Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Основной целью курсовой работы изучение агропромышленного комплекса Омской области.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
•изучить понятие и структуру агропромышленного комплекса (АПК);
•рассмотреть современное состояние АПК России;
•обозначить основные направления развития АПК;
•изучить инфраструктуру АПК Омской области;
•изучить сельскохозяйственное производство Омской области как основной сферы АПК;
•определить роль государства в развитии АПК Омской области;
•рассмотреть стратегию развития АПК в России и Омской области.
……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса России……………………………………………………………
5
1.1. Понятие агропромышленного комплекса и его структура……... 5
1.2. Современное состояние агропромышленного комплекса России…………………………………………………………………...
7
1.3. Основные направления развития агропромышленного комплекса………………………………………………………………..
10
Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области………………... 14
2.1. Инфраструктура агропромышленного комплекса Омской области…………………………………………………………………..
14
2.2. Сельское хозяйство как основная сфера агропромышленного комплекса Омской области…………...………………………………..
18
2.3. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса Омской области…………………………….…………………………..
27
Глава 3. Стратегия развития агропромышленного комплекса Омской области………………………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы………………………………………. 43
Приложение
Существует важнейшая для рыночной экономики особенность, касающаяся продуктивности отраслей. Во-первых, необходимо знать пороговые значения безубыточного производства. То есть уровни продуктивности, ниже которых товаропроизводителям нельзя опускаться. Наши ориентировочные расчеты показывают, что для пшеницы это не ниже 12 центнеров качественного зерна с гектара. Удой на корову – не ниже 2500 -2800 кг, среднесуточный прирост КРС – не ниже 550-600 г, свиней - 450 г. В среднем же по сельхозорганизациям за 2004 год фактически получено: среднесуточный привес КРС –383 гр., свиней –375гр., надоено на одну корову 2862 кг.Что касается свиноводства, то здесь учтены почти 600 граммовые привесы «Омского бекона». Чтобы довести бычка до сдаточных кондиций – 400 кг, надо держать его в хозяйстве при нашей продуктивности 1000 дней – почти три года. Конечно, прибыль при таких условиях получить невозможно.
И еще существует проверенная на мировой практике зависимость динамики поголовья крупного рогатого скота и свиней от цен на мясо и корма. Суть такова: чем выше частное от деления цены реализации килограмма мяса на стоимость кормов в цене, тем благоприятнее конъюнктура в отрасли. При высоком соотношении наблюдается тенденция к росту поголовья, если оно низкое, то скот вырезают, а поголовье в стране, регионе снижается. Развивается этот процесс по своеобразной синусоиде. Это естественная реакция рыночной стихии. Для глав районов и руководителей хозяйств это удобная арифметическая операция, чтобы анализировать завтрашнюю перспективу относительно динамики поголовья животных.
Проблемы, накопившиеся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идет о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики. Экономическая и социальная политика в сочетании с другими мерами в состоянии принести успех агропромышленному комплексу. Проект такой стратегии до 2010 г. на федеральном уровне подготовлен специалистами Минсельхоза России и учеными Россельхозакадемии.
В Омской области принята региональным Правительством и реализуется «Концепция развития АПК Омской области на период до 2010 года». Важное место отводится социальному партнерству, как необходимому условию развития трудовой активности работников. Законодательным Собранием Омской области уже приняты 5 и проходят согласование еще три областные и ряд отраслевых программ. Все программы принятой концепции предусматривают вовлечь в оборот до 2010 года более 25 млрд. руб.
Существующие программные документы и рекомендации науки ориентируют на работу в следующих направлениях:
• формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, прежде всего, в отношении локального монополизма покупателей аграрной продукции и продавцов ресурсов для сельского хозяйства;
• развитие рыночной инфраструктуры, способствующей укреплению конкурентных позиций сельскохозяйственных производителей в их отношениях с торговыми посредниками, переработчиками аграрной продукции и производителями ресурсов для сельского хозяйства;
• снятие административных барьеров на пути движения аграрной продукции;
• развитие систем информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий;
• регулирование тарифов на услуги транспорта и инфраструктуры хранения аграрной продукции;
•
осуществление товарных и закупочных
интервенций на аграрных рынках с
целью поддержания доходов
• развитие специализированных кредитных институтов;
• развитие специализированных систем страхования, ориентированных на сельское хозяйство, финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий, включающихся в процедуры страхования;
• субсидирование лизинга сельскохозяйственной техники;
• развитие семеноводства и племенного животноводства;
• развитие систем распространения передового опыта хозяйствования и применения новых технологий;
• подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства;
• стимулирование экспорта продукции АПК;
• сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства и рыболовства.
С 2006 года область перейдет на новую форму взаимодействия с муниципальными образованиями, которые в настоящее время разрабатывают программы развития своих территорий. Предполагается, что развитие личных хозяйств граждан, организация заготовки сельхозпродукции явятся ключевыми направлениями развития территорий. Исходя из системной проблемы, общей целью стратегии является обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. В соответствии с этим определены четыре основных направления для достижения указанной цели:
• форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;
• развитие зернового экспорта;
•
повышение
• устойчивое развитие сельских территорий.
В стратегии развития предлагается принять федеральные целевые программы «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства и рыболовства», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России», а также провести соответствующую корректировку действующей Федеральной программы «Социальное развитие села до 2010 года». Здесь же обозначена необходимость разработки и принятия отраслевых программ «Поддержка малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации», «Создание единой системы информационного обеспечения АПК и рыболовства» и др. Предполагается, что общая сумма затрат из всех источников составит свыше 3 трлн. руб.
По
оценке экспертов в настоящее
время организационно-
Ученые Россельхозакадемии прогнозируют на предстоящие 20 лет два варианта развития процессов в АПК — относительно оптимистический и пессимистический. Оптимистический вариант при благоприятных экономических условиях позволит к 2015 г. увеличить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2003 г. более чем в 2 раза. При этом будет достигнута полная самообеспеченность страны по зерну, растительному маслу, картофелю и овощам, традиционным культурам, молочной и птицеводческой продукции. По мясу (кроме мяса птицы) обеспеченность составит 70-80%, сахару — 80%. Экспортные ресурсы будут формироваться по зерну и молочной продукции. По пессимистическому варианту развитие будет идти на базе результатов функционирования АПК в предыдущие три года, при темпах роста валовой продукции сельского хозяйства - 1,3-1,6%. В этом случае прирост окажется в пределах 50-60% и самообеспечение страны по продукции животноводства не будет достигнуто.
У крестьянских (фермерских) хозяйств имеется возможность адаптироваться к новым условиям. Для успешного протекания этого процесса необходима более эффективная государственная поддержка фермерских хозяйств. Важно оптимизировать взаимоотношения КФХ с налоговыми органами, органами местного самоуправления и другими государственными структурами. Разработанная региональным Правительством Программа поддержки малого предпринимательства положительно воспринимается главами крестьянских хозяйств.
Необходима
научно-технологическая
Что касается результатов проведенного мониторинга по итогам первого полугодия 2005 года, то их можно охарактеризовать следующими положениями:
1.
В сравниваемом периоде
2.
В сравнении с первым
3.
Во время весенне-полевых
4.
Наметилась положительная
5.
Прогнозы на цену выпускаемой
продукции фермерскими
6. Значительная часть хозяйств имеет трудности в реализации своей продукции.
При всех вариантах роль АПК и сельского хозяйства будет возрастать. Это связано с требованием обеспечения здорового и достаточного питания, продовольственной безопасности страны, формирования экспортных ресурсов, обеспечения занятости населения и улучшения демографической ситуации.
Что касается Омской области, то достигнутое опережение, в сравнении со средними показателями по России, при условии активного регулирования процессов со стороны региональных властей, эффективной поддержки федерального центра, использования достижений науки, развития кадровой составляющей позволят реально ставить задачу увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции к 2010 году на 80-90%, и выхода из кризиса большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом, в основном, будет решена проблема преодоления безработицы и бедности сельского населения.
В настоящее время в регионе научно-техническими разработками для АПК занимаются 6 учреждений; сбором, обработкой, анализом информации и доведением ее до потребителей – 14; обучением кадров, помощью в применении полученных знаний – 3; целиком посвящают свою деятельность консультированию сельских товаропроизводителей 8 специализированных учреждений.
Вместе
с тем, сегодня мы вынуждены признать,
что преобладающая часть
Дело не в том, что государство не предлагает хозяйствам направлять на учебу специалистов, а, находясь в нужде, последние сами не проявляют интереса к учебе своих кадров. Есть еще и социально-политический аспект проблемы. Обнищавший, живущий на грани выживания крестьянин, хозяйствующий на земле, не только не является опорой, основным носителем традиций, но он представляет определенную опасность тем, что, заботясь о сиюминутных потребностях, о выживании сегодня, он не может заботиться ни об охране природных ресурсов для будущих поколений, ни о воспроизводстве плодородия, ни о вложениях в научные разработки или собственное образование, которые принесут выгоду через два-три года. Чтобы его вывести из этого состояния, необходимы реальные меры поддержки со стороны государства и продолжение рыночных реформ.
Создание эффективно работающих информационно-консультационных центров на областном и районном уровнях позволит сохранить квалифицированных специалистов, оказывать реальное влияние государства на научно-техническое развитие АПК. Главная цель таких центров – создание условий для высокоэффективного ведения производства. Они должны не просто оказывать информационные и консультационные услуги предпринимателям, но и помогать внедрять современные научно-технические достижения.
Информация о работе Агропромышленный комплекс Омской области