Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:01, реферат
Для большинства ученых и политиков в последние годы характерна непоследовательность в анализе аграрных проблем России. С одной стороны, фиксируется развал сельского хозяйства, начавшийся с внесения в Конституцию РСФСР в 1990 г. права частной собственности на землю. С другой, - предлагается ускорить земельную реформу на селе, но ввести ее в некие цивилизованные рамки. С одной стороны, признается недопустимость купли-продажи земли, поскольку это ведет к сосредоточению ее у финансовых олигархов. С другой, - принимаются обращения с просьбами к президенту и правительству сформировать инфраструктуру земельного рынка под контролем государства...
В-пятых, ужесточить ограничения на аренду земли иностранцами в пограничных и политически неспокойных регионах России.
В-шестых, ввести в бюджеты всех уровней защищенную статью расходов на выкуп у крестьян земельных долей. Это будет справедливой, но минимальной компенсацией крестьянам за материальный и моральный ущерб, нанесенный им с 1991 г. правителями России.
В-седьмых, отменить ст.17 закона "Об обороте земель сельхозназначения", требующую от каждого владельца земельной доли выделения ее границ на местности. Эта дорогостоящая процедура не только ухудшает материальное положение селян: 85% сельхозпредприятий имеют задолженность в размере 343 млрд. руб., из них 170 млрд. просроченная. Годовая же выручка сельского хозяйства примерно 302 млрд. Следовательно, крестьяне и так получают нищенскую зарплату, либо не получают ее совсем из-за нерентабельности производства. Вдобавок, в крупных хозяйствах акции "ушлые люди быстро скупили и стали там командовать. А сельчанин сидит без зарплаты".
Кроме того,
выделение долей в натуре призвано
окончательно разрушить социально-
Ситуация
обостряется неоднозначным
Отношение работников сельхозпредприятий к наделению земельными паями лиц, которые не обрабатывают землю (% к числу опрошенных) | |||
Наделение земельными паями: | Справедливо | Несправедливо | Трудно сказать |
пенсионеров | 41,1 | 23,9 | 35,0 |
работников социальной сферы | 19,0 | 39,8 | 41,2 |
бывших работников предприятия | 16,9 | 45,6 | 37,5 |
лиц, получивших пай по наследству | 34,8 | 27,2 | 38,0 |
В условиях выделения земельных участков в натуре доля затруднившихся с оценкой наделения земельными паями незанятых в общественном производстве, вероятнее всего, перейдет на сторону осуждающих принятую методику раздела земли. В этом случае протестный потенциал в два раза превысит долю одобряющих её. Судя по процентному распределению, доля одобряющих состоит из тех самых социальных групп, которые, выиграв от такой формы раздела земли, ухудшили позиции сельхозработников, поскольку их многочисленность не менее чем в два раза сократила количество гектаров земли, приходящихся на земельную долю, с одной стороны, и усложнила выделение ее в натуре, с другой.
Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что доля сельского населения, отрицательно относящегося к частной собственности на природные ресурсы, в принципе больше доли поддерживающих ее в 10-20 раз. Так, по данным нашего исследования в Нижегородской области в 1999г. доля селян, согласных с тем, что должны находиться в государственной собственности земля - 89,7%, леса - 96,5%, недра -95,9%.
Впрочем, как ни кощунственно это звучит, перспектива дополнения гражданской войны ведущейся сейчас против народа экономическими, информационными, психологическими средствами, локальными острыми конфликтами хорошо вписывается в правительственную концепцию аграрной революции, поскольку высвобождает земли для рыночного оборота: погорельцы уедут в города, а в кровавых разборках погибнут самые активные селяне, составляющие протестный электорат на селе.
В-восьмых, ввести мораторий на ставки земельного налога, который, удорожая продукцию сельского хозяйства, снижает ее конкурентоспособность с дешевым импортным продовольствием и понижает покупательную способность населения России, треть которого живет на грани нищеты. Кроме того, сегодня из села в виде налогов "выкачивается" 110 млрд. руб., а из федерального и местных бюджетов ему дают 50-60 млрд.
В-девятых, увеличить сроки льготных кредитов до полутора лет в связи с длительностью сельскохозяйственного цикла.
В-десятых, откорректировать принятую правительством концепцию финансового оздоровления сельхозпредприятий. В настоящее время право на отсрочку долгов хозяйству предоставляется, если оно в течение трех месяцев вносит все текущие платежи в бюджеты всех уровней и выполняет другие свои денежные обязательства. Это условие могут выполнить чуть более 8 тыс. хозяйств с суммой долга около 56 млрд. руб. Всего же только в 74 регионах задолженность, подлежащую реструктуризации, имеют 23,7 тыс. с.-х. организаций. Сумма их долга составляет 154,9 млрд. руб. Министерство сельского хозяйства и продовольствия предлагает сократить сроки выплат текущих платежей до одного месяца, но поддержки в правительстве не имеет.
Но все изложенное - это программа минимум. Геополитическая ситуация такова, что сохранить суверенитет и территорию Россия сможет только в том случае, если будет отменена ст. 9 Конституции России. Провозглашенное право частной собственности на природные ресурсы, т.е. землю, недра, воды, лес, воздух, обусловило ее социал-дарвинистский характер: снижение обязательного уровня бесплатного образования с 10 лет до 8, "право" на недоступное жилище, на платную, но некачественную медицину, на безработицу, на зарплату в несколько раз ниже прожиточного минимума. Отдав природную ренту частным лицам в преддверии приватизации недр, лесов, вод, правительство протолкнуло Трудовой кодекс, лишивший наемных работников участия в управлении, а, следовательно, рычагов влияния на работодателя. Борьба за природную ренту - вот причина войны в Чечне и противостояния регионов. Сочетание ст.9 со ст. 62 Конституции, уравнивающей права иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством с правами граждан России представляет угрозу ее национальной безопасности и территориальной целостности.
К сожалению,
большинство граждан России не осознает
взаимосвязи и
Таким образом, вопрос о земле - это не деревенская проблема. За ХХ век доля сельского населения в России сократилась с 85% до 27%. Его численность, средний возраст, приближающийся к 60 годам, отсутствие личного подсобного хозяйства, дающего возможности для полного самообеспечения продовольствием, промышленными товарами и услугами, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга и т.п. лишают эту социальную группу субъектности в историческом процессе, превращают крестьянство в объект политического воздействия. За последнее десятилетие эта социальная группа утратила свою, вторую по значимости, позицию в политическом процессе, которая была ей присуща в годы советской власти. И нет объективных предпосылок для какого-либо подъема ее социального статуса в будущем. Это является дополнительным фактором переноса центра тяжести борьбы за изменение аграрной политики государства в города, с крестьянства - на ориентированную "почвеннически" (термин конца ХIХ века) интеллигенцию.
Информация о работе Аграрная революция 90х гг. 20 века в России