Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение методов комплексного анализа и оценки деятельности бюджетных организаций.
Задачи исследования:
- изучить методы экономического анализа, основные приемы и способы обработки экономической информации;
- освоить основные источники информации, используемые для проведения анализа;
- эффективно использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, определять резервы повышения эффективности деятельности через указанные ресурсы;
- оценивать расходы организации, уметь находить возможности их снижения.

Содержание

Введение 3
Анализ хозяйственной деятельности в системе
управления бюджетной организацией. 5
Сущность бюджетного учреждения и основы его деятельности. 5
Роль, значение, направления экономического анализа
деятельности бюджетной организации. 10
Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
и оценки бюджетного учреждения. 13
Общая характеристика и взаимосвязь аналитических
приемов и методов. 13
Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценка
бюджетного учреждения. 17
Заключение 34
Библиографический список. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа экономический анализ для сайта студент.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Субъектами  анализа выступают заинтересованные в деятельности учреждения пользователи информации. Их можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи. Внешними пользователями являются собственники средств учреждения (бюджет), налоговые и казначейские органы, внутренними - персонал учреждения и руководство.

  1. Анализ сметы расходов [10].

Источником анализа исполнения смет бюджетных учреждений являются:

  • отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);
  • отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503137);
  • отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138) [11].

Анализ исполнения сметы  расходов включает в себя следующие  этапы:

1. Анализ исполнения сметы расходов по общим показателям.

Определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится их сравнение с показателями смет, выявляются отклонения фактических расходов от предусмотренных сметой в целом и по отдельным статьям.

2. Анализ отдельных видов расходов, начинается с анализа хозяйственных расходов, который включает: оценку полноты исполнения сметы расходов, обеспеченности учреждения хозяйственными материальными ресурсами и эффективности их использования, выявление факторов отклонения фактического расхода от сметы, проверку соблюдения установленных норм расхода.

3. Анализ соблюдения сметных значений осуществляется путем сопоставления кассовых и фактических расходов с расходами по смете в целом и по каждой подстатье в отдельности.

  1. Анализ бюджетного финансирования.

Анализ деятельности бюджетных  учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию. Такой анализ позволяет проследить динамику движения сумм финансирования и их структуру по различным направлениям. Анализ финансирования дополняется анализом по справке о полученном финансировании из федерального бюджета. По ней можно проследить соотношение утверждённых бюджетных ассигнований на год и полученного финансирования в разрезе раздела и подраздела, целевой статьи и вида расхода.

  1. Анализ внебюджетных средств.

Объектами анализа внебюджетных средств  являются следующие показатели:

  • доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);
  • расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);
  • соотношение доходов и расходов от внебюджетной деятельности.

Основными источниками информации для анализа формирования и использования внебюджетных средств являются следующие документы: смета доходов и расходов по внебюджетным средствам, отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности форма 0503138.

  1. Анализ кассовых и фактических расходов.

Кассовые расходы не должны превышать годовые ассигнования как в целом, так и по отдельным  статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже общей суммы фактических расходов.

Кассовые расходы можно  определить по формуле:

КР = Он + П – Ок             (2.5)

где КР – общая сумма  кассовых расходов;

Он, Ок – остатки денежных средств учреждения на начало и конец анализируемого периода соответственно;

П – сумма денежных средств учреждения, перечисленная  за анализируемый период.

Фактические расходы  можно определить:

ФР = КР + (КЗк – КЗн) – (Омк - Омн) – (ДЗк-ДЗн) – (ПЛк-ПЛн),   (2.6)

где ФР – общая сумма  фактических расходов;

КЗн, КЗк – кредиторская задолженность на начало и конец анализируемого периода соответственно;

Омн, Омк – остатки по счетам материалов на начало и конец анализируемого периода соответственно;

ДЗн, ДЗк – дебиторская задолженность на начало и конец анализируемого периода соответственно;

ПЛн, ПЛк – остатки по счетам подотчетных лиц на начало и конец года соответственно.

Изучение отклонений между кассовыми  и фактическими расходами осуществляется в целом по смете и по отдельным ее подстатьям с использованием данных отчета об исполнении бюджета формы 0503127.

  1. Анализ эффективности использования основных средств бюджетной организации.

Материально-технической  базой бюджетных учреждений являются основные непроизводственные фонды.

Обобщающими показателями состояния основных средств являются коэффициенты износа и годности.

Коэффициент износа исчисляется как отношение суммы  начисленного износа к первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств:

Киз = И/Ф х 100      (2.7)

где Киз — коэффициент износа,

И — сумма  начисленного износа основных средств,

Ф — стоимость основных средств.

Этот показатель отражает состояние изношенности объектов основных средств и позволяет  сделать предварительные выводы о необходимости их обновления.

Коэффициент годности — это отношение остаточной стоимости  основных средств к первоначальной (восстановительной) или, другими словами, это разница между единицей (или 100 %) и коэффициентом износа:

Кг = Фо /Ф х 100 = 100 - Киз      (2.8)

где Кг — коэффициент годности,

Фо — остаточная стоимость основных средств,

Ф — балансовая стоимость основных средств,

Киз — коэффициент износа.

