Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение методов комплексного анализа и оценки деятельности бюджетных организаций.
Задачи исследования:
- изучить методы экономического анализа, основные приемы и способы обработки экономической информации;
- освоить основные источники информации, используемые для проведения анализа;
- эффективно использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы, определять резервы повышения эффективности деятельности через указанные ресурсы;
- оценивать расходы организации, уметь находить возможности их снижения.

Содержание

Введение 3
Анализ хозяйственной деятельности в системе
управления бюджетной организацией. 5
Сущность бюджетного учреждения и основы его деятельности. 5
Роль, значение, направления экономического анализа
деятельности бюджетной организации. 10
Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
и оценки бюджетного учреждения. 13
Общая характеристика и взаимосвязь аналитических
приемов и методов. 13
Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценка
бюджетного учреждения. 17
Заключение 34
Библиографический список. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа экономический анализ для сайта студент.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
    1. Функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер. Анализ рекомендуется проводить на всех фазах экономического цикла.
    2. На ход хозяйственных процессов оказывают влияние множество факторов объективного и субъективного характера.
    3. Важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности.
    4. Анализу на предприятии подвергается не только производственная и финансовая сфера, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования.
    5. Не следует отождествлять предметы и сферы деятельности бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности.

 

Основные принципы, которые целесообразно  иметь в виду, приступая к анализу:

  1. Составить четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения.
  2. Проводить сравнения с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями.
  3. Использовать качественные и количественные оценки.
  4. При выполнении анализа, обращать внимание на выявление тенденций и закономерностей.

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Содержанием анализа хозяйственной  деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.

В силу различия функций, выполняемых бюджетными учреждениями, особенностей состава оказываемых услуг возникает необходимость проведения анализа учреждений в разрезе отраслей непроизводственной сферы: детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений в образовании, больниц и поликлиник в здравоохранении, научно-исследовательских институтов в науке и др. Хозяйственная деятельность каждого из них выступает основным объектом анализа.

Организационно-техническая  и экономическая специфика деятельности бюджетных учреждений находит свое отражение в характерных объектах управления, анализа и соответствующих системах показателей.

Так, основными  показателями деятельности детских  дошкольных учреждений являются численность детей, количество детских групп, количество дней посещения детьми дошкольного учреждения, наполняемость детских групп, укомплектованность детских мест.

Для общеобразовательных  школ — количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Для средних  специальных и высших учебных  заведений — прием студентов, отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и  конец учебного года, их среднегодовая  численность, объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по видам работ (лекции, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, руководство курсовыми и дипломными работами, учебной и производственной практикой студентов и др.), число студентов в расчете на одного преподавателя, размер учебной площади в расчете на одного студента, затраты на подготовку специалиста.

Для больниц  — количество коек и койко-дней, среднегодовое количество дней функционирования койки, уровень обеспеченности населения  коечным фондом, количество больных, прошедших лечение, средняя продолжительность пребывания больного в стационаре.

Для поликлиник — количество врачебных посещений  в смену, количество врачебных должностей, среднегодовая нагрузка на одну врачебную  должность.

Для научно-исследовательских институтов — общий объем научных работ, выполненных в отчетном периоде, количество тем исследований и их сметная стоимость, объем реализованной научно-технической продукции, работ, количество структурных подразделений, среднесписочная численность работников.

2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

2.1. Общая характеристика и взаимосвязь  аналитических приемов и методов

 

В буквальном переводе с греческого языка слово "метод" означает "путь к чему-либо". Говоря современным языком, метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д. Применение этих методов к конкретной науке или исследованию зависит от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, имеющихся в распоряжении технических средств. Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных.

Метод анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):

  • наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;
  • систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
  • обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

По мнению Лысенко Д.В. характерными особенностями метода экономического анализа, являются:

  • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организации;
  • установление соподчинённости показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов на них влияющих;
  • выявление формы взаимосвязи между факторами;
  • выбор приёмов и способов для изучения взаимосвязи;
  • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Метод экономического анализа это способ систематического комплексного изучения финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта с целью определения его финансовой устойчивости и эффективности деятельности в условиях неопределённости и риска.

