Анализ государственного управления системы здравоохранения городского округа Самара

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение сущности государственного управления
1.1 Сущность государственного управления
1.2 Специфика государственного управления
Глава 2. Анализ государственного управления системы здравоохранения городского округа Самара
2.1 Организация управления здравоохранением на федеральном уровне
2.2 Система управления здравоохранением городского округа Самара
Глава 3. Проблемы совершенствования государственного управления в системе здравоохранения на примере городского округа Самара
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ государственного управления системы здравоохранения городского округа Самара.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:  

во-первых, в  процессе управления осуществляются функции  государства при соблюдении интересов  государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;  

во-вторых, функции  управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;  

в-третьих, все  субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.  

Приведенная выше общая характеристика государственного управления не решает проблемы его  исчерпывающего определения ввиду  масштабности осуществляемых им функций и реализуемых полномочий. Государственные функции, как известно, реализуются всеми государственными органами, которые составляют единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах и формах реализации функций. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности, характеризующиеся специфическим назначением, особыми субъектами, способами реализации государственных функций.  

Понятие государственного управления включает в себя важнейшие  организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:  

государственная управленческая деятельность - это  осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;  

область государственного управления -- это сгруппированные  по признаку основного назначения отрасли  государственного управления;  

отрасль государственного управления -- это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления; разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;  

сфера государственного управления - это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование); в этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;  

орган государственного управления (исполнительной власти) -- это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.  

Поскольку государственное  управление осуществляется и посредством принуждения ("принуждающее" управление), то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:  

а) суды общей  юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; 

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; 

в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля и принуждения, а также выполнять важные государственно-управленческие функции (например, общество по охране прав потребителей; лица, занимающиеся частной нотариальной практикой).  

Государственное управление является повседневным и  оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности. 

Например, законодательные  органы осуществляют такие функции  государственного управления, как утверждение  государственного бюджета, осуществляют контроль его исполнения, с согласия палат Федерального Собрания назначаются федеральные государственные служащие категории «А». 

Органы государственного управления обеспечивают организацию  как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах. 

Глава 2. Анализ государственного управления системы  здравоохранения городского округа Самара 
 

2.1 Организация  управления здравоохранением на  федеральном уровне 

Конституция Российской Федерации определяет, что в ведении  Российской Федерации находится: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики и федеральные про-граммы в области социального развития Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 72). 

В более развернутом  виде компетенция федерального центра определена в статье 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ФЗ N 5487-1 от 22.07.1993 г.). К ведению Российской Федерации в области здравоохранения отнесены следующие вопросы: 

• защита прав и  свобод человека и гражданина в области  охраны здоровья; 

• установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан; 

• разработка и  реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской  помощи, медицинскому образованию населения  и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; 

• определение  доли расходов на здравоохранение при  формировании республиканского бюджета  Российской Федерации; 

• определение  налоговой политики (в том числе  льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан; 

• управление федеральной  государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан; 

• установление единой федеральной системы статистического  учета и отчетности в области  охраны здоровья граждан; 

• разработка единых критериев и федеральных программ подготовки

медицинских и  фармацевтических работников, определение  номенклатуры специальностей в здравоохранении; 

• установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; 

• разработка и  утверждение базовой программы обязательного медицин-ского страхования граждан Российской Федерации; 

• установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское

страхование граждан  Российской Федерации; 

• установление льгот отдельным группам населения  в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; 

• организация  государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитар-ных  правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государствен-ного санитарно-эпидемиологического надзора; организация системы

санитарной охраны территории Российской Федерации; 

• координация  деятельности органов государственной  власти и управления, хозяйствующих  субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; 

• установление порядка производства медицинской  экспертизы; 

• установление порядка лицензирования медицинской  и фармацевтической деятельности. 

Компетенция субъектов  Российской Федерации определена в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» по такой же схеме, как и компетенция федерального центра. Только объектом правомочий являются соответственно формирование и распределение бюджета субъекта РФ, материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и субъектов государственной муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории субъекта РФ. Также, как и в случае федерального центра, законодательство недостаточно четко определяет ответственность и права регионального уровня власти по отношению к муниципальному уровню. 

К ведению муниципального уровня власти законодательство относит  органи-зацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, формирование собствен-ного бюджета в части расходов на здравоохранение, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.  

Таким образом, существующее законодательство устанавливает  ограниченный круг вопросов, по которым  вышестоящие органы власти могут принимать решения, обязательные для нижестоящих (установление стандартов и контроль за их соблюдением, лицензирование, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, налогообложение, установление льгот), а за пределами этого круга предлагает осуществлять управление путем координации действий разных органов [12, 4]. 

Основным органом, ответственным за разработку и проведение государствен-ной политики по вопросам охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения РФ. 

В структуре  Минздрава РФ существует самостоятельная  служба государствен-ного санитарного  контроля (Госсанэпиднадзор), которая  ответственна за эпидемическую и  санитарную безопасность страны. Эта  служба сохранила административную вертикаль управления. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган Госсанэпиднадзора, находящийся в подчинении Минздрава РФ. 

За счет бюджетных  средств, выделяемых Минздраву РФ, осуществляется финансирование собственных научно-исследовательских  институтов и НИИ Российской Академии медицинских наук (в части финансирования клинической деятельности), научных центров и клиник медицинских образовательных вузов. 

Это более 500 медицинских  учреждений, мощность которых составляет 4% коечного фонда страны. 

Реализация государственной  политики в области здравоохранения  в существенной мере зависит от Министерства финансов РФ. Оно выделяет средства на финансирование федеральных медицинских  учреждений и учитывает потребности  регионов в бюджетном финансировании здравоохранения при определении размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. 

В России сложилась  система бюджетно-страхового финансирования здравоох-ранения. 35% государственных  расходов на здравоохранение осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), во главе которой стоит Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) -- государственное финансово-кредитное учреждение. 

Развитие материально-технической  базы системы здравоохранения за счет средств федерального бюджета осуществляется Министерством здравоохра-нения РФ совместно с Министерством экономики Российской Федерации (далее -- Минэкономики РФ). 

В связи с  тем, что медицинская помощь в  силу своей специфики зачастую тесно  связана с социальной помощью гражданам, определенная координация действий существует также между Минздравом РФ и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. 

Информация о работе Анализ государственного управления системы здравоохранения городского округа Самара