Административные методы регуирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

При подготовке данной работы мной были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты и выявить природу административных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Изучить основные формы нетарифного ограничения;
В ходе выполнения практической части работы - получить представление о принятых в мировой практике метода ценообразования, ценообразующих факторах, видах цен и ценовой информации;
Выполнить решение четырех практических задач по установлению внешнеторговой цены на экспортируемый товар с помощью следующих методов ценообразования: «текущие издержки + прибыль», метода целевой прибыли, метода установления цены с учетом эластичности спроса, метода параметрического ценообразования.

Работа содержит 1 файл

Административные методы регулирования внешней торговли + практика 4 вариант.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

Введение 

    Существует  две экономических концепции  в подходе к мировым связям и соответственно два направления  в государственной внешнеэкономической  политике - протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной  защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что  в идеале не государство, а рынок  должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

    Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

    Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит  значительная роль в обеспечении  эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических  отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической  политики.

    Все множество инструментов, которое  есть в распоряжении государства  для регулирования внешнеэкономической  деятельности, можно условно разделить  на три большие группы:

    -- таможенные тарифы;

    -- нетарифные ограничения;

    -- формы стимулирования экспорта.

    Уже из названия видно, что все они  имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил.

    Нетарифные  методы включают широкий круг инструментов современной экономической и  торговой политики государств, некоторые  из них непосредственно не связаны  с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю.

    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме "Нетарифные методы регулирования  ВЭД" в современной науке, с  другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

    При подготовке данной работы мной были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты и выявить природу административных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  2. Изучить основные формы нетарифного ограничения;
  3. В ходе выполнения практической части работы - получить представление о принятых в мировой практике метода ценообразования, ценообразующих факторах, видах цен и ценовой информации;
  4. Выполнить решение четырех практических задач по установлению внешнеторговой цены на экспортируемый товар с помощью следующих методов ценообразования: «текущие издержки + прибыль», метода целевой прибыли, метода установления цены с учетом эластичности спроса, метода параметрического ценообразования.
 
 
 
 
 

1. Административные (нетарифные) методы регулирования 

    В настоящее время каждое государство  в той или иной степени регулирует внешнюю торговлю, преследуя при  этом свои цели. Существует определенный набор инструментов торговли, с помощью которых государство осуществляет внешнеторговую политику. Знание их и соответствующее применение может в значительной степени повысить благосостояние как отдельного государства, так и мира в целом.

    Следует отметить, что в современных условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической  политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, которые стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование «нетарифные ограничения».

    Термин  «нетарифные ограничения» охватывает большую группу разнородных мер  финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает  препятствия  для  внешней  торговли  товарами  и услугами.

    В современной международной практике методы нетарифных ограничений отличаются явным разнообразием элементов. Классификационные схемы нетарифных ограничений, получивших международное  признание, насчитывают 650 позиций. Гораздо  большее число групп и схем нетарифных ограничений насчитывается  в рамках ЮНКТАД, МБРР и Международной  торговой палаты (МТП).

    Система нетарифных ограничений в современной  международной практике, согласно классификации  ВТО, реализуется путем мер финансового  воздействия и административных инструментов, которые представлены пятью группами.

    В первую входят финансовые способы ограничения  импорта, основанные на требованиях обеспечения платежа в виде разного рода прямых и косвенных налогов и сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем, за счет иностранных поставщиков.

    Вторая  группа, как и последующие, относится  к мерам административного регламентирования  импорта и экспорта с помощью  введения запретов на ввоз (с целью  защиты различных сфер внутреннего] рынка) и вывоз конкретной товарной номенклатуры (для предотвращения или  ликвидации дефицита на национальном рынке).

    Третья  — способы количественного ограничения  ВТД с помощью контингентирования, квотирования, лицензирования, «добровольных  самоограничений» экспорта, а также  требований об обязательном использовании  национальной сырьевой составляющей и  комплектующих изделий в производстве готовой продукции зарубежными? экспортерами-производителями.

    Четвертая группа основана на использовании технических  стандартов и требований к импортируемой  продукции, связанных с нормами  и обеспечением безопасности ее потребления  и эксплуатации.

    Наконец, пятая — объединяет дополнительные таможенные формальности, которые создают  препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. В их число входят процедуры таможенной оценки и тарифной классификации  товаров, требования форме товаросопроводительных документов и оформлению.

    По  сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и  методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных  видов) экономические, политические и  административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. 

1.1 Квотирование 

    Наиболее  распространенной формой нетарифных ограничений  является квотирование, государство  осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и в то же время  запрещает нелицензионную торговлю.

    Квотирование (контингентирование) представляет собой  ограничение в количественном или  стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней  торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически  одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

    Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

    - квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;

    - квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

    - использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям

    Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукции из развивающихся стран. В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой.

    По  направленности их действия квоты разделяются  на:

    Экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

    Объем экспорта в натуральном или Квота = стоимостном выражении заданный период * 100 % экспортная Объем внутреннего производства соответствующей продукции за этот период

    Импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

    Импортная квота - показатель, характеризующий  значимость импорта для экономики  страны, ее отдельных отраслей по тем  или иным видам продукции.

    Объем импорта в натуральном или  Квота = стоимостном выражении за данный период * 100 % импортная Объем внутреннего потребления в стране соответствующей продукции за этот период

    Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и  более 70%; Ирландии - 69 и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

    Также выделяются квоты:

    1. Общая, определяемая для государственных нужд;

    2. Естественная, связанная с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

    3. Исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.

    4. Тарифная квотапредставляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам.

    Политика  применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых  зависят от объёма импорта товаров:

    при импорте в пределах определённых количеств он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при  превышении определённого объёма импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет  стране проводить гибкое регулирование  притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности  сравнима с количественным ограничением.

    В рамках таможенно-тарифной политики также  широко используется "разрешающая  оговорка". Страна, включающая эту  оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную  уступку, сниженную пошлину, более  льготную квоту и ввести дополнительные ограничения ввоза, если импорт иностранных  товаров возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному  производству.

    У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение  импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.

Информация о работе Административные методы регуирования внешней торговли