Анализ финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе реализации дипломного проекта ставились следующие задачи:
- Проанализировать состояние мясной промышленности
- Раскрыть основные методы повышения эффективности предприятия
- Проанализировать динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Провести анализ прибыли и рентабельности за анализируемый период ООО «БМПК» за 2008-2010 год.
- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1.1 Состояние мясной промышленности России
1.2 Основные факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия
1.3 Методика оценки финансово-экономического состояния предприятия
2.1 Анализ финансовых экономических показателей деятельности предприятия
2.2 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ прибыли и рентабельности
3 Бизнес-план
3.1. Направления повышения эффективности деятельности ООО «БМПК»
3.2. Эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Копия 3342_030511.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

В условиях критического дефицита сырья предприятия подотрасли были вынуждены направить усилия на увеличение в структуре выпуска доли готовой мясной продукции с более высокой добавленной стоимостью (70% ресурсов мяса реализуется в виде колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов), а также на разработку грамотной стратегии развития, которая направлена на переориентацию производства на выпуск продукции, наиболее востребованной потребителями, расширение ассортимента и снижение себестоимости единицы продукции с целью укрепления конкурентных преимуществ по сравнению с малыми производителями и закрепления за собой большей доли рынка.

Несмотря на сокращение производства мяса и мясопродуктов отечественными предприятиями, положение с обеспечением потребительского рынка оставалось относительно стабильным, что связано с поступлением на российский рынок дешевой импортной продукции. По данным, приведенным президентом Мясного союза России М. Мамиконяном, европейское мясо в разные периоды было дешевле российского на 25-40%.

Кроме того, ситуацию осложняли и сами российские импортеры, любыми путями стремившиеся обойти таможенные барьеры. Помимо этого, сами отечественные производители перешли на использование более дешевого импортного сырья. Крупные мясоперерабатывающие заводы (МПЗ) почти полностью перешли на импортное мясо (в Москве доля импортного сырья в переработке занимала 70-90%), но его недостаточно для полной загрузки производственных мощностей. Поэтому в настоящий момент мощности мясоперерабатывающих предприятий в среднем загружены лишь на 30-40%. В результате за последние годы мясоперерабатывающая отрасль оказалась в наиболее сильной зависимости от импортных поставок.

В целом ситуация в отрасли в дальнейшем будет развиваться по одному из вариантов: постепенная экспансия крупных производителей, сумевших обеспечить себе надежную собственную сырьевую базу и тем самым выигрывающих на производственных издержках по сравнению с предприятиями-импортерами сырья, в другие регионы за счет покупки и получения контроля над местными производителями либо сохранение текущего распределения сил, характеризующегося низкой степенью концентрации отрасли.

Можно ожидать, что с ростом доходов населения спрос на мясные продукты будет расти, особенно в регионах, но сначала увеличится потребление недорогого мяса птицы, и только затем при сохранении тенденции произойдет постепенная его замена в структуре потребления на мясо животных. При этом потребители начнут обращать больше внимания на соотношение цены и качества продукции и требовать от производителей.

 

1.2 Основные факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия

Критериями оценки производства (продукта) служат эффективность и производительность. Эффективность использования средств техники и организации определяется соотношением стоимости полученной продукции (услуг) и совокупных затрат ресурсов. Это величина относительная, охватывает как денежные, так и натуральные величины и может относиться к группе продуктов, цеху, отделу, проекту.[2]

Производительность (результативность) используется для того, чтобы элиминировать влияние ценового фактора и выделить реальные экономические (то есть натуральные) компоненты эффективности (измеряемые в физических величинах). Общая производительность как отношение результата к затратам или объема выпуска к издержкам (в натуральном выражении) состоит из двух компонентов: натурального - производительности (как технической комбинации производственных факторов) и денежного - результативности (прибыльности) хозяйственных решений относительно производственной программы. Издержки на единицу продукции зависят от норм расхода и цены данного вида ресурса.

