Зарубежный опыт приватизации

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке по трем причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации 5
1.2 Формы приватизации 10
2 Российский опыт приватизации 14
3 Зарубежный опыт приватизации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контр ЭТ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

     На  первом этапе приватизация была проведена  весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

     В настоящее время приватизация носит  постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

     Перспективы российской экономики во многом будут  зависеть от того, пойдет трансформация  отношений собственности только по пути приватизации большей части  хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

     К сожалению, в России вновь созданных  в пореформенный период предприятий  крайне мало. Причем подавляющее большинство  из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

       Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно  осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми  возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса  стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые   условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

       Российская  приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е.  решить задачи изменения экономического базиса общества.

         Более того, в результате приватизации  в России, по оценкам экспертов  Мирового банка, в настоящее  время существует самый высокий  в мире уровень концентрации  частной собственности. То есть  сложилась ситуация, тормозящая  процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время

         В России в течение всего  периода перестройки на рыночную  основу шел сложный и трудный  процесс: отход от полностью  огосударствленной экономики, создание  частного рыночного сектора и  выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось - во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.5 Приток капитала в частный сектор экономики РФ в 2007 г составит 70 млрд долл, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2006 г

       И, тем не менее, сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представителей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.

       Подводя итог, можно сказать, что приватизация, появление частного сектора сыграло огромную роль в становлении современной экономики России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Опыт зарубежных стран 

     В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала, прежде всего, глубокой перестройки отношений собственности.

       В рамках приватизации государственных  предприятий тесно переплетаются  политические, экономические и социальные  мотивы, и процесс приватизации  должен рассматриваться только  как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

     Наиболее  показательных результатов по разгосударствлению собственности добились развитые западные страны. Характерно, что приватизация там базировалась на централизованном регулировании и рыночных методах. Так, в Великобритании применялось прямое квотирование продажи акций как индивидуальным держателям, так и иностранным инвесторам. А при приватизации многих предприятий правительство резервировало за собой «золотую акцию», позволяющую контролировать структуру новой компании. Часто использовались и непосредственные ограничения: запрет одному лицу владеть более чем 15% голосующих акций; требование, чтобы главным исполнительным лицом в компании был британский гражданин; установление лимитов на добровольное расформирование или ликвидацию предприятий. Контролировалось участие в приватизации иностранных инвесторов (для Великобритании и Франции) через владение ими не более чем 20% акций.

     Неоднозначно  оцениваются мероприятия по разгосударствлению собственности в развивающихся  странах. Необходимо отметить, что народнохозяйственный комплекс в развивающихся странах строился как единое целое. А в этих условиях прекращение поддержки убыточных или неприбыльных производств, составляющих основу производственного процесса, вызывает разрушительные последствия. При выпадении одного звена из цепочки межотраслевого взаимодействия получается такой эффект, что начинает останавливаться все нарастающее количество производств, связанных в единый технологический узел.

     Для таких стран, как Индия, Бразилия, Турция, этот эффект наиболее характерен. В этом кроется одна из причин отсутствия серьезных, радикальных действий по приватизации. В этих странах применяется так называемая мягкая приватизация, главным методом которой выступает постепенное акционирование.

     Примерами стран «жесткой приватизации» выступают  Чили и Мексика. Ее успехи в этих странах базировались на сочетании государственного и частного начал, а также скоординированности макро- и микроуровней в этом процессе.

     Для стран низшего эшелона «третьего  мира» эффект приватизации оказался незначительным. Это объясняется тем, что местный предпринимательский капитал здесь находится еще в зачаточном состоянии. Поэтому единственным проводником экономического роста в таких странах, как Мали, Танзания, Нигерия, может быть только государство. Здесь наиболее активно проявляется возрождение государственного регулирующего начала, но уже на рыночной основе.

     В восточноевропейских государствах наибольшее распространение получили три варианта приватизации. Первый предусматривает продажу государственных  предприятий по их рыночной стоимости. В качестве основного он применяется в бывшей ГДР, Венгрии, частично в других странах.

     Второй  вариант заключается в распределении  среди всего взрослого населения  прав на бесплатное приобретение государственной  собственности в виде приватизационных купонов. Наибольшее распространение этот вариант получил в России, Чехии, частично использовался в Болгарии, Румынии, Польше.

     Третий  вариант, или модель югославского самоуправления, предполагает создание на базе приватизированного предприятия акционерного общества, членами которого на льготных условиях могут стать его работники, а на общих – все другие граждане и пенсионные фонды.

     «Восточноевропейский» подход отличает дифференцированное отношение  к приватизации различных объектов. «Малая приватизация» была проведена очень быстро. Небольшие предприятия сферы услуг, общественного питания, торговли распродавались за «живые» деньги. При этом учитывались интересы покупателей.

     Причинами медленного проведения «большой приватизации»  являются недостаток денег у населения, низкая доходность приватизируемых предприятий и минимальный приток иностранного капитала. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время нет единого  понятия «приватизация».

     Приватизацию  можно определить как реформу отношений собственности, направленную на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные.

     В каждой стране этот процесс проходит по-своему.

     Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

     Приватизация  выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

     Непосредственными целями приватизации являются:

    • формирование слоя мелких и средних собственников;
    • сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • перераспределение экономических основ власти.

     Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

     Успешное  проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово- промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Информация о работе Зарубежный опыт приватизации