Зарубежный опыт приватизации

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке по трем причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации 5
1.2 Формы приватизации 10
2 Российский опыт приватизации 14
3 Зарубежный опыт приватизации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контр ЭТ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение недвижимого имущества  из государственной или муниципальной  собственности, а также акций ОАО в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в установленном специальным законодательством порядке. 

     1.2 Формы приватизации. 

     Понятие «приватизация» не всегда употребляется  в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

     По  мнению специалистов Всемирного банка, в мировой практике чаще всего  используются следующие формы приватизации:

  • продажа предприятий непосредственно в частные руки;
  • выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
  • продажа акций работникам предприятий;
  • распространения акций предприятия среди населения;
  • сдача государственных предприятий в аренду;
  • заключение контракта на управление предприятием.

     Продажа государственных  предприятий  в  частные  руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных  торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как  только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

     Преодолеть  этот недостаток аукционных торгов можно  с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной  собственности частным лицам  в соответствии с требованиями и  условиями, выдвинутыми государством. Но проведение  конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

     Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных  и  страховых  фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования  менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

       Приватизация в  форме продажи   акций  работникам  предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

     Одна  из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций  населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При  продаже  акций  по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости  имущества.  При конкурсной цене достигается более точная  оценка  имущества  государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

     Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические  лица  приобретали  часть  государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать  производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством  и  нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.

     В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

     Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических  показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

     При проведении приватизации нужна большая  подготовительная работа по разукрупнению  монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма  ценообразования, с помощью  которого  можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

     Начинать  приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг.

     Чтобы государственная собственность  не досталась криминальным  кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

     Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Российский опыт приватизации 

     Российская  приватизация протекала в целом  в рамках рассмотренных выше общих  тенденций этого процесса. Вместе с тем она характеризуется  и значительной национальной спецификой. 

     В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992г. — первую половину 1994г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

     Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994г. ими стали 15 тыс.

     С середины 1994г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги, так называемый денежный этап. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

     Малая приватизация не достигла своей главной  экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах  является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

     При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

     Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.

     Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги  большой приватизации. С одной  стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к  настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

     Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, — способствовало быстрой криминализации российской экономики.

     На  основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн .граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд. долл.).

     Весьма  сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы  тем, что большинство предприятий  к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии — равноправию граждан.

     Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

     Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей  степени второго стало образование  крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой  дальнейших рыночных преобразований.

     По  существу, уже на первом этапе в  стране сложилась принципиально  новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним  плановым хозяйством и исключающая  или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Информация о работе Зарубежный опыт приватизации