0,51%). Крайне низок уровень  разведки запасов таких стратегических видов сырья, как хром, марганец, титан, цирконий.

     Введенный в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых не учитывает различие географо-экономических, горно-геологических и прочих условий  разработки месторождений полезных ископаемых. Применение одинаковых налоговых  ставок ставит горнодобывающие предприятия  в разные с позиций налогообложения  условия. Предприятия с более  высокими по независящим от них причинам затратами на добычу уплачивают более  высокий налог на добычу полезных ископаемых. А многие месторождения  дефицитных видов минерального сырья  могут быть разработаны только в  условиях применения особого налогового режима.

     До  сих пор также не в полной мере решена проблема металлолома, особенно с позиций будущего развития черной металлургии и предполагаемого расширения масштабов электросталеплавильного производства. Объемы его экспорта достигли в 2004 году 14 млн.т (в 2003 г. – 8,1 млн.т). Необходимо оптимизировать количество пунктов перехода через государственную границу Российской Федерации, особенно в ломодефицитных районах Дальневосточного региона.

     В цветной металлургии проблема с  ломом несколько иная. Объемы вывоза цветного металлолома резко снизились  в последние годы, однако возросли объемы вывоза металлопродукции, получаемой путем лишь первичного переплава  лома.

     Хотя  в последние годы и создана  довольно полная нормативно-правовая база по сбору и переработке лома и отходов, растет число случаев  их хищения (особенно цветного лома), что  обусловлено ростом цен на это  вторсырье. Поэтому требуется усилить контроль за соблюдением положений нормативно-правовых актов со стороны лицензирующих органов субъектов федерации и правоохранительных органов.

     Низки экологические характеристики металлургического  производства.

     Доля  выбросов загрязняющих веществ в  атмосферу предприятиями черной металлургии составляет около 15%, цветной  – около 20%. При этом, на предприятиях черной металлургии доля отходов, подвергаемых обезвреживанию и дальнейшему использованию, не превышает 63,4% от общего объема их образования, в цветной металлургии – 25%.

     Существует  и проблема снижения квалификации кадров в результате разрушения системы  непрерывной производственной их подготовки.

     Помимо  упомянутых мною основных проблем, работа предприятий металлургического  комплекса осложняется относительно высокими ценами на продукцию и услуги отраслей - естественных монополистов, (прежде всего, топливно-энергетического  комплекса). Возможна также социальная напряженность в регионах расположения предприятий металлургического  комплекса в случае высвобождения  значительной численности трудящихся в результате технического перевооружения производства.

     Часто приходится слышать о том, что  целесообразно оставить решение  проблем на откуп рынка, дескать, его «невидимая рука» сама справится  со всеми сложностями и препонами  и сбалансирует ситуацию в любой  отрасли. Наверное, это не совсем так.

     Известно, что более 70% металлургических предприятий  являются градообразующими, только на крупнейших десяти предприятиях черной металлургии трудятся более 300 тысяч  человек. Металлургические предприятия  также являются основными плательщиками  налогов в бюджеты всех уровней, на них сегодня лежит колоссальная социальная ответственность.

     Поэтому проблемы металлургии – это проблемы не только собственников и руководителей  предприятий, но и проблемы государства.

     Должно  всячески укрепляться социальное партнерство  между государством и собственниками предприятий. Не нужно смотреть на государство, как на механизм взимания налогов  и избыточного регулирования  отраслей промышленности. На самом  деле, сейчас вся наша работа в рамках проведения административной реформы  сконцентрирована на том, чтобы ликвидировать  избыточные или дублирующие функции  министерств и ведомств, которые  мешают бизнесу нормально работать. Мы стремимся не к противостоянию, а к диалогу.

     Завершая, следует отметить, что у большинства предприятий металлургического комплекса имеется достаточно ресурсов для дальнейшего высокоэффективного развития, для усиления их «локомотивной» роли в экономике России и повышения благосостояния народа.  
 
 

     3.Анализ  одного из предприятий  металлургической отрасли России ЗАО «Бурибаевский ГОК»

     3.1. Характеристика деятельности предприятия.

     Закрытое  акционерное общество «Бурибаевский  горно-обоготительный комбинат», самое крупное предприятие Хайбуллинского района, занимающегося добычей медно-цинковой руды подземным способом, и переработкой ее на обогатительной фабрике.

     Юридический адрес: Республика Башкортостан, Хайбуллинский  район пос. Бурибай ул.Горького 49., индекс: 453821 факс: 2-19-45. Генеральный директор Павлов Б.Г.

     ЗАО «Бурибаевский ГОК» разрабатывает  октябрьское месторождение. Добытая  на октябрьском подземном руднике  руда на самосвалах перевозится на обогатительную фабрику, которая находится  в 13 км к западу, в поселке Бурибай. Переработка производится по схеме  медный флотации. Основной продукцией комбината является медно-цинковый концентрат.

     Полученный  медно-цинковый концентрат перевозят  на железнодорожную станцию Сара, находящуюся в 75 км к югу от Бурибая. Далее по железной дороге отправляется потребителю ООО «УГМК-Холдинг» в Свердловской области.

     ЗАО «Бурибаевский ГОК» является смешанной  российской собственностью без иностранного вмешательства. Учредителями являются:

  • Госкомсобственность - 62,7 уставного капитала, переданного на доверительное управление,
  • ОАО «Хайбуллинская компания» - 20%,
  • Трудовой коллектив-35,3%.

     За 32 года (1977-2008) добыто около 5,1 млн.т. руды. В результатах эксплуатационной деятельности и доразведки оставшихся запасов и по состоянию на 1 января 2009 года составляют: руда - 8580 тыс. тонн, золото - 14267 кг, серебро - 154 тонны.

     Основной  целью деятельности общества является извлечение прибыли.

         Основными  видами деятельности  общества является:

  1. Добыча   медно   -   цинковой   руды,   содержащей   драгоценные   металлы,   ее реализация;
  2. Ведение взрывных работ;
  3. Выпуск медно - цинкового концентрата, содержащего драгоценные металлы, его реализация;
  4. Организация авторемонтных услуг;
  5. Выпуск пиломатериалов, их реализация;
  6. Дробление щебня;
  7. Выработка теплоэнергии и ее реализация;
  8. Изготовление ТНП по заказам населения и ее реализация.
  9. Производство и переработка с/х продукции, ее реализация;
  10. Оказание услуг гостиничного и бытового обслуживания населения;
  11. Транспортные перевозки (автотранспортные услуги, перевозка пассажиров);
  12. Строительство зданий и сооружений;
  13. Организация общественного питания;
  14. Организация медицинского обслуживания (через медпункт);
  15. Организация товарно-закупочной деятельности;
  16. Организация ремонтно-строительных работ.

Информация о работе Анализ и характеристика металлургической отрасли России