Автор: Ольга Дудырина, 31 Августа 2010 в 17:08, курсовая работа
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия 7
1.1 Понятие, значение, задачи и информационная база анализа
финансового состояния предприятия 7
1.2 Методика анализа основных составляющих финансового
состояния предприятия 21
2 Анализ финансового состояния предприятия на примере
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» 31
2.1 Анализ имущественного положения, ликвидности и платежеспособности предприятия 31
2.2 Анализ абсолютных и относительных показателей
финансовой устойчивости 45
Заключение 54
Список использованных источников 55
Цель анализа финансового состояния организации - своевременно выявлять и устранять причины нежелательных отклонений в финансовом состоянии организации, определять резервы улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности [18, стр344-345].
Анализ
финансового состояния
-
с общепринятыми «нормами» для
оценки степени риска и
- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабы стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния предприятия.
При
оценке финансового состояния
В анализе абсолютные величины используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Относительные величины незаменимы при анализе явлений в динамике. К ним относят коэффициенты, проценты, индексы, которые выявляют аналитическую характеристику явлений: их частоту или интенсивность, изменение явлений во времени или пространстве и т.д. Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, процессов.
В процессе экономического анализа хозяйственной деятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей. Их можно подразделить на:
а) стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей;
б) количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;
в) объемные и удельные – в зависимости от применения взятых показателей или же их соотношений.
Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции.
Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции.
Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральных измерителях. Так, количественными показателями являются: объем реализованной продукции в руб., процент выполнения производственной программы (в натуральном или денежном выражении), оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в руб.
Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам) для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат
Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли – все это объемные показатели.
Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих – объемные показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего – удельный показатель.
Результаты аналитического исследования хозяйственной деятельности предприятия и оценки его финансового состояния используются в управлении производством. Они должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа [9, с.53].
Финансовое
состояние – это способность
предприятия финансировать свою
деятельность. Оно характеризуется
обеспеченностью финансовыми
В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе [5, с.112].
Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем (устойчивом) финансовом состоянии [32, стр297].
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и другие.
Цели финансового анализа:
1
Выявление изменений
2
Определение факторов, влияющих
на финансовое состояние
3
Оценка количественных и
4 Оценка финансового положения предприятия на определенную дату.
5
Определение тенденций
При этом необходимо решать следующие задачи:
1 Ha основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2
Прогнозировать возможные
3 Разрабатывать конкретные
Классификация
анализа хозяйственной
В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.
По признаку времени анализ финансового состояния подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).
Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценке ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
Перспективный
и ретроспективный анализы
В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый
и оперативный анализы
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Важное значение имеет классификация анализа хозяйственной деятельности предприятия по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности.
В связи с этим выделяют: