Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда нашей страны, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 

 

Численность экономически активного населения имеет тен­денцию к сокращению. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. она уменьшилась на 2 525 тыс. чел. При этом число мужчин увеличи­лось на 94 тыс. чел., а число женщин уменьшилось на 2 619 тыс. чел. Аналогичные процессы происходят в занятом населении, численность которого за этот период сократилась на 4 971 тыс. чел., из них приходится на долю мужчин 1 363 тыс. чел., на до­лю женщин — 3 608 тыс. чел., что свидетельствует об активном сокращении численности занятого женского населения.

Противоположные явления наблюдаются в движении безра­ботного населения. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. общая чис­ленность безработных увеличилась на 8 446 тыс. чел., в том числе мужчин на 1 487 тыс. чел., а женщин на 989 тыс. чел. Из этого следует, что численность безработных мужчин возрастает более высокими темпами, чем безработных женщин[13,с.20].

Представляет интерес распределение занятых трудовых ре­сурсов по отраслям экономики (табл.3).

Таблица 3 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики, %

 

2002 г.

2005 г.

тыс. чел

%

тыс. чел.

%

Всего занято в экономике

72071

100

67100

100

промышленность

21324

29,6

17200

25,7

сельское и лесное хозяйство

10366

14,3

10500

15,7

строительство

7887

11,0

6500

9,7

транспорт и связь

5632

7,8

5300

7,9

торговля и общественное питание, материально-техническое    снабжение, сбыт, заготовки

5679

7,9

6500

9,7

жилищно-коммунальное хозяйство,

 

 

 

 

непроизводственные виды бытового

 

 

 

 

обслуживания населения

2988

4,1

3300

4,9

здравоохранение, физическая культу-

 

 

 

 

ра и спорт, социальное обеспечение

4227

5,9

4500

6,7

образование, культура и искусство

7521

10,4

7600

11,3

наука и научное обслуживание

2307

3,2

1700

2,5

кредитование, финансы, страхование

494

0,7

900

1,3

аппарат органов управления

1519

2,1

1700

2,5

другие отрасли

2157

-    3,0

1400

2,1

 

 

Структура занятости населения в разрезе отраслей эконо­мики за 2002-2005 годы позволяет сделать вывод, что в России происходит ряд сложных процессов:

Возрастает   доля   занятых   в   отраслях   нематериального
производства с 29,4 до 31,3%.

Снижается доля занятого населения в промышленности
(с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).

Увеличивается удельный вес занятого населения в тор­говле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредито­вании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1% до 2,5%)[22,с 10].

Изменение структуры занятости по отраслям народного хо­зяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике.

Воспроизводство трудового потенциала в условиях рыноч­ной экономики формирует определенные предложения рабочей силы, а использование труда начинается с предъявления спроса на нее хозяйственными субъектами.

Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для государства бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции и условия занятости.

Одним из наиболее общих факторов, влияющих на показа­тели труда, является то, что он формируется в условиях сис­темного кризиса, охватившего все стороны общественной жиз­ни. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безрабо­тицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стиму­лов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, при­обретению профессий, росту квалификационного уровня[10,с. 54]

Несмотря на определенные положительные результаты в об­ласти регулирования рынка труда в последние годы (принятие ря­да мер, законов, организации структуры управления, проведе­ние обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он ос­тается разбалансированным по основным параметрам. Разбалансированность усугубляется перекосами в отраслевой струк­туре экономики, в том числе существованием неперспективных с точки зрения сбыта продукции отраслей угольной, легкой промышленности, частично сельского хозяйства.

Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют место работы до 14 млн чел., т.е. каждый пятый работник.

В общем составе безработных доминируют работники ме­таллообрабатывающей, машиностроительной, легкой промыш­ленности. Постепенное расширение спроса на строительные услуги улучшают положение строителей. Их доля среди безработ­ных сокращается. Спрос на высококвалифицированных рабочих строительных профессий, прежде всего со стороны предприятий негосударственного сектора экономики, должен возрасти. Доста­точно устойчивый спрос предполагается на работников учрежде­ний рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяй­ства, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта здравоохранения, образования, прежде всего школьного. Безрабо­тица приобретает преимущественно структурную форму[13,с. 80]

Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили тре­бования к качеству рабочей силы. Повышается спрос работода­телей на квалифицированные кадры. Работники низкой квалифи­кации имеют меньше шансов найти новое рабочее место.

Таким образом, главной задачей Правительства Р.Ф. в области использования трудовых ресурсов являются обеспечение эффективности занятости населе­ния, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование рынка труда и занятости.

3.1 Государственная политика по регулированию рынка труда

 

 

              Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

              Го­сударство с помощью инструментов макроэкономического регу­лирования призвано создать всем гражданам благоприятные ус­ловия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать соци­ально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики до­ходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобра­зования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что со­действие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы[24,с. 59]

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

                                                                                               Ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе           приоритетных целей, определении основных направлений разви­тия занятости населения;

           Социальная, которая заключается в определении обществен­ных и личных потребностей граждан в различных видах обществен­но полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;

                                                                                               Упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений.

Система государственного регулирования представляет со­бой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости насе­ления.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

1.                  Законодательно-правовые.

2.                  Социально-экономические.

3.                  Административно-организационные.

Наиболее важным является законодатель­ное регулирование занятости населения. Оно включает регламен­тацию отношений между работодателями и работниками по пово­ду найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закреп­ления в законодательном порядке организационных форм обеспе­чения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления раз­личных уровней, предусматривает установление правового поло­жения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулиро­вание, прежде всего, основано на Конституции Российской Федерации, которая юридически закрепляет право граждан на труд, вы­бор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регули­рования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законо­дательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения[9,с. 27]

Центральное место в системе государственного регулиро­вания принадлежит экономическим методам, которые реализуют­ся через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюд­жетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отно­шений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективнос­ти занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую ста­бильность экономической среды, активизацию структурной пере­стройки производства и стимулирующую расширение малого пред­принимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Эконо­мическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, на­правленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Социальные механизмы государственного управления на­правлены на формирование системы защиты трудовых прав граж­дан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального парт­нерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы стра­хования от безработицы.

Следует отметить, что социально-экономические регулято­ры оказывают в основном косвенное воздействие на процессы в сфере занятости и способствуют преимущественно расширению спроса на рабочую силу.

 

 

3.2 Федеральная служба занятости России

 

 

В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные   принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. Можно выделить следующие приоритетные направления служб занятости:

1. Содействие трудоустройству

2.Дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест

3. Создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя

4. Организация общественных работ и временной занятости населения

5. Содействие самозанятости и предпринимательской деятельности

6. Профессиональная ориентация и консультирование

7. Обучение и переобучение безработных

 

      В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти[24,с. 58]

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Информация о работе Занятость и безработица