 

Схема 1. Факторы, влияющие на изменение экономической эффективности работы предприятия

Критерий прибыльности позволяет сделать выбор производственной программы и управлять ею, а также определять количественные взаимосвязи между производственными факторами, участвующими в производстве. Взаимосвязь между этими факторами представлена на схеме 1. По приведенной схеме взаимосвязей можно анализировать отдельные виды и всю номенклатуру выпускаемой продукции. Экономист-аналитик может дать сравнительную оценку издержек на входе и результатов на выходе и измерить их во времени с помощью многофакторного анализа.

При анализе выпускаемой продукции можно выявить пять факторов, влияющих на прирост прибыли в процессе производства: цены ресурсов и продукта, изменение объемов производства, издержек и технической эффективности.

Такой анализ делает наглядным основные источники сверхнормативных потерь, позволяет сопоставлять различные варианты технологического процесса, находить выгодные сочетания ассортимента продукции (цена и качество), которые лучше соответствуют платежеспособному спросу и обеспечивают прибыль в течение длительного времени.

Часто руководство компании не задумывается о том, что такие факторы, как порядок принятия решений, порядок обработки информации, принципы мотивации персонала и пр., между собой тесно взаимосвязаны. Эта совокупность представляет собой систему управления. Если изменяется одна составляющая, например объем продаж, то должны измениться и другие составляющие, например правила учета или принципы мотивации, иначе возможен кризис управляемости.  Дополнить про факторы

Почему так происходит? В процессе внедрения информационных систем неизбежно перераспределяются функции и ресурсы между сотрудниками и отделами. Именно эти побочные изменения влияют на систему управления и дают экономический эффект. Когда внедряется информационная система, то преследуется одна цель - автоматизировать бизнес-процессы. При этом не всегда анализируется, будут ли побочные эффекты благоприятными для бизнеса. за последние годы некоторые компании провели эксперименты с 5-6 информационными системами, но видимых результатов не получили. Следовательно, в качестве цели надо ставить не автоматизацию, а изменение внутренних "правил игры" в компании. Под этим надо понимать внедрение эффективных систем управления, а автоматизация является лишь его завершающей стадией.

Примеров составляющих эффективных систем управления достаточно много. Что касается финансов - это технология бюджетного управления, когда бюджеты из финансовых прогнозов превращаются в эффективный инструмент управления, позволяющий делегировать полномочия внутри компании. Но внедрить технологию бюджетного управления и автоматизировать бюджетирование - разные вещи. При современных вычислительных мощностях компьютеры могут сгенерировать тысячи финансовых планов и миллионы показателей. Но будут ли люди исполнять эти планы, отвечать (возможно, собственной зарплатой) за исполнение бюджетов? Очевидно, что нет. В этом случае сначала надо разработать правила игры, донести их до сотрудников, сформировать команду, которая бы эффективно начала работать в новых условиях.

Аналогичные проблемы возникают и при внедрении процессного управления. Без предварительной оптимизации процессов, закрепления ответственности, ясной схемы информационных потоков автоматизированные бизнес-процессы могут поглотить все рабочее время сотрудников.

Следовательно, человеческий фактор является "узким" местом при внедрении эффективной системы управления. Важно донести до сотрудников новые принципы работы, научить управленческим технологиям. Например, в рамках своих проектов консультационно-внедренческая компания "Инталев" активно привлекает проектную группу со стороны заказчика к разработке системы управления. Тем самым достигается несколько целей: обучение, формирование команды, передача технологии внедрения.

Что дает внедрение систем управления бизнесу компании? Некоторые вещи сложно объективно оценить в деньгах. как, например, оценить в рублях снижение риска распада компании или ее недружественного поглощения?

Однако существуют проверенные временем способы оценки эффективности внедрения современных инструментов управления.

Рассмотрим возможные выгоды от постановки управленческого учета и бюджетного управления. Так, если компания использует заемные средства, то, организовав управленческий учет по МСФО, она может рассчитывать на получение более дешевых кредитов у западных банков.

