Анализ динамики ВНП в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – на основе динамики ВНП республики показать особенности развития экономики и сделать анализ экономического роста в Казахстане за годы независимости.

Структура работы, за исключением введения, включает в себя три главы основной части и заключение.

Основными задачами первой главы являются:
Раскрытие понятия ВНП как экономической категории,
Определить значение ВНП в СНС.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

По данным АФН, совокупные активы банков к началу сентября превысили 12,5 трлн. тенге (104,2 млрд. дол.), увеличившись с начала года на 876 млрд. тенге, или на 7,5%. Собственный капитал банковского сектора возрос на 12% и составил почти 2 трлн. тенге (16,6 млрд. дол.). Важнейший показатель устойчивости банков – адекватности капитала – высок, всеми банками выполняется, и все банки показывают прибыль. Доля ликвидных активов к совокупным активам банков по состоянию на 1 сентября 2008 г. составила 14,9%. Банки смогли переориентироваться с внешних заимствований на внутреннее фондирование. Общая сумма вкладов, привлеченных банками от юридических и физических лиц, по состоянию на 1 сентября 2008 г. составила 7 трлн. 372 млад 400 млн. тенге (61,4 млрд. дол.), увеличившись за август на 5,7%. В целом совокупные обязательства банков составили 11 трлн. тенге (91,6 млрд. дол.), в том числе обязательства перед нерезидентами – свыше 5 трлн. тенге (41,6 млрд. дол.), или 45,6% их объема. Следует отметить, что обязательства банков перед нерезидентами уменьшились с начала года на 8,2%.

    Прошлогодняя проблема невозможности рефинансирования за рубежом практически снята, только несколько ухудшились условия, стали более жесткими, чем ранее. Объем внешнего долга банков снижается не так быстро, как хотелось бы: с 1 сентября 2008 г. по сентябрь 2009 г. им предстоит вернуть зарубежным кредиторам 12 млрд. долларов.

    Кроме того, заметно пополнились международные резервы Национального банка: их объем на 1 октября 2008 г. превысил 51,5 млрд. дол., увеличившись с начала года на 34%.

    Вместе с тем в настоящее время наблюдается проблема ухудшения качества банковских активов. Доля безнадежных кредитов с начала 2008 г. (1,5%) почти удвоилась и составила 2,9%, доля стандартных кредитов составила 43,2%, а сомнительных – 53,9%.

    Адекватный ответ этому – формирование достаточных провизий банков. Сейчас их объем с начала года увеличен на 42,4% и составляет более 742 млрд. тенге (6 млрд. дол.), или 8,2% кредитного портфеля. Размер провизий превышает размер безнадежных кредитов в 1,4 раза. Формируя провизии за счет прибыли, банковский сектор остается прибыльным, но не столь значительно, как в 2007 г. Предварительные оценки совокупных прибылей за первое полугодие 2008 г. превысили 80 млрд. тенге (0,7 млрд. дол.). Нынешний уровень провизий не завышен и является минимально допустимым уровнем. Провизии должны расти, учитывая прогнозы по возможному ухудшению портфеля в будущем.

В настоящее  время АФН проводит достаточно жесткое  регулирование банковской деятельности, и это вполне оправданно в нынешних довольно сложных условиях на мировых финансовых рынках.

Пока  нельзя считать, что кризисная ситуация полностью преодолена. Банки смогут почувствовать себя в безопасности только тогда, когда произойдет перелом на рынке недвижимости и в сфере деловой активности предпринимателей, после чего исчезнут предпосылки для ухудшения качества кредитного портфеля банков.

Однако  надо помнить о том, что в ближайшие 12 месяцев казахстанские банки  должны выплатить внешние долги в сумме 12 млрд. дол. Если рефинансирование за рубежом будет усложнено, это может вызвать кредитный голод у малого и среднего бизнеса и в строительстве, что окажет негативное воз-действие на несырьевой сектор экономики и может вызвать снижение темпов роста экономики, что недопустимо.  

   Для решения данной проблемы по поручению  Президента Республики Казахстан создается  Фонд стрессовых активов и в него из бюджета направляется 1 млрд. дол. США. Возможно, в Фонде появятся и иностранные инвесторы. Этим Фондом будут покупаться только стандартные и сомнительные кредиты первой категории, но не безнадежные, хотя в международной практике и на них находится спрос.

   Одной из функций данного Фонда будет  разделение рисков между банками, государством (с лимитом в миллиард долларов) и инвесторами в ходе выпуска на купленные кредиты облигаций, доходность которых должна быть достаточно высока. Возможно, это будет достигаться разделением облигаций на младший, средний и старший транши, причем инвесторы будут покупать бумаги старшего транша, на погашение которых могут использовать потоки младшего и среднего траншей, а покупателями последних, возможно, будут сами банки и государство.

   По  поручению Главы государства  для сохранения доверия к банковской системе со стороны заселения и бизнеса принято решение увеличить уровень гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге, что позволит гарантировать 100-процентную сохранность 99% всех банковских вкладов.

   Наряду  с этой мерой новый закон Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам финансовой устойчивости» предусматривает возможность в случае острой необходимости национализации банкротящихся финансовых институтов.

   Кроме того, Национальному банку поручено выработать меры для обеспечения банковской системы ликвидностью, необходимой для нормальной работы, в частности, путем снижения минимальных резервных требований, что высвободит для банков дополнительную ликвидность, а также путем краткосрочного финансирования банков второго уровня.

   Предусматриваются также меры по рефинансированию банков через институты развития для кредитования реального сектора экономики и оживления деловой активности предпринимателей.

Создаются условия по повышению доходов  и занятости населения через реализацию различных дополнительных инвестиционных и региональных программ. Основной упор будет сделан на строительстве инфраструктурных объектов в регионах: больниц, школ, автодорог и других объектов, куда будет направлена высвобождающаяся рабочая сила.

3.2. Стимулирование основных  макроэкономических  показателей  в  РК в период  кризиса.

   Новые вызовы требуют новых нестандартных  решений. В этой связи Президентом  Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым инициирована масштабная Стабилизационная программа, которая является логическим продолжением ранее принятых тактических мер по обеспечению устойчивого экономического развития страны и снижению рисков, вызванных глобальной финансовой нестабильностью.

   13 октября 2008 г. Президент Республики  Казахстан подписал Указ «О  некоторых мерах по обеспечению  конкурентоспособности и устойчивости  национальной экономики», который  предусматривает слияние двух  крупнейших государственных холдингов «Казына» и «Самрук» и создание на их базе Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Холдинг станет ядром казахстанской правительственной программы по вопросам преодоления глобального кризиса, а также основным инструментом кабинета министров, которым нужно воспользоваться для увеличения возможностей государства.

На увеличение уставного капитала АО «Фонд национального  благосостояния «Самрук-Казына» из республиканского бюджета 2008 г. за счет целевого трансферта из Национального  фонда Республики Казахстан направляется 607,5 млрд. тенге (5 млрд. дол.), а в целом на реализацию Стабилизационной программы предусмотрено выделить из Национального фонда Республики Казахстан 10 млрд. дол. США.

Жизнь подтверждает правильность проводимой в стране экономической и финансовой политики государства по созданию за счет нефтяных доходов Национального фонда Республики Казахстан, который в настоящее время смягчает негативное влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику, являясь для нее «подушкой безопасности». В частности, объем активов Национального фонда к концу 2009 г. достигнет 38,4 млрд. дол., 2010 г. – 43,1 млрд. дол., 2011 г. – 48,4 млрд. дол. (из расчета среднесрочной цены на нефть в 60 дол. за баррель, заложенной в проекте республиканского бюджета на 2009 – 2011 гг.). При этом объемы поступлений в Национальный фонд в 2009 г. составят 1 трлн. 452,1 млрд. дол., или 8,1% ожидаемого объема ВВП.

Индекс  потребительских цен в Казахстане в 2009 г. прогнозируется в коридоре 8,5 – 10,5% с последующим снижением в 2010 г. – 7 – 9% и до 6,5 – 8,6% в 2011 году.

Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2007 г. составила 10,8%, в годовом выражении (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.) – 18,8%.

   Сейчас  для Казахстана очень важным является оценка ситуации международными рейтинговыми агентствами. Главное, чтобы они не снизили долгосрочный суверенный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте. Дело в том, что весной 2008 г. международное рейтинговое агентство S&P пересмотрело прогноз рейтингов Казахстана со стабильного на негативный, который отражал увеличившийся риск того, что ухудшение качества активов банковской системы Казахстана в сочетании с трудностями привлечения финансирования приведет к ослаблению налогово-бюджетных показателей и показателей внешнеторгового баланса и негативно отразится на финансовой гибкости и перспективах экономического роста. По оценке экспертов агентства, в настоящее время напряженность на мировых финансовых рынках усилилась и, вероятно, будет более продолжительной, чем ожидалось в октябре 2007 г., когда долгосрочный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте был понижен с «ВВВ» до «ВВВ-».

   В случае ухудшения рейтинга Казахстана мы получим еще большее удорожание заемных средств за рубежом, и  банкам будет сложнее погашать внешние долги, так как рефинансирование может стоить им гораздо дороже, что нежелательно: в этом случае все внутренние ресурсы банков придется направлять на погашение ранее взятых займов, и тогда малый и средний бизнес будет испытывать еще более сильный кредитный голод, чем сейчас, что негативно отразится на темпах роста реального сектора экономики и в целом на темпах роста ВВП и благосостоянии населения.

   Выходу  из этой ситуации будут служить средства вновь созданного АО «Фонд национального  благосостояния «Самрук-Казына» (10 млрд. дол.), которые будут направляться на финансирование и кредитование реального сектора экономики республики, стимулируя тем самым деловую активность предпринимателей.

   Положительную роль могут сыграть также Фонд стрессовых активов (1 млрд. дол.) и созданные резервы Национального банка Казахстана, которые можно использовать в случае необходимости для кредитования коммерческих банков и, следовательно, экономики республики.

   Наряду  с этим Казахстан продолжает оставаться привлекательной страной для инвестиций. Интерес иностранных инвесторов к Казахстану не ослабевает даже в условиях глобального мирового финансового кризиса. И это обнадеживает.

   Казахстан на постсоветском пространстве является одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций в экономику. С 1993-го по 2007 г. республика привлекла около 70 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций, или порядка 4,4 тыс. дол. на душу населения. Только в 2007 г. в страну было инвестировано более 17 млрд. дол. прямых инвестиций, что на 65% больше показателя 2006 г. Причем почти 60% этих средств было вложено в несырьевые сектора экономики.

   Благоприятный инвестиционный климат способствовал  росту активов институциональных  инвесторов в Республике Казахстан, таких, как коммерческие банки, накопительные пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании. К началу 2008 г. только совокупные активы казахстанских банков составили 11,6 трлн. тенге (около 97 млрд. дол.). Сбережения населения на тот момент оценивались в 2,6 трлн. тенге (свыше 21 млрд. дол.), из них более половины – депозиты населения в банках. Это говорит о том, что в Казахстане существует огромный потенциал использования внутренних инвестиционных ресурсов. И для его реализации необходимо принятие целого комплекса экономических и законодательных мер, в том числе и по дальнейшему развитию фондового рынка.

    В непростых условиях мировой экономики нашему государству удалось сохранить рост валового внутреннего продукта, который превысил за первое полугодие 2008 г. 5%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    ВВП/ВНП является важнейшим макроэкономическим показателем любой страны, так как именно благодаря этому показателю оценивается экономическое положение, а также национальное богатство страны.

Благодаря проделанной работе об анализе динамики ВНП/ВВП Республики Казахстан, я могу сделать следующие выводы:

   1) Анализ реального изменения динамики ВВП за годы суверенного и независимого развития Республики Казахстан показал наличие следующих важнейших периодов в развитии страны:

  • В 1991- 1994 гг. наблюдалась тенденция спада.
  • 1995-1999 гг. - период экономической стабилизации
  • 2000-2007 гг. - период роста
  • 2008 г. – по настоящее время - спада в экономическом развитии, вследствие мирового экономического кризиса.

   2) Сложившаяся за последние десятилетия конъюнктура повышенного спроса на мировом рынке на сырье, особенно на энергоносители, благоприятно влияла на интенсивное развитие производства сырьевых ресурсов в Казахстане.

Информация о работе Анализ динамики ВНП в РК