Анализ хозяйственной деятельности опорного центра управления перевозками

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа является завершающим этапом изучения курса «экономики отрасли». Студенты выполняют курсовую работу с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний в области планирования, экономики предприятия, технико-экономического анализа деятельности предприятия, а также подготовки к дальнейшему выполнению дипломной работы.

Содержание

Введение

Общий анализ показателей
2 Анализ использования трудовых ресурсов
3.Анализ эксплуатационных расходов
4. Анализ себестоимости
4.1 Анализ факторов, влияющих на себестоимость перевозок
5.Комплексный анализ процесса «расходы – доходы – прибыль»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли Киселев.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

 

В текущем 2009 году фонд оплаты труда уменьшился на 76% по сравнению с предыдущим периодом и составил  1150800 руб., что повлекло за собой сокращение отчислений на социальные нужды на 76%. Материальные затраты составили 830 200 руб. вместо запланированных  905 000 руб. Расходы на топливо и электроэнергию уменьшились соответственно на 1% и 7%, а прочие материальные затраты составили 520 000 руб. вместо запланированных 2075 000 руб. Затраты на амортизацию основных  фондов и нематериальных активов увеличились с 1065000 руб. до 2496000 руб. Прочие затраты уменьшились с 2075 000 руб. до 520 000 руб. Всего расходы по перевозкам уменьшились по отношению к отчетному году на 55% , но остались  на 7% выше запланированных.

 

Выполним структурный анализ с  построением диаграммы Парето. Для  этого вначале рассчитаем значения, представленные в табл. 3.2, в которой элементы затрат располагаются по убывающим значениям.

Таблица 3.2

 

 

Вспомогательные расчеты  к диаграмме Парето (пример)

 

Код элементов затрат

Элементы затрат (факторы)

Расходы, тыс. руб.

Суммарный размер

 расходов

Процент расходов

Суммарный процент 

расходов

1

2

3

4

5

6

1

Фонд оплаты труда

3800

3800

24,45

24,45

2

Отчисления на социальные нужды

1003

4803

6,45

30,9

3

Электроэнергия

5206

10009

33,49

64,39

4

Амортизация

2470

12479

15,89

80,28

5

Прочие материальные затраты

1345

13824

8,65

88,93

6

Материалы

830

14654

5,34

94,27

7

Прочие затраты

565

15219

3,63

97,91

8

Топливо

325

15544

2,09

100

Итого

15544

-

100%

-


 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ себестоимости

 При рассмотрении бюджетов производства и затрат  анализируется себестоимость отправления одного приведенного вагона, либо себестоимость 10 приведенных тонно-километров, либо одной тонны погруженного груза в зависимости от имеющихся в бюджетах данных. Все затраты, составляющие себестоимость продукции, в бюджете затрат группируются по элементам затрат  и рассматриваются в соответствующих  пунктах данного бюджета. В курсовой работе необходимо выполнить расчет себестоимости перевозок с учетом амортизации и сравнить с данными бюджета затрат.

 

Пример расчета себестоимости

Себестоимость: ,

где  РС – суммарный размер эксплуатационных расходов, тыс. руб.

        Nприв – приведенная работа (здесь количество отправленных  приведенных вагонов).

Из табл. 1.1: Рс =  15544 тыс.руб.

Откуда  , руб. / пр. ваг.

 

 

 

 

 

4.1 Анализ факторов, влияющих на себестоимость перевозок

 

Основными факторам являются:

– сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда;

– увеличение объема производства (перевозок);

– экономия материалов, топлива, электроэнергии.

Анализ закономерностей  изменения себестоимости продукции  показывает, что основные резервы её снижения следующие:

Повышение технического уровня производства – механизация  и автоматизация процессов производства, совершенствование применяемой и внедрение новой прогрессивной технологии производства, использование нового прогрессивного оборудования, повышение квалификации работников.

Улучшение организации  производства и труда:

– установление рационального  режима работы предприятия;

– совершенствование  управления производством;

– улучшение материально-технического обеспечения;

– сокращение потерь рабочего времени;

– рост производительности труда.

Экономия издержек производства достигается за счет лучшего использования основных производственных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, применения новых более эффективных видов материальных ресурсов, а также снижения трудоёмкости единицы продукции.

Влияние отдельных факторов на себестоимость продукции (в %) рассчитываются следующим образом:

 

1. Влияние условно-постоянных  расходов:

D ,

 

где I у.п – индекс изменения условно-постоянных расходов отчетного периода

I о.п. – индекс объема производства;

d у.п. – удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости отчетного периода, %

Доля условно-постоянных затрат составляет: по плану 7867,84 тыс. руб. (54,5%), по факту 8316,15 тыс. руб. (53,5%). Следовательно:

 

 

2. Влияние изменений  производительности труда и среднего  заработка работников:

 

D ,

 

где    D Спр. – изменение себестоимости за счёт изменений производительности труда и среднего заработка работников, %;

Iп.т и Iз.п – индексы изменения производительности труда и среднего заработка;

d з – доля затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды в себестоимости, %.

  ;                 .

Увеличение производительности труда на n % , снижение себестоимости перевозок (ΔC)  и ожидаемая экономия эксплуатационных расходов (ΔЕ) могут быть определены следующим образом:

 

; ,

где α – доля расходов на заработную плату с начислениями, %;

       n – рост производительности труда, %.

      Езар – расходы на заработную плату с начислениями, руб.

 

 

 

Для анализа влияния  на себестоимость объема выпуска продукции (работ, услуг) необходимо распределить расходы на зависящие и не зависящие (условно-постоянные) от объемов выполненных и реализованных работ (услуг), т.е.

 

Рс = Рпер + А,

 

где Рс – суммарные эксплуатационные расходы;

      Рпер – переменные (зависящие) расходы;

      А – условно постоянные расходы.

 

Допустим, нами принят по плану процент переменных расходов 46,5 и условно-постоянных – 53,5, по факту процент переменных расходов составляет 50%. Поскольку все расходы,     допустим, по перевозкам  по плану 2009 г. соответственно равны  Рс = 15544,2 тыс. руб., по факту 2009 г.  Рс = 14436,4  тыс. руб., то переменные расходы составят:

– по плану  Рпер  = 14436,4 *0,455 = 6568,6 тыс. руб.;

– по факту  Рпер  =15544 *0,465 = 7228,1 тыс. руб.

Аналогично  условно-постоянные расходы:

– по плану А = 7867,8 тыс. руб.;

– по факту  А = 8316,1 тыс. руб.

 

Для расчета себестоимости  продукции требуется определить величину  переменных расходов на единицу  продукции.

Расчет выполняется  по формуле

,

где N – количество отправленных приведенных вагонов.

Тогда:

по плану:

по факту:

 

Себестоимость отправления  одного приведенного вагона:

  • по плану 2009 г.

 руб / пр. ваг;

  • по факту 2008 г.

 руб / пр. ваг, 

Рассмотрим, используя  формулу влияние количества реализованной  продукции N  на себестоимость, для чего зададимся рядом последовательно меняющихся значений N. Полученные результаты показаны в табл. 4.1

Таблица 4.1

N,  *105

8

16

24

32

40

48

56

64

72

, тыс. 

10,4

5,2

3,5

2,6

2,1

1,7

1,5

1,3

1,2

С руб / пр. ваг

16,7

11,5

9,8

8,9

8,4

8,0

7,8

7,6

7,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.1 – Зависимость  себестоимости

от количества реализованной продукции

 

Вывод: при увеличении объемов реализуемой продукции  происходит значительное снижение себестоимости

 

 

 

    1. Комплексный анализ процесса «расходы – доходы – прибыль»

 

Экономическая эффективность  функционирования организации выражается в достигнутых финансовых результатах, которые характеризуются показателями экономического эффекта  и экономической эффективности.

Экономический эффект предприятий  железнодорожного транспорта характеризуется валовым доходом от реализации продукции (перевозок), работ и услуг,  а также прибылью.

Экономическая  эффективность  характеризуется показателями рентабельности  и себестоимости.

Все эти показатели отражаются в бюджете доходов и расходов, который на уровне отделений  и структурных подразделений не формируется.

 

Проведем финансовую оценку показателей работы станции, к которым относятся:

– один отправленный вагон (транзитный с переработкой или без  переработки; местный вагон);

– 1 т погруженного (выгруженного) груза.

 

Определение ожидаемой  прибыли:

 

П = (Ц – q)N – А,      

где Ц – расчетная  цена;

       q – переменные расходы на единицу продукции;

       N – количество реализованной продукции;

       А – условно-постоянные расходы.

 

Плановая (расчетная) цена определяется по формуле

              

где С – себестоимость  продукции (рассчитывалась ранее);

       R – рентабельность продукции (принимается с учетом необходимости покрытия расходов производства и получения прибыли).

 

Принимаем:

– по плану 2009 г. R = 10,2 %,

– по факту 2009 г. R = 10,6 %.

 

Тогда расчетная цена:

  • по плану 2009 г. 

Ц = 11,595+11,595*(10,4/100) = 12,8 руб/пр. ваг.;

– по факту 2009 г. Ц = 13,507+13,507 *(10,2/100) =14,88 руб/пр. ваг.

Расчет ожидаемой прибыли:

  – по плану 2009 г. П1 = (12,8 – 5,276)*1245090 – 7867800 = 1500257 руб.;

– по факту 2009 г.  П2 = (14,88 – 6,281)*1150800 – 8316100 =  1579629,2 руб.

  Расчетная (ожидаемая) прибыль увеличилась на:

ΔП = П2 – П1 = 79372,04 руб.

 

Далее выполним  анализ влияния на размер прибыли факторов Ц, q, N, А. Для проведения анализа используется способ цепной подстановки, который  заключается в следующем: строка 1 – исходные значения рассчитываются по данным, взятым из бюджета производства – план 2009 г.; затем  в последующих строках каждый исследуемый  фактор по очереди заменяется на значения, принятые  по тому же  бюджету, но в данных графы «Факт 2009 г.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.1

Факторный анализ прибыли

п. п.

Ц, руб.

q,  руб/пр. ваг.

N, ед.

А, тыс. руб.

П, тыс. руб.

ΔП, тыс. руб.

 

1

12,8

5,276

Исходные значения (план 2009 г.)

1500257,16

 

1245090

7867800

 

2

14,88

5,276

Замена Ц (по факту 2009г.)

4090044,36

+2589787,2

1245090

7867800

 

3

14,88

6,281

Замена q (по данным 2009г.)

2838728,91

-12513115,5

1245090

7867800

 

4

14,88

6,281

Замена N (по факту 2009 г.)

2027929,2

-810799,71

1150800

7867800

 

5

14,88

6,281

Замена А (по данным 2008 г.)

1579629,2

-448300

1150800

8316100

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности опорного центра управления перевозками