Более того, если система управления позволит поддерживать на оптимальном уровне дебиторскую задолженность и товарно-материальные запасы, не исключено, что от кредитов можно будет совсем отказаться (дебиторка и запасы - это "замороженные деньги"). Одной из особенностей проектов по постановке системы управления финансами считается то, что еще до запуска системы в работу выявляются финансовые проблемы. Их оперативное устранение приводит к тому, что понесенные на проект затраты начинают окупаться еще до его завершения.

Еще один пример, в проекте по постановке и автоматизации платежного календаря (процесса утверждения заявок) одной крупной торговой сети выяснилось, что в среднем оплата по заявкам производилась на 20% больше необходимого. Устранение данной проблемы привело к тому, что компания частично отказалась от использования кредитов. Все затраты на проект (включая консультационные услуги и стоимость программного обеспечения) окупились за два месяца.

Таким образом, применение современных инструментов управления является проверенным и адекватным ответом на вызовы современного рынка.

 

1.3 Методика оценки финансово-экономического состояния предприятия

Финансовый анализ эффективности работы предприятия, как правило, начинают с расчета финансовых показателей предприятия.

Оценка эффективности работы предприятия неравнозначна его анализу. Анализ является лишь основой, хотя и необходимой, для проведения оценки финансового состояния. Оценка включает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа, с точки зрения соответствия его уровня нормальному для данного предприятия уровню; факторов, повлиявших на величину показателя, и возможных его изменений при изменении того или иного фактора; необходимой величины показателя на перспективу и способов достижения этой величины; взаимозависимости показателей финансового состояния и обеспечения целенаправленности их системы для правильной ориентации специалистов предприятия в методах улучшения финансового состояния.

В данном разделе предполагается рассмотреть следующие аспекты этой проблемы:

1.Насколько точно и объективно уровень коэффициентов отражает уровень эффективности деятельности предприятия.

2.Насколько полно и всесторонне принятый набор коэффи­циентов платежеспособности и финансовой устойчивости характеризует эффективность деятельности предприятия.

Рассчитываемые показатели объединяют в группы. Финансовые коэффициенты каждой группы характеризуют два аспекта анализа: для целей ликвидации и для целей функционирования предприятия.

В состав показателей каждой группы входят несколько основных общепринятых показателей и множество дополнительных, рассчитываемых в зависимости от целей анализа и управления. Цели анализа могут предполагать как комплексный анализ финансового положения предприятия, так и сравнительно простой анализ на базе основных аналитических финансовых коэффициентов, либо расчет одного из них.

Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, коэффициенты платежеспособности и ликвидности позволяют сравнивать долговые обязательства предприятия с имеющимися у него активами, коэффициент автономии определяет долю собственного капитала в совокупных активах.

Наиболее распространенными для анализа являются рассчитываемые пять групп финансовых показателей.

В первую группу входят коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность предприятия. Достаточно высокий уровень платежеспособности предприятия является обязательным условием возможности привлечения дополнительных заемных средств и получения кредитов. Кроме того, в эту группу входят показатели, позволяющие судить о возможности предприятия функционировать в дальнейшем. Например, показатель чистого оборотного капитала позволяет судить, насколько предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства и продолжить операционную деятельность.

Во второй группе объединяют показатели финансовой устойчивости. В экономической литературе эту группу называют также показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источникам средств.

Третью группу представляют показатели деловой активности. Их также называют коэффициентами управления активами.

В четвертую группу входят показатели рентабельности.

В пятую включают показатели рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг.

Одно из условий финансовой устойчивости предприятия выражено в показателях платежеспособности и ликвидности. Показатели платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легко реализуемыми средствами. Финансовое положение предприятия характеризуется как устойчивое при достаточно высоком уровне платежеспособности предприятия. Низкое значение коэффициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствует о возможности возникновения проблемы наличности на предприятии и о возможных затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия