Здоровье как социально-рыночный ресурс жизнеспособности экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На пороге XXI века в условиях формирования социально-рыночного хозяйства в России складывается новый тип экономических отношений, связанный с принципиально иным подходом к оздоровлению населения. Происходит переосмысление устоявшихся понятий в науке, изменение сложившихся суждений - здоровье приобретает не только статус социальной ценности, но и важнейшего экономического ресурса общества. Жизнеспособность экономики, народнохозяйственная динамика во многом определяются сегодня ресурсным потенциалом здоровья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Влияние здоровья населения на экономику 6
1.1 Влияние состояния здоровья на рынок труда 6
1.2 Более широкий аспект экономического ущерба от взрослой смертности: последствия для других членов семьи 14
1.3. Влияние хронических заболеваний на доходы семьи 15
2. Макроэкономические выгоды ожидаемые от улучшения здоровья населения 17
2.1 Выгода, обусловленная снижением уровня смертности от неинфекционных заболеваний и травм 17
2.2 Динамические эффекты: влияние здоровья взрослого населения на экономический рост 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Здоровье как социально-рыночный ресурс жизнеспособности экономики.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

Аннотация

Курсовая  работа изложена на 25 страницах текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 16 наименований.

 

ЭКОНОМИКА, ЗДОРОВЬЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС, НАСЕЛЕНИЕ

 

Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния здоровья населения на экономику государства.

Объектом изучения стала Россия и страны ЕС.

Предметом здоровье населения как социально-рыночный ресурс экономики.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, задачи исследования. В первой главе рассмотрены вопросы влияния здоровья населения на экономику. Во второй рассмотрены ожидаемые улучшения в Российской экономике возможные с ростом здоровья населения. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1  Влияние здоровья населения на экономику 6

1.1 Влияние состояния здоровья на рынок труда 6

1.2 Более широкий аспект экономического ущерба от взрослой смертности: последствия для других членов семьи 14

1.3. Влияние хронических заболеваний на доходы семьи 15

2. Макроэкономические выгоды ожидаемые от улучшения здоровья населения 17

2.1 Выгода, обусловленная снижением уровня смертности от неинфекционных заболеваний и травм 17

2.2 Динамические эффекты: влияние здоровья взрослого населения на экономический рост 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Список использованной литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На пороге XXI века в условиях формирования социально-рыночного хозяйства в  России складывается новый тип экономических  отношений, связанный с принципиально  иным подходом к оздоровлению населения. Происходит переосмысление устоявшихся  понятий в науке, изменение сложившихся  суждений - здоровье приобретает не только статус социальной ценности, но и важнейшего экономического ресурса  общества. Жизнеспособность экономики, народнохозяйственная динамика во многом определяются сегодня ресурсным  потенциалом здоровья.

Фактор здоровья выступает  индикатором прогресса социально-экономического развития, в котором синтезируются  достигнутый уровень качества жизни  людей и экономического благополучия страны. В связи с этим в развитых странах «в последние 10-15 лет...возрастает доля комплекса «наук о жизни» - биологии, генетики, всех отраслей медицины»[72, с.43]. Соответственно и экономическая наука становится наукой об экономической жизни населения в комплексе этих наук, важным компонентом которой является объективная прямая и обратная зависимость между здоровой экономикой и здоровьем людей в системе её социально-рыночных ресурсов. Не случайно в этой связи экономическая теория обогатилась такими категориями, как качество жизнедеятельности и качество жизнеспособности экономики, качество жизнеёмкости поколений работников, качество жизнеобеспечения населения. Пристальное изучение прежних и современных экономических теорий, начиная с У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса до А.Маршалла, Дж.Кейнса, К.Эклунда, Л.Эрхарда, К.Р.Макконела, С.Л.Брю показывает, что социально-рыночный ресурс здоровья фактически присутствует в исследованиях, позволяя классифицировать их индивидуальные подходы к его характеристике для современных обобщений и прогнозов. Вместе с тем в советской политэкономии основной экономический закон социализма ориентировал страну на достижение полного благосостояния населения лишь в коммунистическом будущем текущими средствами повышения эффективности производства. Иначе говоря, возникало противоречие между работой и жизнью. Достойное существование во всех возрастах жизнедеятельности поколений откладывалось на завтра, до которого практически не удалось дожить никому, кроме «сильных мира сего». В этих условиях объективно генерировалось противоречие между целью (потреблением) и средствами (производством) её достижения с уравнительно-мизерными стимулами к труду, не способствующими перманентному оздоровлению работников и их семей. Воспроизводственный потенциал здравоохранения учитывался лишь при группировке отраслей на материальную и непроизводственную сферы (несмотря на научные дискуссии, рассматривался отечественной статистикой в составе второй из них). Снижение показателей жизнеёмкости населения в 90-е гг. добавило остроты нерешённым проблемам советского времени. Всем этим определяется выбор темы диссертационного исследования и его научная актуальность. По нашему мнению, в курсе экономической теории, изучаемом в образовательных учреждениях разного уровня и разнонаправленной специализации (автор работает в медицинской академии), ощущается острый недостаток изучения здоровья как социально-экономического ресурса.

1  Влияние здоровья населения на экономику

1.1 Влияние состояния здоровья на рынок труда

На интуитивном уровне очевидно, что здоровье человека влияет на предложение труда, т.е. на количество отработанных часов и решение об участии в рабочей силе, а также на производительность труда, т.е. величину продукта, произведенного за единицу рабочего времени (обычно выражается величиной почасовой или дневной оплаты труда). Однако то, что на первый взгляд кажется очевидным, не всегда подтверждается научными выкладками и исследованиями. Экономическая теория предсказывает сугубо отрицательное влияние плохого здоровья населения на производительность труда, но двойственное – на предложение труда.

Экономические издержки от пропуска работы по болезни

В Российской Федерации по болезни  теряется в среднем 10 рабочих дней в год на одного работающего, тогда  как в странах, вступивших в ЕС до 1 мая 2004 г., этот показатель составляет менее 8 дней. Пропуск работы по болезни – часто используемый, хотя и не идеальный пример влияния плохого здоровья на предложение труда. Так, опрос, проведенный в 2000 г. в 15 странах, вступивших в EC до 1 мая 2004 г., показал, что за предшествующие 12 мес. в среднем 17% работающих пропустили по болезни хотя бы один день [11]. В результате на одного работающего приходится в среднем 7,9 потерянного рабочего дня. Пропуск работы по болезни влечет за собой прямые издержки на оплату больничных листов (там, где это предусмотрено) и косвенные издержки, обусловленные снижением производительности во время отсутствия работника. В Соединенном Королевстве в 1994 г. потери производительности из-за отсутствия на работе по болезни оценивались в сумму более 11 млрд. фунтов стерлингов (15,8 млрд. евро). В Португалии в 1993 г. на двух тысячах крупнейших предприятий из-за болезней и несчастных случаев было потеряно 5,5% рабочих дней. В Бельгии в 1995 г. на оплату больничных листов и пособий, связанных с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, ушло 2,8 млрд. евро. Выплаты по болезни составили в 1993 г. около 30,6 млрд. евро в Германии и 15,8 млрд. евро в Нидерландах (3,9 млрд. евро на оплату больничных листов и 11,9 млрд. евро на пособия по нетрудоспособности). Данные по издержкам невыхода на работу см. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions2. На рис. 4.1 показано среднее число пропущенных по болезни рабочих дней в Российской Федерации за 2000 г. (вычислено на основании данных РМЭЗ) в сравнении с новейшими данными для стран, вступивших в ЕС до мая 2004 г. Недостаток этого показателя в том, что он отражает не только состояние здоровья, но и стимулы, обусловленные конкретной политикой трудоустройства; тем не менее, он может служить хорошей иллюстрацией.

Суммарные издержки, обусловленные  пропуском рабочих дней по болезни  в Российской Федерации, составляют 0,55–1,37% от ВВП, в зависимости от метода оценки (табл. 1.1). Показатели пропуска работы по болезни можно выразить в денежном эквиваленте, используя либо данные по средней заработной плате (первый столбец – более низкие значения), либо величину ВВП на душу населения (второй столбец – более высокие значения) [2]. Это внушительные величины, принимая во внимание, что в данном случае не учитываются многие другие аспекты влияния плохого здоровья на рынок труда, в частности, последствия снижения производительности труда и влияние на уровень смертности. Pauly et al.3 разработали теоретическую модель, с помощью которой изучили величину и распределение издержек, связанных с пропуском работы, в зависимости от ряда условий (размер компании, производственная функция, тип выпускаемой продукции и конкуренция на рынке труда). Они пришли к выводу, что там, где нет равноценной замены отсутствующим работникам, используется бригадная форма труда или действует система штрафов для тех, кто не справляется с производственной нормой, издержки, обусловленные потерянным рабочим временем, могут значительно превышать заработную плату.

