Зарубежный опыт приватизации

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке по трем причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации 5
1.2 Формы приватизации 10
2 Российский опыт приватизации 14
3 Зарубежный опыт приватизации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контр ЭТ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ   3
  1 Теория приватизации    
  1.1 Сущность приватизации   5
  1.2 Формы приватизации   10
  2 Российский  опыт приватизации   14
  3 Зарубежный  опыт приватизации   21
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   24
    Список использованной литературы   26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке по трем причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

     В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

     Следует иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие «приватизация». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.

     Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

     Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.

     Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теория приватизации 

     1.1 Сущность приватизации 

     Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

     Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

     Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

     1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

     2. требуется время, чтобы рынок  стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

     3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу;

     Сторонники  быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

     Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

     Основные  цели приватизации в переходной экономике  должны быть следующими:

     1. Экономическая - повышение эффективности  функционирования хозяйства.

     2. Фискальная - увеличение доходов  государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.

     3. Социальная - обеспечение социального  мира.

     4. Перераспределение экономических  основ власти.

     Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата, надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

     Основным  принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

     На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

     Раскрывая понятие, значение и сущность приватизации, нельзя не остановиться на рассмотрении вопросов, касающихся субъектного, объектного состава и содержания приватизации, так как нарушение одного из вышеуказанных элементов правоотношения влечет признание сделки приватизации недействительной.

     В качестве продавца приватизируемого имущества  должен выступать публичный собственник. В соответствии с первым законом  о приватизации, в качестве продавцов  могли выступать комитеты по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом.   

       В роли покупателей приватизируемого  имущества могут выступать любые  физические и юридические лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ муниципальных образований превышает 25%.

     В качестве объектов приватизации могут  выступать:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительные объекты;
  • земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости;
  • акции ОАО.

     Приватизация  государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно  предусмотренными в законе способами. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" этими способами являются:

  • преобразование унитарного предприятия в ОАО;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  • продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;
  • продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Информация о работе Зарубежный опыт приватизации