Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – на основе динамики ВНП республики показать особенности развития экономики и сделать анализ экономического роста в Казахстане за годы независимости.
Структура работы, за исключением введения, включает в себя три главы основной части и заключение.
Основными задачами первой главы являются:
Раскрытие понятия ВНП как экономической категории,
Определить значение ВНП в СНС.
Численность населения страны на начало 2003 года составила 14862,5 тыс. человек, из них 8416,2 тыс. человек (56,6%)- городских и 6446,3 тыс. человек (43,4%) – сельских жителей. С 1999 года в стране наблюдается сокращение числа эмигрантов и увеличение числа иммигрантов, а с 2000 года увеличение естественного прироста населения за счет повышения рождаемости. Это привело к тому, что с 2002 года естественный прирост населения превысил миграционную убыль на 16,5 тыс. человек, а за 11 месяцев 2003 года – на 81,9 тыс. человек и на 1 декабря 2003 года численность населения страны составила 14944,4 тыс. человек. В разрабатываемом согласно Посланию Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 4 апреля 2003 года проекте Программы демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2004-2010 годы определены цели и задачи по стабилизации и устойчивому демографическому развитию страны путем принятия мер по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного здоровья, стимулированию рождаемости, снижению смертности населения, укреплению института семьи, регулированию миграции. Большое внимание уделяется вопросам возвращения этнических казахов на свою историческую родину и их интеграции в казахстанское общество. По данным Агентства по миграции и демографии на 1 апреля 2003 года 166 993 человека получили гражданство Республики Казахстан. Подъем экономики дал новый импульс занятости населения. С 1999 года отмечается стабильное увеличение численности занятого населения. Благодаря динамичному развитию частного сектора и малого предпринимательства сформировалась новая категория занятых – самозанятое население: это работодатели, члены производственных кооперативов, занятые на индивидуальной основе и работники семейных предприятий. Повышение благосостояния населения Повышение уровня и качества жизни населения является важнейшей задачей социальной политики республики на современном этапе общественного развития. Тенденции снижения уровня жизни в первой половине 90-х годов имели место в связи с объективными трудностями переходного периода. Изменение качества жизни казахстанцев в сторону улучшения в последние годы отражает позитивное влияние экономического роста. Реальные среднедушевые денежные доходы населения в 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличились в 2 раза. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника выросла в 2003 г. По сравнению с 1995 г. (по оценке) в 4,9 раза. С улучшением макроэкономической ситуации и снижением инфляционных процессов наблюдается рост реальной заработной платы. В 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличение составило 1,8 раза. Реальная заработная плата также растет высокими темпами – в последние два года прирост (по оценке) составил 19%. Реальный размер средней пенсии за 1995-2002 г.г. вырос в 1,4 раза. Рост уровня располагаемых денежных доходов и относительная стабилизация уровня цен на товары длительного пользования обусловили рост платежеспособного спроса населения. Вследствие этого наблюдается увеличение обеспеченности населения некоторыми видами товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения по сравнению с 1985 годом.
Снижение бедности и безработицы.
Одним из важнейших направлений в социальной политике государства на современном этапе развития Казахстана становится реализация мер по снижению уровня бедности населения. В направлении снижения бедности в Казахстане проведена большая работа. Приняты и реализуются 75 государственных и отраслевых программ, которые прямо или косвенно связаны с улучшением жизненного уровня населения. Реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. В целях дальнейшей работы для решения проблем бедности принята Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, предусматривающая комплексный подход к решению данной проблемы путём содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер в рамках действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно решающих вопросы снижения бедности. На реализацию этих программ предполагается выделение средств из республиканского и местных бюджетов в объеме свыше 610 млрд. тенге. Улучшается ситуация в области занятости населения. Общая численность населения, занятого экономической деятельностью имеет устойчивую тенденцию роста. По сравнению с 1999 годом количество занятых в экономике возросло почти на 831,8 тыс.чел. и достигло 6,9 млн. человек, а уровень безработицы снизился с 13,5% в 1999 году до 9,3% в 2002 году и 8,8% в 2003 году.
Социальное обеспечение населения.
Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'. Накопительная пенсионная система, формируется на трех уровнях: государственном, обязательном индивидуальном и добровольном, что предусматривает наличие: - базовых пенсий, призванных обеспечить материальный минимум граждан при достижении установленного пенсионного возраста; - трудовых (страховых) пенсий - за счет накоплений обязательных отчислений граждан; - добровольных пенсий - за счет добровольных взносов работающих или их работодателей. На 1 сентября т.г. участниками накопительной пенсионной системы стали 5,9 млн. человек (включая активных и пассивных вкладчиков), что составляет 79,0% занятого или 72,6% экономически активного населения республики. В области пенсионного обеспечения прослеживается рост размеров минимальной и средней пенсий. Завершается дифференцированное повышение пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионеров. С 1 июля 2003 года осуществлено дифференцированное повышение размеров пенсионных выплат в зависимости от трудового вклада пенсионеров. Повышенные размеры пенсий получили более 1 млн. пенсионеров или 63% их общего количества. Средний размер увеличения пенсионных выплат составил по республике около 2300 тенге. В результате перерасчета пенсий почти вдвое сократилась численность пенсионеров, получавших наименьшие пенсии в пределах 5000 -6000 тенге, средний размер пенсий вырос на 23,4% (с 6485 тенге до 7927 тенге). Почти в два раза увеличилась доля пенсионеров, получающих пенсию в размере от 6000 до 12000 тенге. Законодательство по пенсионной реформе в республике подкреплено дополнительными актами по социальной защите населения, которые предусматривают социальные пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Социальная защита населения приобретает адресный характер. Разработана и внедрена автоматизированная система назначения адресной социальной помощи и создана база данных по малообеспеченным семьям. Доля малообеспеченных граждан, доходы которых находятся ниже черты бедности постепенно сокращается. По данным обследований материального положения семей на 1 января 2002 года она составляла 10,6%, на 1 января 2003 года - 8,7% и по состоянию на 1 июля 2003 года сократилась до 6,6%. С 1 января 2003 года восстановлены единовременные пособия по случаю рождения ребенка. С 2005 года предполагается введение пособия по уходу за ребенком до 1 года. Проводится целенаправленная работа по реабилитации и интеграции инвалидов, одной из целевых групп, особо нуждающейся в социальной защите, в общество, численность которых составляет 407,8 тыс. человек. Содействие реабилитации и интеграции инвалидов в общество осуществляется в рамках Программы реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы. Для социальной поддержки одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан в республике функционирует 75 домов-интернатов для престарелых и инвалидов. На полном государственном обеспечении в них проживает более 16 тыс. человек. Кроме того, действуют 326 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают более 34 тыс. человек.
Развитие финансового сектора экономики является одной из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы. Уровень инфляции в 2003 г. Составил 6,8%, тогда как в 1999 году он равнялся 17,8%. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора Денежно-кредитная политика играет важную роль в обеспечении высоких темпов экономического роста. С 2001 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением. Это связано с достижением в стране макроэкономической стабильности и позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Важным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в ближайшие годы объявлена подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге – 452 млн. долл.). Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы. На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. С 2003 года все 35 банков Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал банков составил 198,6 млрд. тенге (в эквиваленте 1,3 млрд. долл. США), совокупные активы – около 1,5 трлн. Тенге (10 млрд. долл.). Около 58% активов банков размещаются в виде кредитов экономике. В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. На фоне продолжающегося роста ресурсной базы кредитование экономики для банков стало приоритетным видом операций. На 1 октября 2003 года кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики составили 924,2 млрд. тенге, тогда как в 1996 году данный показатель находился на уровне 60,9 млрд. тенге. Позитивные изменения произошли в структуре кредитов по срокам. Наблюдается постоянная тенденция роста доли средне – и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными кредитами. По данным на октябрь 2003 года средне и долгосрочные кредиты выросли до 574,9 млрд. тенге, тогда как в 1997 году данный показатель составлял всего лишь 20,4 млрд. тенге. Таким образом, удельный вес средне и долгосрочных кредитов увеличился с 28,6 % в 1997 году до 62,2 % в октябре 2003 года. Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение ставки рефинансирования, в целом способствовала снижению ставок по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам юридическим лицам в тенге снизилась с 30,0 % в 1997 году до 15,6 % в 2002 году, по кредитам в иностранной валюте – с 18,5% до 13 %. На сегодняшний день ставки по кредитам в Казахстане одни из самых низких в СНГ. При средневзвешенной ставке по кредитам в Казахстане 13%, в России эта цифра составляет 13,4% , Украине – 17,9%, Беларуси и Кыргызстане – 27%. Быстрыми темпами растут депозиты населения в банках второго уровня, способствуя пополнению ресурсной базы банков и роста их кредитного потенциала за счет притока внутренних сбережений. Такие меры Национального Банка как введение института банковской тайны, системы страхования депозитов способствовали повышению доверия населения к банковской системе. Так за период с 1997-2003 годы наблюдается непрерывный рост депозитов. Общий объем депозитов резидентов на конец октября т.г. составил 759,1 млрд. тенге. По размеру вкладов на душу населения в настоящее время Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Позитивные изменения произошли в структуре депозитов по видам валют: темпы роста депозитов в национальной валюте носили опережающий характер по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Так, рост депозитов в тенге в 2003 году к началу года составил 62,2 %, тогда как рост депозитов в валюте составил 1,6 %. Рост депозитов в национальной валюте свидетельствует о повышении доверия граждан к национальной валюте и банковской системе в целом. Проблема долларизации экономики все больше утрачивает свою актуальность. И немаловажную роль в этом играет эффективная банковская система и денежно-кредитная политика, направленная на сохранение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса национальной валюты. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанным Банком Международных Расчетов (BIS) для системно значимых платежных систем. Большой прогресс наблюдается в развитии платежных систем, обслуживающих пластиковые карты. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, достигло 1,8 млн. штук, то есть почти четверть экономически активного населения имеют платежные карточки. Реализация Программы создания Национальной межбанковской системы платежных карточек позволит создать единое платежное пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с использованием электронных денег. Реализуется Программа либерализации валютного режима на 2003-2004 годы, которая создаст предпосылки для перехода к рыночным формам контроля за потоками капитала. Для снижения возникающих при этом рисков в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях будут внедряться внутренние системы управления рисками.