Данный коэффициент  указывает на то, какая часть (процент) стоимости основных средств еще пригодна к эксплуатации.

Коэффициенты  износа и годности рассчитываются как  на начало, так и на конец анализируемого периода. Причем чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные средства учреждения.

Для общей оценки движения основных средств учреждения используют ряд коэффициентов, которые  отражают интенсивность процессов поступления и выбытия объектов. Основными показателями являются коэффициент обновления (Ко) и коэффициент выбытия (Кв).

Коэффициент обновления исчисляется как отношение стоимости  поступивших за анализируемый период основных средств к их стоимости на конец этого периода:

Ко = Сп  /Ск х 100      (2.9)

где Ко — коэффициент обновления,

Сп — стоимость поступивших основных средств,

Ск — стоимость основных средств на конец отчетного периода.

Этот коэффициент  отражает интенсивность обновления (поступления) основных средств в результате ввода в действие новых объектов.

Коэффициент выбытия  характеризует степень интенсивности  выбытия основных средств и рассчитывается как частное стоимости выбывших в течение анализируемого периода основных средств и их стоимости на начало этого периода:

Кв  = Св  / Сн  х 100     (2.10)

где Кв — коэффициент выбытия,

Св — стоимость выбывших основных средств,

Сн — стоимость основных средств на начало отчетного периода.

При оценке эффективности  использования всех объектов основных средств в качестве обобщающего показателя применяется фондоотдача. В соответствии с общепринятой методикой фондоотдача определяется в расчете на 1000 руб. основных средств:

ФО = Оу / Ф      (2.11)

где ФО — фондоотдача;

Оу — объем услуг в определенных единицах их измерения;

Ф — среднегодовая  стоимость основных средств.

  1. Анализ эффективности использования материальных средств бюджетной организации.

Особенностью  функционирования материалов в непроизводственной сфере является то, что по мере их расходования они полностью выбывают из оборота.

Основными задачами анализа использования материальных ресурсов бюджетных организаций является:

- оценка обоснованности  заявок на приобретение материальных  ценностей;

- анализ эффективности  использования материалов;

Для проведения анализа обеспеченности, потребления, движения материалов используются источники информации (баланс исполнения сметы расходов, отчет об исполнении сметы расходов, отчет о движении материальных ценностей и т.д.), а также данные актов инвентаризаций и ревизий; справки обследований; данные первичного учета по материалам (товарные накладные, счета-фактуры, ведомости выдачи материалов на нужды учреждения); книги складского учета и другие учетные регистры.

Для оценки уровня использования материальных ценностей сравнивают фактический их расход с нормативным. В бюджетных учреждениях не по всем  группам материалов устанавливаются нормы. Величина их расхода зависит от потребности в них, возможности получения экономии.

Движение материальных ценностей можно охарактеризовать следующим балансом:

Омн + ПМ = РМс +РМпмк,    (2.12)

где Омн, Омк – остатки материальных ценностей соответственно на начало  и конец анализируемого периода;

ПМ – поступление  материалов в отчетном периоде;

РМс, РМп – расход материальных ценностей соответственно на собственные нужды и прочее их выбытие.

      1. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов бюджетной организации.

Основой качественного  и эффективного функционирования бюджетных  учреждений являются трудовые ресурсы.

Для характеристики движения трудовых ресурсов рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

1) Коэффициент  оборота по приему работников (Кпр):

            Кпр =  Количество принятого на работу персонала

                        Среднесписочная численность персонала        (2.13)

2) Коэффициент  оборота по выбытию (Кв):

             Кв =  Количество уволившихся работников

                       Среднесписочная численность персонала              (2.14)

 

3) Коэффициент  текучести кадров (Кт):

Кт =  Кол-во уволившихся по собств. желанию и за нарушение труд. дисц.

         Среднесписочная численность персонала                                            (2.15)   

4) Коэффициент  постоянства персонала организации  (Кп):

                Кп = Количество работников, проработавших весь год

                          Среднесписочная численность персонала   (2.16)

 

  1. Анализ объема работы бюджетной организации.

При анализе  работы наибольшее внимание уделяют  оценке состояния и развития сети, характеристике уровня укомплектованности учреждений обслуживающим персоналом и обеспеченности населения услугами, выявлению полноты использования сети и эффективности работы учреждения. Для характеристики сети учебных заведений используется значительное количество показателей: количество специальностей и специализаций; количество групп в разрезе специальностей; общая численность студентов и принятых на одну специальность; количество специальных учебных кабинетов и лабораторий, аппаратуры в них; количество кафедр и факультетов и др. Объем учебной работы оценивается такими показателями, как прием и отсев студентов, выпуск специалистов, среднегодовая численность студентов.

Сквозной контингент учащихся (К) можно определить по формуле:

К = Кн + П – В,      (2.17)

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией