Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;
2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;
3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;
4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку
1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике
1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации
2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь
2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь
2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
принятие на себя организацией-покупателем неисполненных обязательств убыточной государственной организации по уплате налогов, сборов (пошлин), процентов, взимаемых в соответствии с налоговым и таможенным законодательством, ссудам, займам, иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты (включая государственные целевые бюджетные фонды), а также по платежам в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по экономическим санкциям, уплате штрафов и начисленных пеней за нарушения законодательства, иным неисполненным обязательствам;
заключение организацией-покупателем договора аренды земельного участка.
Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса устанавливается в размере 20 % его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, цена продажи составит одну базовую величину.
Организациям-покупателям, приобретшим предприятие как имущественный комплекс, предоставляется отсрочка на три года погашения задолженности в части задолженности приобретенной убыточной государственной организации:
по уплате налогов, сборов (пошлин) в республиканский бюджет (кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации);
по таможенным платежам в соответствии с таможенным законодательством;
по возврату бюджетных займов, включая проценты за пользование ими, и бюджетных ссуд.
Кроме того, организациям-покупателям предоставляется рассрочка на 6 лет по оплате приобретенного предприятия как имущественного комплекса.
Реализация Указа будет способствовать сокращению количества убыточных государственных организаций, привлечению инвестиций в целях модернизации указанных предприятий, дополнительным поступлениям доходов в бюджет и созданию новых рабочих мест.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества»
Указом установлена возможность осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, и расположенного в небольших населенных пунктах, а также в сельской местности, на аукционе с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине. Разрешена передача такого имущества в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты.
В целях эффективного использования государственного имущества установлена ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за невовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества.
5. Порядок распоряжения государственным имуществом определен Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 575 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“. Под распоряжением государственным имуществом понимается осуществление сделок по:
отчуждению на возмездной основе на аукционе, а также в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, законами или решениями местных исполнительных и распорядительных органов, – по конкурсу, без проведения аукциона либо конкурса;
отчуждению на безвозмездной основе;
передаче без изменения формы собственности (передача имущества другому государственному юридическому лицу на возмездной или безвозмездной основе, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности);
залогу;
аренде;
передаче в безвозмездное пользование.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2008 г. № 1927 ”Об утверждении перечня открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности»
Данное постановление Правительства принято в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3».
Напомним, что Декрет № 7 постепенно отменяет ограничения на обращение в Беларуси акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отчуждение которых ранее было заморожено.
На первом этапе (с 17 июля 2008 года) отменено ограничение на отчуждение акций обществ, в уставных фондах которых доля государства либо отсутствует вообще, либо составляет 75 % и более. Также полностью отменяется запрет на отчуждение акций акционерных обществ, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, переданных сельхозпроизводителям, и предприятий хлебопродуктов.
На втором этапе (с 1 января 2009 года) отменены ограничения на отчуждение акций акционерных обществ с долей государства свыше 50 %.
При этом на первом и втором этапе отмена ограничений не распространяется на акции акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики. Перечень таких ОАО и утвержден постановлением Правительства № 1927.
В перечень вошло 162 предприятия. В том числе в Минстройархитектуре — 8, Минпроме — 11, Минсельхозпроде — 40, Минэнерго — 8, концернах «Белгоспищепром» — 15, «Белнефтехим» — 9, «Беллегпром» — 14, «Беллесбумпром» — 3. Также отмечены стратегически значимые предприятия в Брестской области — 9, в Витебской — 14, Гомельской — 6, Гродненской — 6, Минской — 9, Могилевской — 6, в городе Минске — 4 предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она -- следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Существует несколько способов приватизации: первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией), недостатки этого способа - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов; бесплатное получение имущества не превращает работника в хозяина; второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы), недостатки этого способа - нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».
Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов - затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.
Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-
Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.
Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арифметика приватизации //НЭГ. - 2004. - №48. - С.3
2. Вешрот В.Сценарий белорусской приватизации // НЭГ. - 2003. - №46. - С.2.
3. Дадалко В.А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: Сборник статей, лекций и аналит. обзор. Кн.1. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
4. Декрет президента РБ ”О разгосударствлении и приватизации в РБ”, №3 (20.03.98)
5. Жерносек Н. Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы // НЭГ. -2003. - №17. - С.5
6. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала http://www.nns.ru/archive/
7. Кузнецов В.И. Оценка стоимости государственных и муниципальных предприятий для целей приватизации http://www.mrsa.ru/9conf/tez_
8. О ходе реформирования государственной собственности в Республике Беларусь в 2005 году http://194.158.197.134/
9. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - N2.-С.62-68.
10. Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - N4.-С.13-17.
11. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Экоперспектива, 2001. - 380с.
12. Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. - 2001. - №3. - С.34-37
13. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.:БГЭУ, 2002. -752с.
2