Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО"Ангара"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является получение числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятий, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, дать оценку текущему финансовому состоянию предприятия. Кроме того, изучить внутренние и внешние факторы воздействующие на организационную структуру предприятия, а также выявить причины, тормозящие развитие предприятия ОАО Гостиничный комплекс «Ангара».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- осуществить общую оценку финансового состояния предприятия;
- проанализировать абсолютные показатели финансовой устойчивости;
- выполнить анализ относительных коэффициентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы анализа финансовой устойчивости предприятия…………………………………………………………………………5
1.1 Сущность, содержание финансовой устойчивости………………….....5
1.2 Сравнительная характеристика методик анализа и систем показателей оценки финансовой устойчивости…………………………………………………8
1.3 Информационная база анализа финансовой устойчивости…………..12
2 Анализ финансовой устойчивости ОАО Гостиничный комплекс «Ангара» …………………………………………………………………………...15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО Гостиничный комплекс «Ангара» …………………………………………………………..…..15
2.2 Анализ показателей финансовой устойчивости ОАО Гостиничный комплекс «Ангара» ………………………………………………………………16
2.3 Анализ источников финансирования для формирования запасов и определение типа финансового состояния …………………………………….19
3 Пути укрепления финансовой устойчивости ОАО Гостиничный комплекс «Ангара» ………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсач эк анализ.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Следовательно, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректируются уже притоки. Но в любом случае можно заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые» разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия.

     Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются очень нужные выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Эти формы представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя — за год, квартал, месяц и день.

     Основная  задача сводных рапортов заключается  в информационном обеспечении руководителей  разных уровней в целях принятия ими управленческих решений в  оперативном режиме. В этой связи актуальность этих таблиц полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность предлагаемых аналитических документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета.

     Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа  и аудита имеют свои стандартные  формы, на основе которых представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.

     Необходимо  отметить, что для получения отчетности:

  • доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных изначально ограничивается пределами его компетенции;
  • в каждой таблице указывается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;
  • определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;
  • обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;
  • эти формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков.

     Работа  с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:

     1) постановка задачи (что хотим  анализировать, что хотим получить  и в каком виде);

     2) настройка плана счетов бухгалтерского  учета в соответствии с нуждами  оперативного и управленческого  учета (введение подробных аналитических справочников);

     3) ускоренная обработка текущей  информации (день в день и без  запаздывания);

     4) наличие сетевой бухгалтерии;

     5) защита информации и ограничение  доступа к ней.

     Таким образом, разработка, апробирование  и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

     В то же время укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы — финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.

     Принимая  во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность  финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении  работы службы. Однако данная должность  не была введена в законодательном  порядке и поэтому довольно долго отсутствовала в квалификационном справочнике должностей и специальностей. И только Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов.

     Эти положения определяют цель, круг задач  и способы их решения в рамках финансово-экономической службы на основе регламентирования, регулирования  и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.

     Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно говорить о создании основ для укрепления финансовой устойчивости.

     При недостаточности собственных источников в денежной форме предприятие  вынуждено «нецелевым» образом использовать заемные средства, а это, безусловно, не способствует улучшению его финансово-экономического состояния.

     Под «нецелевым» использованием заемных  средств следует понимать довольно распространенные случаи, когда средства под вполне конкретные и обоснованные цели, например на оплату сырья и  материалов, берутся не с той «полочки», с которой следовало бы (причина банальна: нужная «полочка» пуста), а с той, которая заполнена, но предназначена под другие цели, скажем, выплату заработной платы и налогов.

     Поэтому, чтобы вырученные средства за реализованную  продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый портфель заказов. В результате в сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а в отдельных случаях и натурально-вещественную оценку (по статьям сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.

     Руководствуясь  этими удельными весами, выручка  и авансы полученные распределяются по отдельным «полочкам», каждая из которых имеет свое целевое назначение — отдельную статью сводной калькуляции. В силу этого каждая статья сводной калькуляции получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение.

     Распределение денежных средств в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка (по методу оплаты) или закрыта вся дебиторская задолженность денежными средствами (по методу отгрузки).

     Отсюда  следует: для того чтобы не было путаницы, что оплачивать в первую очередь — сырье и материалы, заработную плату или налоги, — необходимо строго придерживаться принятой структуры сводной калькуляции и не допускать использования одних источников в ущерб другим.

     Такое представление механизма образования и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

     Но  целевое распределение денежных средств возможно только в случае, если:

     1) калькуляции на отдельные виды продукции (работ, услуг) составлены верно и экономически обоснованы;

     2) сводная калькуляция на весь  планируемый выпуск продукции  учитывает все затраты, что  подтверждается анализом отчетных  данных и фактического расхода  на плановый объем производства;

     3) сводная калькуляция на стадии  составления планового портфеля  заказов позволяет определить  точку безубыточности, учесть отпускные  цены, а в случае необходимости  — скорректировать отдельные  калькуляции и статьи затрат;

     4) фактические затраты находятся  в соответствии с плановой калькуляцией и строго контролируются;

     5) оплата постатейных затрат производится  в рамках имеющегося источника,  необходимость в установлении  очередности платежей отпадает, а работа предприятия становится  ритмичной.

     При таком подходе на основе сводной калькуляции создается и сводный баланс движения денежных средств. Поступления и расходования этих денежных средств в увязке с временны графиком и установленными ограничениями способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

     В результате в одном и том же балансе движения денежных средств одновременно сочетаются:

  • поступления денежных средств от покупателей продукции (работ, услуг) как по суммам, так и по срокам;
  • расходования денежных средств по оплате продукции (работ, услуг) сторонних организаций в соответствии с установленными сроками и суммами;
  • платежный график по расчетам с рабочими и служащим;
  • платежный график по расчетам с бюджетом и фондами;
  • платежный график по оплате процентов за кредит и возврату самого кредита.

     Следовательно, из такого баланса непосредственно  вытекают дни или периоды, когда необходимо осуществлять платежи, а собственных средств для этого нет. Отсюда возникает потребность в кредите, которая получает экономическое обоснование. И наоборот, если имеется избыток собственных средств, то может быть поставлен вопрос об их выгодном вложении.

     Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Результативность этого управления прослеживается через внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

     При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

     Основная  задача этих документов — получить наглядную и объективную картину  финансово-экономического состояния  предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

     Несмотря  на то что в настоящее время  ощущается объективная потребность  в таком анализе, оперативное  управление финансовой устойчивостью  предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

  • несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:

     1) принятая на предприятии внутренняя  отчетность является больше бухгалтерской,  чем управленческой, поэтому круг  пользователей этой информации  существенно сужается;

     2) линейный или функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в силу субъективных причин порой ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

     3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

  • несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:

     1) в ней содержатся показатели исключительно в стоимостном выражении, когда чаще необходимо знать именно натуральные показатели при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО"Ангара"