Число пропущенных рабочих  дней как таковое довольно грубо  отражает влияние плохого здоровья на рынок труда, как и приведенный  выше метод оценки, не учитывающий  многие иные пути, которыми плохое здоровье влияет на рынок труда. Кроме того, этим методом не удается выявить  причинно-следственные связи [7].

Таблица 1.1. Издержки, связанные с пропуском работы по болезни, в Российской Федерации

 

 

Общие потери заработной платы, млрд. долл. США

Общие потери заработной платы, % от ВВП

Общие потери производства (ВВП), млрд. долл. США

Общие потери производства, % от ВВП

2000

40,33

0,55

97,38

1,34

2001

52,01

0,68

105,17

1,37

2002

56,62

0,71

104,03

1,30

2003

60,96

0,71

112,87

1,31


 

Влияние состояния здоровья на предложение  и производительность труда

Влиянию плохого здоровья на рынок  труда в странах с высоким  уровнем доходов посвящено немало исследований4. Согласно им, плохое здоровье отрицательно влияет на производительность и предложение труда. Mitchell &Burkhauser (1990), используя данные Обследования по вопросам нетрудоспособности и занятости, проведенного в 1978 г., нашли, что артрит снижал заработную плату мужчин на 27,7%, а женщин на 42,0%. Кроме того, количество отработанных часов снижалось на 42,1 и 36,7% соответственно. Stern (1996), пользуясь данными Панельного исследования по динамике доходов (1981 г.), показал, что снижение трудоспособности из-за болезни уменьшало заработную плату мужчин и женщин на 11,7 и 23,8% соответственно при введении поправки на отбор по участию в рабочей силе. Кроме того, примерно на 13% возрастала вероятность исключения из числа работающих. Основываясь на тех же данных, Haveman et al.5 нашли, что плохое состояние здоровья (взятое в качестве запаздывающей переменной) снижало количество отработанных часов на 7,4%. По оценкам Berkovec & Stern6, основанным на данных Национального проспективного обследования пожилых мужчин (1966–1983 гг.), плохое состояние здоровья снижало заработную плату на 16,7%. Baldwin, Zeager & Flacco7, опираясь на данные Обследования доходов домашних хозяйств и их участия в государственных социальных программах (1984 г.), нашли, что при плохом состоянии здоровья заработки мужчин снижались на 6,1%, а женщин на 5,4%. Различия в полученных результатах ведут к теоретической неоднозначности; но можно отметить, что для стран с высоким доходом больше данных об отрицательном влиянии плохого здоровья на предложение труда, а не на производительность труда (т.е. размер заработной платы)[6].

В последние годы в Российской Федерации  у лиц с постоянной занятостью плохое состояние здоровья значимо  и существенно влияло на производительность труда, но в меньшей степени на предложение труда. Мужчин это затрагивает сильнее, чем женщин. Эти данные несколько отличаются от данных для ряда стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако это неудивительно: система социального обеспечения в Российской Федерации во многом отлична от таковых в странах ОЭСР, а это влияет и на связь между состоянием здоровья и рынком труда. В сущности, именно то, что состояние здоровья влияет не столько на количество отработанных часов, сколько на размер заработка, говорит о весьма значительном влиянии здоровья на экономику.

Влияние хронических заболеваний  на преждевременный уход на пенсию

Многочисленные исследования в  промышленно развитых странах свидетельствуют  о том, что плохое здоровье, и особенно наличие хронических заболеваний, влияет на решение выйти на пенсию: здоровые люди при прочих равных условиях, как правило, уходят на пенсию позже. В работе Sammartinoна [13] основании данных из различных американских исследований сделан вывод, что люди со слабым здоровьем обычно уходят на пенсию на 1–3 года раньше здоровых людей с такими же экономическими и демографическими характеристиками. Bound, Stinebrickner & Waidmann20, основываясь на данных Американского исследования состояния здоровья и ухода на пенсию, выяснили, что у человека с плохим здоровьем вероятность оставить работу до наступления пенсионного возраста в 10 раз выше, чем у человека со сходными характеристиками, но средним состоянием здоровья. По данным Coile [13], внезапное ухудшение здоровья ощутимо влияет на решения, связанные с предложением труда (это касается и мужчин, и женщин), прежде всего – если они сопровождаются серьезными изменениями функционального состояния. Так, сердечный приступ или инсульт, приводящие к резким ограничениям повседневной активности (например, самостоятельное одевание), по оценкам, на 1030 ч/ в год снижают у мужчин количество отработанных часов или на 42% увеличивают вероятность выхода из рабочей силы. У женщин эти показатели составляют соответственно 654 ч в год и 31%.

Что касается Европы, Jimenez-Martin, Labeaga & Martinez обнаружили, что здоровье, особенно у мужчин, служит весомым аргументом в процессе принятия одним из супругов решения уйти на пенсию, а для второго супруга – последовать его примеру [14]. Используя данные по всему ЕС о перемещениях рабочей силы на рынке труда в 1994–1995 гг., взятые из Европейского панельного обследования домохозяйств, авторы анализируют уход на пенсию отдельных лиц и супружеских пар в выборке мужчин старше 54 лет и женщин старше 49 лет. Убедительные данные о том, что состояние здоровья влияет на принятие решения об уходе на пенсию, получены и Siddiqui на основании данных Социоэкономического панельного исследования в Германии применительно к мужчинам Западной Германии, достигшим минимального возраста для ухода на пенсию (согласно проводимой в стране политике, он составляет 58 лет). Степень инвалидности, судя по всему, – решающий фактор раннего ухода на пенсию: среди мужчин-инвалидов вероятность ухода на пенсию, как только возраст это позволит, в четыре раза выше, чем среди тех, у кого инвалидности нет. Как отмечает Siddiqui (1997), из этих данных следует, что укрепление здоровья работников могло бы стать весьма действенным способом повысить реальный возраст ухода на пенсию [1].

Применение различных подходов, использованных в других странах, к  Российской Федерации позволяет  выявить статистически устойчивое и достаточно большое влияние  хронических заболеваний как  на возраст ухода на пенсию, так  и на вероятность ухода на пенсию в следующем году. Мы применяли два взаимодополняющих метода: регрессию по Коксу и панельную логит-регрессию [14]. С учетом поправок на другие факторы, от которых зависит решение уйти на пенсию (возраст, пол, доход), результаты, полученные обоими методами, подтверждают вывод, что хронические заболевания повышают вероятность ухода на пенсию. В первом случае (регрессия по Коксу) оценивалось, как влияют хронические заболевания на вероятность ухода на пенсию через определенное число лет после первого года трудоустройства. Недостатком этого подхода является то, что нельзя быть до конца уверенным в направлении причинно-следственной связи: указывает ли плохое здоровье на вероятность ухода на пенсию или же наоборот? Второй метод (панельная логит-регрессия) отчасти решает эту проблему, поскольку исследует влияние хронических заболеваний на вероятность ухода на пенсию в следующем году.

Данные регрессии по Коксу говорят, что гипотетический мужчина в  возрасте 55 лет с медианным доходом  и определенным набором других характеристик [14] уйдет на пенсию в возрасте 59 лет; наличие хронического заболевания снизит этот возраст на два года. Технические подробности и результаты регрессии могут быть трудны для понимания; их легче понять на интуитивном уровне, на примере гипотетического индивида. Сходные результаты получены и для женщин. Однако в строгом смысле можно говорить лишь о наличии связи между хроническим заболеванием и более ранним уходом на пенсию, поскольку определить момент начала заболевания из имеющихся данных нельзя. Не ясно даже, когда это произошло – до или после ухода на пенсию. Поэтому в данном случае мы не можем сказать, отражает ли выявленная статистическая связь влияние хронического заболевания на уход на пенсию или наоборот. Однако эту проблему можно решить с помощью панельной логит-регрессии.

При наличии хронических заболеваний вероятность ухода на пенсию в следующем году значительно выше, чем у того же человека при их отсутствии. За частью участников РМЭЗ наблюдали в течение нескольких лет проведения опроса[8]. Это дает возможность с помощью панельной логит-регрессии оценить влияние хронических заболеваний в определенном году на вероятность ухода на пенсию в следующем. В данном случае оценивается вероятность ухода на пенсию в следующем году, а не через определенное число лет после первого года трудоустройства. В остальном набор независимых переменных такой же, как и в регрессии по Коксу. Результаты очень близки к результатам регрессии по Коксу – отличия несущественны. Хронические заболевания оказались очень значимым прогностическим фактором последующего ухода на пенсию. С учетом различия методологий второй результат более убедительно подтверждает наличие причинно-следственной связи между хроническими заболеваниями и вероятностью ухода на пенсию. По сравнению с другими включенными в модель переменными величина этого эффекта значительна.

Информация о работе Здоровье как социально-рыночный ресурс жизнеспособности экономики