Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:18, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;
2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;
3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;
4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку
1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике
1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации
2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь
2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь
2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акционирование государственной собственности в условиях перехода к рынку. Акционирование как форма приватизации.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 36 стр.
ПРИВАТИЗАЦИЯ, АКЦИОНИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является проведение акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;
2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;
3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;
4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку
1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике
1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации
2. Особенности акционирование государственной собственности в Республике Беларусь
2.1 Этапы акционирования в Республике Беларусь
2.2 Современное состояние акционирования государственной собственyости в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь всё ещё находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
Таким образом, цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. · изучить цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике;
2.· изучить организацию приватизации и основные подходы к осуществлению приватизации;
3. Проанализировать этапы акционирования в Республике Беларусь;
4. Определить особенности акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является проведение акционирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.
1. Теоретические основы акционирования государственной собственности в условиях перехода к рынку
1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике
Цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Не вызывает сомнений необходимость приватизации и для формирования демократии в рамках политической системы, образования новых социальных слоев, которые не заинтересованы в коммунистическом реванше. Очень хорошая и лаконичная формулировка ключевой задачи приватизации в переходных экономиках дана А. Шлейфером: приватизация "ведет к постоянному перераспределению контроля от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности" [6].
В этом смысле такие потенциальные цели приватизации, как "всеобщая справедливость" или пополнение доходов госбюджета, неизбежно уходят на второй план. При этом тем не менее если достижение в ходе приватизации "всеобщей справедливости" попросту абстрактно и практически нереально, то частичное решение бюджетных проблем за счет доходов от приватизации возможно в зависимости от избранных моделей.
Позитивное воздействие приватизационного процесса, равно как и относительно успешное решение собственно приватизационных проблем, достижимо со всей очевидностью лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию финансовых рынков и проведению активной антимонопольной политики, открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.
Перспективы реализации любой приватизационной программы в значительной степени зависят также от развитости частного сектора экономики и состояния финансовых рынков, степени доходности госпредприятий, наличия правовых гарантий для иностранных инвесторов, политики профсоюзов, общего состояния экономики, наличия благоприятной институционально-правовой среды в целом.
При этом не только характер собственности, но сама рыночная среда, организация работы фирмы и интенсивность управления определяют ее деятельность, а "экономическая эффективность гораздо больше зависит от конкуренции, чем просто от природы права собственности". Таким образом, отсутствие либо наличие адекватной экономической среды в существенной мере определяет эффективность приватизации и ее масштабы. В свою очередь, масштабная приватизация есть неизбежная предпосылка трансформации переходной экономической среды в рыночную, прежде всего посредством создания значительного сектора независимых от государства рыночно ориентированных компаний.
В условиях высокоразвитой рыночной экономики основной проблемой в рамках государственных приватизационных программ является выбор и отработка технических аспектов передачи прав собственности на отдельные компании в частные руки, прежде всего в целях обеспечения экономической эффективности дальнейшего функционирования этих компаний. В постсоциалистических странах начальным этапом приватизации является выбор и теоретическое обоснование концепции и моделей приватизации, что сопряжено с целым рядом специфических особенностей.
Среди особенностей приватизации практически во всех странах с переходной экономикой исследователи отмечают такие, как [7]:
— связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;
— масштабы приватизации;
— отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды;
— огромные технические сложности;
— необходимость идеологического выбора;
— отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры.
1.2 Основные подходы к осуществлению приватизации
Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально -- экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [12, c.34].
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она -- следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [9].
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, следует отнести [6]:
· формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики -- это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.
· создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
· формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
· развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
· сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
· уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);