Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Основной целью курсовой работы изучение агропромышленного комплекса Омской области.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
•изучить понятие и структуру агропромышленного комплекса (АПК);
•рассмотреть современное состояние АПК России;
•обозначить основные направления развития АПК;
•изучить инфраструктуру АПК Омской области;
•изучить сельскохозяйственное производство Омской области как основной сферы АПК;
•определить роль государства в развитии АПК Омской области;
•рассмотреть стратегию развития АПК в России и Омской области.
……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса России……………………………………………………………
5
1.1. Понятие агропромышленного комплекса и его структура……... 5
1.2. Современное состояние агропромышленного комплекса России…………………………………………………………………...
7
1.3. Основные направления развития агропромышленного комплекса………………………………………………………………..
10
Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области………………... 14
2.1. Инфраструктура агропромышленного комплекса Омской области…………………………………………………………………..
14
2.2. Сельское хозяйство как основная сфера агропромышленного комплекса Омской области…………...………………………………..
18
2.3. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса Омской области…………………………….…………………………..
27
Глава 3. Стратегия развития агропромышленного комплекса Омской области………………………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы………………………………………. 43
Приложение
Позитивным фактором в 2004 г. стал рост рентабельности сельскохозяйственных организаций. По некоторым данным она составила более 15% (3% в 2003 г.). К тому же в 2004 г. произошло заметное сокращение просроченной кредиторской задолженности, однако то обстоятельство, что ее объем более чем в 2 раза превышает годовую полученную прибыль, не позволяет делать утешительные выводы. [14, с.37]
Основные
направления государственной
Ожидать
улучшения ситуации в агропромышленном
комплексе в среднесрочной перспективе,
скорее всего, не следует, особенно в условиях
вступления России в ВТО. Сельскохозяйственная
проблематика является одной из наиболее
принципиальных сфер, где стороны довольно
жестко отстаивают свои позиции.
1.3.
Основные направления
развития агропромышленного
комплекса
Объективная
необходимость аграрного
Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.
Следует
учитывать, что поддержка
В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.
В государственном регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.
Для производителей продукции следует определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.
Для
повышения
Одна
из серьезных проблем
Одним
из вариантов улучшения
Наряду с мероприятиями по усилению госрегулирования сельского хозяйства необходима активизация роли государства в регулировании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Сокращение инвестиций и тяжелое финансовое положение большинства предприятий привели к тому, что ежегодное обновление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Следовательно, требуется приток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - нового строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана еще и тем, что населению в переработанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увеличить производство продуктов питания в стране на 25-30%.
Таким
образом, суммируя вышесказанное, можно
выделить следующие основные направления
реформы агропромышленного
Глава
2. Агропромышленный
комплекс Омской области
2.1.
Инфраструктура
Инфраструктура
АПК – это комплекс институтов,
обеспечивающих нормальное, непрерывное
функционирование рынка, выполняющих
функции посредников или
Успешное функционирование институтов инфраструктуры АПК во многом определяется государственной поддержкой, а ряд сложных и дорогостоящих ее элементов можно создать только при непосредственном участии государства. Основная задача государства как общественного института при формировании инфраструктуры рыночного хозяйства сводится к созданию юридического фундамента, на основании и по правилам которого формируются отношения между всеми субъектами рынка.
В Омском государственном аграрном университете выполнено исследование, суть которого заключалась в том, что группа экспертов по специальной методике оценила степень развитости каждого из более чем 50 видов учреждений инфраструктуры АПК. В этот "набор" учреждений и организаций вошли структуры, которые либо уже адаптированы в российской экономике, либо успешно функционируют в составе АПК развитых стран. Затем они были объединены в 6 групп:
1)
производственное и научно-
2) посреднические, торговые и сбытовые организации;
3)
финансово-кредитные
4) переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита населения;
5) информационное обслуживание рыночного хозяйства АПК;
6)местное
самоуправление и правовое
Оценка уровня развитости основных звеньев инфраструктуры выполнялась по трем критериям:
Полученные данные экспертных оценок сведены в таблицу (см. приложение 1).
Данные экспертной оценки и другие исследования позволяют сделать выводы о состоянии инфраструктуры и мерах, которые необходимо осуществить в ходе реформ. Полученные данные характеризуют состояние инфраструктуры АПК во всех регионах Сибирского федерального округа. Прежде всего, заметно отставание в разработке нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры АПК.
Сложилось мнение, что основным препятствием в развитии рыночной инфраструктуры АПК является недостаток средств. Однако, такое мнение справедливо лишь частично. Обще признано, что многие функции государственной поддержки заключаются в его регулирующей роли, законодательно-правовом вмешательстве в деятельность хозяйствующих субъектов.
Что касается перспективы развития, то она определяется потребностями региона. Приоритетным направлением развития агропродовольственного комплекса Омской области является создание профильных и многопрофильных региональных вертикально-интегрированных компаний, действующих в сфере сельхозпроизводства, переработки, материально-технического обслуживания, сбыта и т.д., становление и развитие в новых экономических условиях различных форм кооперации.
Разработки ученых аграрного университета показывают, что серьезного улучшения дел в АПК можно достигнуть путем развития рынка производственных услуг. Эффективными являются такие направления, как увеличение объема услуг сельскому хозяйству сторонними организациями до 35-40 % в стоимости производимой продукции, развитие сети МТС, сервисных фирм, специализирующиеся на уборочных работах, защите растений от болезней и вредителей. Необходимо увеличить долю ремонтно-технических работ, выполняемых силами специализированных инженерных служб.
В
сфере агрохимического
Ожидается эффект в форме расширения технического сервиса и кадровой составляющей за счет услуг сети дилерских предприятий: специализированных, и комплексной направленности (ОАО "Ростсельмаш", ОАО "Красноярский завод комбайнов" и др.), которые создают фирменные технические центры для сервиса выпускаемых ими машин. Их доля в ремонте и обслуживании техники достигнет 2-3%.
Информация о работе Агропромышленный комплекс Омской области