В системе экономического анализа  можно выделить основные методы:

  1. Горизонтальный анализ основывается на сопоставлении отчётных финансовых показателей с показателями деятельности за предыдущий период, путём определения абсолютных и относительных изменений в динамике ,позволяет выявить отклонения, требующие изучения и определить общие направления оптимизации баланса;
  2. Вертикальный анализ это структурный анализ итогового финансового показателя. Он определяет сложившиеся пропорции между показателями в отчётном периоде и выявляет влияние каждого из них на общий результат. Финансовое положение во многом определяется соотношением финансовых показателей.
  3. Трендовый анализ сравнение отчётных показателей с соответствующими показателями за предшествующие периоды и определение динамики анализируемых показателей. На основе тренда формируются возможные значения показателей в будущем и является перспективным прогнозом.
  4. Факторный анализ устанавливает влияние отдельных факторов, являющихся причиной результативного показателя, с помощью детерминированных или стохастических приёмов исследования. Может быть прямым и обратным. Прямой основывается на разбиении результативного показателя на составные части а обратный соединяет отдельные элементы.

Существует два типа связей, которые  подвергаются исследованию в процессе анализа хозяйственной деятельности: функциональная и стохастическая.

Связь называется функциональной (или  жестко детерминированной), если любому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение признака результативного. Система называется жестко детерминированной, если при данных начальных условиях она переходит в единственно возможное (совершенно определенное) состояние. Анализ жестко детерминированных систем часто называют факторным анализом.

Характерной особенностью детерминированных (функциональных) связей является то, что  изменению фактора на единицу  своего значения всегда соответствует изменение результативного показателя на строго определенную величину.

Выделяют следующие  виды таких причинно-следственных зависимостей:

1) аддитивная зависимость – результативный показатель (РП) равен сумме или разности факторов (Ф):

                  РП = Ф1 + Ф2 + …+ Фn или РП = Ф1 + Ф2 – Ф3 ;                     (2.1)

2) мультипликативная зависимость  – результативный показатель  равен произведению факторов:

                                РП = Ф1 х Ф2 х …х Фn ;                                              (2.2)

3) кратная (обратная) зависимость  – показатель конструируется  в виде частного фактора:

                                   РП =  Ф1 / Ф2  ;                                                                                     (2.3)

4) смешанный тип связей –  в формуле результативного показателя присутствует комбинация аддитивных, мультипликативных или кратных зависимостей:

                              РП = (Ф1 + Ф2) / (Ф3 х Ф4)                                             (2.4)

Связь называется стохастической (вероятностной), если любому значению факторного признака соответствует множество значений признака результатного (т.е. определенное статистическое распределение). При этом для каждого конкретного значения признака х значения у образуют распределение, называемое условным. Поэтому изменение величины х приводит к изменению величины у лишь в среднем. Система называется вероятностной, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, имеющие разные вероятности.

Методы факторного анализа показывают элиминированное влияние финансовых элементов на финансовое положение. Точность зависит от того, какие факторы включены в модель исследуемой функциональной зависимости.

  1. Сравнительный анализ характеризуется пространственными характеристиками финансового результата. Он представляет собой анализ свободных показателей отчётности по отдельным показателям организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  2. Анализ относительных показателей (коэффициентов) рассчитывает соотношение отдельных показателей отчётности для сопоставления с общепринятыми стандартами, среднеотраслевыми, нормативами. Исключает влияние инфляции, искажающей данные отчётности.

Многие аналитические методы используются в совокупности с различными типами моделей, которые позволяют структурировать и идентифицировать связи между основными показателями.

Можно выделить три основных типа моделей, используемых в экономическом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели. Эти модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого  типа позволяют сравнить фактические  результаты деятельности предприятий  с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе, а также в управленческом учете, в частности в управлении затратами. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении системы жестко детерминированных факторных моделей.

2.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности и оценки бюджетного учреждения.

 

При проведении анализа бюджетного учреждения должна быть подтверждена достоверность отчётности, проверено развернутое отражение в балансе дебиторской и кредиторской задолженности, закрытие счетов учета расходов по окончании года, соответствие основных показателей всех форм отчетности, составление отчётности в разрезе источников финансирования и кодов бюджетной классификации.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией