Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – на основе динамики ВНП республики показать особенности развития экономики и сделать анализ экономического роста в Казахстане за годы независимости.
Структура работы, за исключением введения, включает в себя три главы основной части и заключение.
Основными задачами первой главы являются:
Раскрытие понятия ВНП как экономической категории,
Определить значение ВНП в СНС.
Не смотря на то, что рост
ВВП Казахстана идет во многом
за счет роста цен на нефть,
с учетом вышеприведенных цифр
возникает гипотеза, что Казахстан
в целом и казахстанские
Стабильная и предсказуемая
удвоить уровень валового национального продукта по сравнению с показателями
1999 года.
По словам Президента Казахстана у Казахстана есть глобальная экономическая
программа на период
до 2030 года.
А до 2015 года намечено выполнение индустриальной программы, увеличение ВНП в 3 раза, принята Госпрограмма по освоению казахстанского сектора Каспийского моря, а также программа развития села.
Последние пять лет экономика
Казахстана сохраняет
В целом же наблюдаемая на протяжении 1998-2004 годов динамика производства
ВВП позволяет утверждать, что экономический спад преодолен и страна вышла на
траекторию экономического роста.
Рисунок
2.1. Валовой внутренний продукт Казахстана
в 1995-2005 годах (в млрд. тенге)
На рисунке 2.2. приведены значения ВВП в Казахстане, произведенного в 2002-2005 годах. Так, по сравнению с 1995 годом в 2005 году ВВП страны составил 6892
млрд. тенге, что в 6,8 раза больше чем в 1995. В качестве данных за 2005 год автором взята оценка на основе статистических данных по состоянию на 1 октября 2005 года. Необходимо отметить, рост цифры приведенные на рисунке 1 мало о чем могут свидетельствовать в условиях инфляции и ее влияния на состояние экономики. Поэтому на рисунке 2 приведены данные роста реального ВВП в долгосрочном периоде, начиная с 1995 года. Следует обратить внимание, что развитие экономики Казахстана происходило в 2 этапа.
1 этап, вплоть до 1997 года, характеризуется слабыми темпами роста реального ВВП. Данный период времени, начиная с обретения независимости Республики, сопровождался кризисами неплатежей, социальными проблемами и разрушением производственных фондов.
2 этап, начиная с 1998 года, в Казахстане происходят существенные изменения в развитии экономики, связанных не только с ее стабилизацией, но дальнейшим ростом в 7-9% ежегодно. Безусловно, важной основой для 7 такого роста послужила продуманная лидером страны экономическая и социальная политика, а также рост мировых цен на важнейшие полезные ископаемые. Среди них – газ, нефть, цветные и черные металлы.
Рисунок
2.2. Темпы роста реального ВВП Казахстана
в 1995-2005 годах.
На графике, представленном на рисунке 2.2, видно, что наиболее высокие темпы роста ВВП характерны для 2000-2002 годов, когда страна фактически перешла из стадии стабилизации экономики, к ее дальнейшему росту. По оценкам специалистов, дальнейший рост экономики Казахстана будет стабильным и составит 9-10% ежегодно.
Для того чтобы определить основные факторы роста экономики и показателя ВВП, обратим внимание на рисунок три, демонстрирующий рост основных секторов экономики.
Рисунок
2.3. Рост основных секторов экономики (в
млрд. тенге).
Рисунок 2.3 в очередной раз доказывает,
что основные успехи казахстанской экономики
связаны с ростом индустриального производства.
Позитивный тренд развития отраслей промышленности,
значительно опережающий другие отрасли
экономики, позволил обеспечить не только
рост основных экономических. Но и социальных
индикаторов. Ежегодно повышаются заработные
платы бюджетных работников, выплаты пенсионерам,
инвалидам, создаются условия для создания
новых рабочих мест, развития малого и
среднего бизнеса.
Экономическое развитие
Экономический рост происходил
в условиях устойчивости
В текущем году в структуре ВНП производство товаров составит, по оценке,
40,7%, в том числе промышленность - 28,2% (2003 год – 29,5%), сельское хозяйство
- 6,8% (2003 год – 7,3%), производство услуг – 53,8%.
Устойчивость роста ВНП до конца 2007 года обеспечивалась следующими
факторами:
- благоприятная
внешнеэкономическая
- некоторое
улучшение финансового
- дальнейшее
снижение ставки
- улучшение уровня жизни населения;
- улучшение демографической ситуации.
В то же время факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие экономики в 2008 году, сохраняют свое влияние и в текущем. Среди этих факторов
важнейшими являются:
ВНП на душу населения может составить
в 2007 году 2544,8 долл. США.
ГлаваIII. Экономическая ситуация РК в период кризиса.
3.1. Меры регулирования макроэкономического состояния Казахстана в период кризиса.
В период кризиса власть неизбежно сталкивается с тем, что нужно искать компромисс между требованиями сегодняшнего дня и долгосрочными целями и приоритетами, без которых невозможно успешное развитие страны. Как правило, эти столкновения находят отражение в бюджете, который является главным документом, реально отражающим все аспекты экономической политики.
Экономика Казахстана в значительной мере уже интегрирована в мировую экономическую систему и вследствие этого подвержена влиянию глобальных тенденций. Произошедший в 2007 – 2008 гг. кризис ликвидности на внешних рынках капитала негативно воздействует на экономику как развитых, так и развивающихся стран. Глобальный рост стоимости заемного капитала заметно сказался на мировых темпах экономического роста, что не могло не отразиться и на нашей республике. Однако макроэкономическая ситуация в Казахстане остается стабильной. Рост экономики в 2007 г. составил 8,9%, что является одним из важнейших показателей устойчивости, благоприятного инвестиционного климата в стране.
Жизнь показала правомерность, и эффективность превентивных мер, принятых по поручению Главы государства Правительством Республики Казахстан, Национальным банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), по минимизации влияния рисков, которые исходят сегодня со стороны мировых финансовых рынков.
Государство на начальном этапе глобального финансового кризиса во второй половине 2007-го и в начале 2008 г. оказало помощь трем наиболее нуждающимся в ней отраслям. В первую очередь – строительной индустрии для решения проблемы дольщиков. На нужды долевого строительства было выделено около 175 млрд. тенге (1,45 млрд. дол.), в том числе через коммерческие банки – 95 млрд. тенге (0,8 млрд. дол.), что позволило стабилизировать не только строительный сектор, но и банковскую систему. В результате ни один банк не допустил дефолта ни по внутренним, ни по внешним обязательствам. Активы кредитных организаций с начала года увеличились на 4,3%, а собственный капитал – на 11,4%.
Вторым сектором экономики, получившим мощную поддержку, стал агропромышленный комплекс. В 2008 г. на развитие АПК направлено 134,4 млрд. тенге (1,1 млрд. дол.), что на 73% больше, чем в 2007 г. В регионах сформированы стабилизационные фонды по товарам первой необходимости (зерно, мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар, рис). С учетом того, что ключевым фактором удорожания сельхозпродукции выступает рост цен на горюче-смазочные материалы, введен запрет на вывоз основных видов нефтепродуктов за пределы республики до 1 января 2009 г. С октября 2008 г. повышены таможенные пошлины для плательщиков рентного налога на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат с 27,43 до 121,32 дол. за тонну (в настоящее время снижены до 95 дол. за тонну). Кроме того, увеличена государственная доля в уставном капитале всех действующих в Казахстане нефтеперерабатывающих заводов. Принятые меры будут стимулировать переработку сырьевых ресурсов в стране.
Обеспечение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе должно опираться на соответствующую законодательную базу, поэтому необходимо принять законы по вопросам регулирования зернового рынка и субсидирования отдельных направлений АПК.
Третьим сектором, получившим государственную поддержку, явился малый и средний бизнес. Во-первых, ему была оказана финансовая помощь в размере 155 млрд. тенге (1,3 млрд. дол.). Во-вторых, реализован ряд мер по сокращению административных барьеров и улучшению бизнес-климата. В частности, внедрены три программы кредитования. Сокращены сроки оформления документов для строительства. Отменена обязательная сертификация всех видов услуг. Полностью снята плата с субъектов малого бизнеса за подключение к электросетям. Упрощены правила доступа предпринимателей на территории специальных (свободных) экономических зон. Тем не менее, в связи с кризисными явлениями и удорожанием кредитных ресурсов деловая активность малого и среднего бизнеса в первом полугодии 2008 г. заметно снизилась.
В этой связи Правительством Республики Казахстан подготовлен пакет законопроектов, направленных на решение проблемы в этой сфере. В Мажилис Парламента внесен законопроект, предполагающий оптимизацию процедуры контроля и прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны. Разработаны законопроекты, совершенствующие процедуры создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства и бизнес инкубаторов, а также поправки в законы «О микрокредитных организациях» и «О кредитных товариществах», которые расширят их возможности, улучшат условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, снизят барьеры в кредитовании субъектов малого бизнеса. Начата работа над новой редакцией Таможенного кодекса, нацеленного на дальнейшее упрощение таможенных процедур.
Также свою положительную роль в качественном реформировании национальной экономики должны сыграть новые Налоговый и Бюджетный кодексы, новый трехлетний республиканский бюджет на 2009 – 2011 годы.
Благодаря постоянному вниманию Главы государства, своевременно реализованному комплексу мер, а также жесткой координации деятельности финансовых, денежно-кредитных и экономических институтов в центре и на местах экономический рост был поддержан и развитие страны осуществляется в заданных параметрах.
Вместе с тем сентябрьский обвал мировых фондовых рынков показывает, что финансовый кризис своего пика еще не достиг. Начинается его новый этап. Для Казахстана это означает, что объективное воздействие внешних негативных причин сохранится. Основную опасность будет представлять рост инфляции, что в немалой степени связано с общемировой ситуацией. Поэтому теперь стоит задача обеспечить еще более высокую степень экономической безопасности, максимально снизить риски банковского сектора.
До финансового кризиса, разразившегося на международных рынках и зацепившего Казахстан, рейтинги наших банков росли, отечественные финансовые институты активно кредитовались на мировых рынках капитала. Казахстанские банки второго уровня завоевали авторитет. Кризис изменил все, финансирование прекратилось, и сейчас банкам приходится искать новые источники. Однако, с другой стороны, можно сказать, что эта ситуация закалила нашу банковскую систему, после преодоления финансового кризиса она станет еще крепче. В некоторых банках сменились собственники, пришел иностранный капитал, в частности, в АТФ Банк (австрийский инвестор- Банк UniCreditGroup), в Банк ЦентрКредит (южнокорейский инвестор Kookmin Bank приобрел 30% пакета акций БЦК), в результате чего эти банки получат доступ к большим кредитным ресурсам.