Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:52, курсовая работа
Курсовая работа является завершающим этапом изучения курса «экономики отрасли». Студенты выполняют курсовую работу с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний в области планирования, экономики предприятия, технико-экономического анализа деятельности предприятия, а также подготовки к дальнейшему выполнению дипломной работы.
Введение
Общий анализ показателей
2 Анализ использования трудовых ресурсов
3.Анализ эксплуатационных расходов
4. Анализ себестоимости
4.1 Анализ факторов, влияющих на себестоимость перевозок
5.Комплексный анализ процесса «расходы – доходы – прибыль»
Заключение
Список литературы
В текущем 2009 году фонд оплаты труда уменьшился на 76% по сравнению с предыдущим периодом и составил 1150800 руб., что повлекло за собой сокращение отчислений на социальные нужды на 76%. Материальные затраты составили 830 200 руб. вместо запланированных 905 000 руб. Расходы на топливо и электроэнергию уменьшились соответственно на 1% и 7%, а прочие материальные затраты составили 520 000 руб. вместо запланированных 2075 000 руб. Затраты на амортизацию основных фондов и нематериальных активов увеличились с 1065000 руб. до 2496000 руб. Прочие затраты уменьшились с 2075 000 руб. до 520 000 руб. Всего расходы по перевозкам уменьшились по отношению к отчетному году на 55% , но остались на 7% выше запланированных.
Выполним структурный анализ с построением диаграммы Парето. Для этого вначале рассчитаем значения, представленные в табл. 3.2, в которой элементы затрат располагаются по убывающим значениям.
Вспомогательные расчеты к диаграмме Парето (пример)
Код элементов затрат |
Элементы затрат (факторы) |
Расходы, тыс. руб. |
Суммарный размер расходов |
Процент расходов |
Суммарный процент расходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Фонд оплаты труда |
3800 |
3800 |
24,45 |
24,45 |
2 |
Отчисления на социальные нужды |
1003 |
4803 |
6,45 |
30,9 |
3 |
Электроэнергия |
5206 |
10009 |
33,49 |
64,39 |
4 |
Амортизация |
2470 |
12479 |
15,89 |
80,28 |
5 |
Прочие материальные затраты |
1345 |
13824 |
8,65 |
88,93 |
6 |
Материалы |
830 |
14654 |
5,34 |
94,27 |
7 |
Прочие затраты |
565 |
15219 |
3,63 |
97,91 |
8 |
Топливо |
325 |
15544 |
2,09 |
100 |
Итого |
15544 |
- |
100% |
- |
4. Анализ себестоимости
При рассмотрении бюджетов производства и затрат анализируется себестоимость отправления одного приведенного вагона, либо себестоимость 10 приведенных тонно-километров, либо одной тонны погруженного груза в зависимости от имеющихся в бюджетах данных. Все затраты, составляющие себестоимость продукции, в бюджете затрат группируются по элементам затрат и рассматриваются в соответствующих пунктах данного бюджета. В курсовой работе необходимо выполнить расчет себестоимости перевозок с учетом амортизации и сравнить с данными бюджета затрат.
Пример расчета себестоимости
Себестоимость: ,
где РС – суммарный размер эксплуатационных расходов, тыс. руб.
Nприв – приведенная работа (здесь количество отправленных приведенных вагонов).
Из табл. 1.1: Рс = 15544 тыс.руб.
Откуда , руб. / пр. ваг.
4.1 Анализ факторов,
влияющих на себестоимость
Основными факторам являются:
– сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда;
– увеличение объема производства (перевозок);
– экономия материалов, топлива, электроэнергии.
Анализ закономерностей
изменения себестоимости
Повышение технического уровня производства – механизация и автоматизация процессов производства, совершенствование применяемой и внедрение новой прогрессивной технологии производства, использование нового прогрессивного оборудования, повышение квалификации работников.
Улучшение организации производства и труда:
– установление рационального режима работы предприятия;
– совершенствование управления производством;
– улучшение материально-
– сокращение потерь рабочего времени;
– рост производительности труда.
Экономия издержек производства достигается за счет лучшего использования основных производственных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, применения новых более эффективных видов материальных ресурсов, а также снижения трудоёмкости единицы продукции.
Влияние отдельных факторов на себестоимость продукции (в %) рассчитываются следующим образом:
1. Влияние условно-постоянных расходов:
D ,
где I у.п – индекс изменения условно-постоянных расходов отчетного периода
I о.п. – индекс объема производства;
d у.п. – удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости отчетного периода, %
Доля условно-постоянных затрат составляет: по плану 7867,84 тыс. руб. (54,5%), по факту 8316,15 тыс. руб. (53,5%). Следовательно:
2. Влияние изменений
производительности труда и
D ,
где D Спр. – изменение себестоимости за счёт изменений производительности труда и среднего заработка работников, %;
Iп.т и Iз.п – индексы изменения производительности труда и среднего заработка;
d з – доля затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды в себестоимости, %.
; .
Увеличение производительности труда на n % , снижение себестоимости перевозок (ΔC) и ожидаемая экономия эксплуатационных расходов (ΔЕ) могут быть определены следующим образом:
; ,
где α – доля расходов на заработную плату с начислениями, %;
n – рост производительности труда, %.
Езар – расходы на заработную плату с начислениями, руб.