Фискальная политика.
Фискальная политика играет важную роль в обеспечении стабильности финансовой системы страны, оказывая влияние на многие макроэкономические переменные, такие как уровень инфляции, величина процентных ставок, инвестиции и другие. В развитие системы гармонизации бюджетного и стратегического планирования на этапе планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику Правительства. В новой редакции фискальной политики предлагается переход на бездефицитный бюджет и значительное сокращение размера правительственного долга. Это создаст значительный задел прочности в области проведения бюджетной политики.
Налоговая политика.
Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Налоговым кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-23% ВВП, что является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг проводится политика по снижению налогового бремени. В настоящий момент принят закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки на заработную плату, снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, введение отдельного налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых является создание и развитие современных технологий, совершенствование налогообложения нефтяных операций.
Бюджетная политика.
Правительство провело значительную работу в области совершенствования бюджетной системы. Осуществляется формирование программного, целенаправленного бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны. Бюджет разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществляются программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий расходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство, информатизацию, науку, подготовку кадров. В этом году в Казахстане разработан Бюджетный кодекс, целями которого являются, прежде всего, объединение и систематизация правовых норм действующего законодательства, регулирующих бюджетные отношения, установление целостности системы бюджетных отношений с едиными принципами и правилами, определение участников бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного устройства и бюджетного процесса. В настоящее время государство контролирует дефицит бюджета, который в 2002 году составил 0,3% к ВВП, на 2004 год планируется в размере 1,9% к ВВП, на 2005 г. – 1%, на 2006 год – 0,5%. Происходит расширение текущих и капитальных инвестиций в социальную сферу, здравоохранение, образование. С учетом того, что доходы бюджета в значительной степени зависят от поступлений от сырьевого сектора, истощающего невозобновляемые ресурсы страны, сбережение доходов от сырьевого сектора в Национальном Фонде Республики Казахстан позволит обеспечить равномерный уровень потребления для нынешних и будущих поколений. Накопления в Национальном фонде позволят в долгосрочном периоде, когда исчерпаются минеральные сырьевые ресурсы страны, получать Правительству Казахстана адекватный инвестиционный доход от активов, вложенных в акции и другие ценные бумаги мирового финансового рынка. Накопления Национального Фонда к концу текущего года превысят 3 млрд. долл. США.
Развитие малого предпринимательства и конкуренции.
Исключительно важное значение для государства имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Активные приватизационные процессы в начале 90-х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в республике стало одним из индикаторов успешного формирования экономики. В структуре ВВП на начало 2003 года доля малых предприятий составила 19,9% или увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1998 годом. Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов Казахстана неуклонно возрастает и в 2003 году достигла 93,3% (для сравнения - в 1998 году 86,6%).
За прошедшие годы значительно упрочилась внешняя позиция Казахстана, и улучшилось состояние платежного баланса страны. Если экспорт в 1992 году составлял 3,6 млрд. долл. США, то в 2002 г. Он достиг рекордного уровня- 10 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), превысив дореформенный уровень 1991 года. В 2002 году внешнеторговый оборот Республики Казахстан достиг 17,4 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), что составляет 70% от ВВП. Сальдо торгового баланса сложилось положительным в Казахстане в размере 3,6 миллиардов долларов США. За 1995-2003 годы объем внешнеторгового оборота, по предварительным данным, возрос в два раза и составил 20800 млн. долларов США (по данным таможенной статистики).
2.2. Анализ динамики ВВП в РК за годы независимости.
Казахстан добился за последнее десятилетие значительного прогресса в трансформировании своей экономической системы. Комплексная программа реформ, осуществляемая с момента обретения независимости Казахстаном в 1991 году, привела к значительным результатам. В период с 1999 года наблюдался значительный подъем казахстанской экономики, прежде всего, за счет расширения производственных мощностей в нефтяном секторе и роста мировых цен на нефть. Так, в 2001 году реальный рост ВВП составил 13,5%, в 2002 - 9,5%. Экономический рост в других отраслях (не связанных с добычей нефти) составил в среднем 9% за последние три года.
Параллельно с ростом ВВП в
период с 1999 г. по 2004 г. безработица
снизилась с 950 тыс. человек
до 660 тыс. человек. Эмиграция