Для анализа влияния на себестоимость объема выпуска продукции (работ, услуг) необходимо распределить расходы на зависящие и не зависящие (условно-постоянные) от объемов выполненных и реализованных работ (услуг), т.е.
Рс = Рпер + А,
где Рс – суммарные эксплуатационные расходы;
Рпер – переменные (зависящие) расходы;
А – условно постоянные расходы.
Допустим, нами принят по плану процент переменных расходов 46,5 и условно-постоянных – 53,5, по факту процент переменных расходов составляет 50%. Поскольку все расходы, допустим, по перевозкам по плану 2009 г. соответственно равны Рс = 15544,2 тыс. руб., по факту 2009 г. Рс = 14436,4 тыс. руб., то переменные расходы составят:
– по плану Рпер = 14436,4 *0,455 = 6568,6 тыс. руб.;
– по факту Рпер =15544 *0,465 = 7228,1 тыс. руб.
Аналогично условно-постоянные расходы:
– по плану А = 7867,8 тыс. руб.;
– по факту А = 8316,1 тыс. руб.
Для расчета себестоимости продукции требуется определить величину переменных расходов на единицу продукции.
Расчет выполняется по формуле
,
где N – количество отправленных приведенных вагонов.
Тогда:
по плану:
по факту:
Себестоимость отправления одного приведенного вагона:
руб / пр. ваг;
руб / пр. ваг,
Рассмотрим, используя формулу влияние количества реализованной продукции N на себестоимость, для чего зададимся рядом последовательно меняющихся значений N. Полученные результаты показаны в табл. 4.1
Таблица 4.1
N, *105 |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
56 |
64 |
72 |
, тыс. |
10,4 |
5,2 |
3,5 |
2,6 |
2,1 |
1,7 |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
С руб / пр. ваг |
16,7 |
11,5 |
9,8 |
8,9 |
8,4 |
8,0 |
7,8 |
7,6 |
7,5 |
Рисунок 4.1 – Зависимость себестоимости
от количества реализованной продукции
Вывод: при увеличении объемов реализуемой продукции происходит значительное снижение себестоимости
Экономическая эффективность функционирования организации выражается в достигнутых финансовых результатах, которые характеризуются показателями экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект предприятий железнодорожного транспорта характеризуется валовым доходом от реализации продукции (перевозок), работ и услуг, а также прибылью.
Экономическая эффективность характеризуется показателями рентабельности и себестоимости.
Все эти показатели отражаются в бюджете доходов и расходов, который на уровне отделений и структурных подразделений не формируется.
Проведем финансовую оценку показателей работы станции, к которым относятся:
– один отправленный вагон (транзитный с переработкой или без переработки; местный вагон);
– 1 т погруженного (выгруженного) груза.
Определение ожидаемой прибыли:
П = (Ц – q)N – А,
где Ц – расчетная цена;
q – переменные расходы на единицу продукции;
N – количество реализованной продукции;
А – условно-постоянные расходы.
Плановая (расчетная) цена определяется по формуле
где С – себестоимость продукции (рассчитывалась ранее);
R – рентабельность продукции (принимается с учетом необходимости покрытия расходов производства и получения прибыли).
Принимаем:
– по плану 2009 г. R = 10,2 %,
– по факту 2009 г. R = 10,6 %.
Тогда расчетная цена:
Ц = 11,595+11,595*(10,4/100) = 12,8 руб/пр. ваг.;
– по факту 2009 г. Ц = 13,507+13,507 *(10,2/100) =14,88 руб/пр. ваг.
Расчет ожидаемой прибыли:
– по плану 2009 г. П1 = (12,8 – 5,276)*1245090 – 7867800 = 1500257 руб.;
– по факту 2009 г. П2 = (14,88 – 6,281)*1150800 – 8316100 = 1579629,2 руб.
Расчетная (ожидаемая) прибыль увеличилась на:
ΔП = П2 – П1 = 79372,04 руб.
Далее выполним анализ влияния на размер прибыли факторов Ц, q, N, А. Для проведения анализа используется способ цепной подстановки, который заключается в следующем: строка 1 – исходные значения рассчитываются по данным, взятым из бюджета производства – план 2009 г.; затем в последующих строках каждый исследуемый фактор по очереди заменяется на значения, принятые по тому же бюджету, но в данных графы «Факт 2009 г.».
Таблица 5.1
Факторный анализ прибыли
№ п. п. |
Ц, руб. |
q, руб/пр. ваг. |
N, ед. |
А, тыс. руб. |
П, тыс. руб. |
ΔП, тыс. руб. |
1 |
12,8 |
5,276 |
Исходные значения (план 2009 г.) |
1500257,16 |
– | |
1245090 |
7867800 | |||||
2 |
14,88 |
5,276 |
Замена Ц (по факту 2009г.) |
4090044,36 |
+2589787,2 | |
1245090 |
7867800 | |||||
3 |
14,88 |
6,281 |
Замена q (по данным 2009г.) |
2838728,91 |
-12513115,5 | |
1245090 |
7867800 | |||||
4 |
14,88 |
6,281 |
Замена N (по факту 2009 г.) |
2027929,2 |
-810799,71 | |
1150800 |
7867800 | |||||
5 |
14,88 |
6,281 |
Замена А (по данным 2008 г.) |
1579629,2 |
-448300 | |
1150800 |
8316100 |
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности опорного центра управления перевозками