Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа
В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда нашей страны, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.
Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. она уменьшилась на 2 525 тыс. чел. При этом число мужчин увеличилось на 94 тыс. чел., а число женщин уменьшилось на 2 619 тыс. чел. Аналогичные процессы происходят в занятом населении, численность которого за этот период сократилась на 4 971 тыс. чел., из них приходится на долю мужчин 1 363 тыс. чел., на долю женщин — 3 608 тыс. чел., что свидетельствует об активном сокращении численности занятого женского населения.
Противоположные явления наблюдаются в движении безработного населения. В 2005 г. по сравнению с 2000 г. общая численность безработных увеличилась на 8 446 тыс. чел., в том числе мужчин на 1 487 тыс. чел., а женщин на 989 тыс. чел. Из этого следует, что численность безработных мужчин возрастает более высокими темпами, чем безработных женщин[13,с.20].
Представляет интерес распределение занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики (табл.3).
Таблица 3 - Распределение численности занятого населения по отраслям экономики, %
| 2002 г. | 2005 г. | ||
тыс. чел | % | тыс. чел. | % | |
Всего занято в экономике | 72071 | 100 | 67100 | 100 |
промышленность | 21324 | 29,6 | 17200 | 25,7 |
сельское и лесное хозяйство | 10366 | 14,3 | 10500 | 15,7 |
строительство | 7887 | 11,0 | 6500 | 9,7 |
транспорт и связь | 5632 | 7,8 | 5300 | 7,9 |
торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки | 5679 | 7,9 | 6500 | 9,7 |
жилищно-коммунальное хозяйство, |
|
|
|
|
непроизводственные виды бытового |
|
|
|
|
обслуживания населения | 2988 | 4,1 | 3300 | 4,9 |
здравоохранение, физическая культу- |
|
|
|
|
ра и спорт, социальное обеспечение | 4227 | 5,9 | 4500 | 6,7 |
образование, культура и искусство | 7521 | 10,4 | 7600 | 11,3 |
наука и научное обслуживание | 2307 | 3,2 | 1700 | 2,5 |
кредитование, финансы, страхование | 494 | 0,7 | 900 | 1,3 |
аппарат органов управления | 1519 | 2,1 | 1700 | 2,5 |
другие отрасли | 2157 | - 3,0 | 1400 | 2,1 |
Структура занятости населения в разрезе отраслей экономики за 2002-2005 годы позволяет сделать вывод, что в России происходит ряд сложных процессов:
Возрастает доля занятых в отраслях нематериального
производства с 29,4 до 31,3%.
Снижается доля занятого населения в промышленности
(с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).
Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1% до 2,5%)[22,с 10].
Изменение структуры занятости по отраслям народного хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике.
Воспроизводство трудового потенциала в условиях рыночной экономики формирует определенные предложения рабочей силы, а использование труда начинается с предъявления спроса на нее хозяйственными субъектами.
Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для государства бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции и условия занятости.
Одним из наиболее общих факторов, влияющих на показатели труда, является то, что он формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня[10,с. 54]
Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда мер, законов, организации структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. В нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Разбалансированность усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных с точки зрения сбыта продукции отраслей угольной, легкой промышленности, частично сельского хозяйства.
Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют место работы до 14 млн чел., т.е. каждый пятый работник.
В общем составе безработных доминируют работники металлообрабатывающей, машиностроительной, легкой промышленности. Постепенное расширение спроса на строительные услуги улучшают положение строителей. Их доля среди безработных сокращается. Спрос на высококвалифицированных рабочих строительных профессий, прежде всего со стороны предприятий негосударственного сектора экономики, должен возрасти. Достаточно устойчивый спрос предполагается на работников учреждений рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта здравоохранения, образования, прежде всего школьного. Безработица приобретает преимущественно структурную форму[13,с. 80]
Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили требования к качеству рабочей силы. Повышается спрос работодателей на квалифицированные кадры. Работники низкой квалификации имеют меньше шансов найти новое рабочее место.
Таким образом, главной задачей Правительства Р.Ф. в области использования трудовых ресурсов являются обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
3. Государственное регулирование рынка труда и занятости.
3.1 Государственная политика по регулированию рынка труда
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы[24,с. 59]
Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:
Социальная, которая заключается в определении общественных и личных потребностей граждан в различных видах общественно полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;
Система государственного регулирования представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости населения.
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
1. Законодательно-правовые.
2. Социально-экономические.
3. Административно-
Наиболее важным является законодательное регулирование занятости населения. Оно включает регламентацию отношений между работодателями и работниками по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закрепления в законодательном порядке организационных форм обеспечения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, предусматривает установление правового положения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулирование, прежде всего, основано на Конституции Российской Федерации, которая юридически закрепляет право граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регулирования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законодательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения[9,с. 27]
Центральное место в системе государственного регулирования принадлежит экономическим методам, которые реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки производства и стимулирующую расширение малого предпринимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.
Социальные механизмы государственного управления направлены на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы.
Следует отметить, что социально-экономические регуляторы оказывают в основном косвенное воздействие на процессы в сфере занятости и способствуют преимущественно расширению спроса на рабочую силу.
3.2 Федеральная служба занятости России
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. Можно выделить следующие приоритетные направления служб занятости:
1. Содействие трудоустройству
2.Дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест
3. Создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя
4. Организация общественных работ и временной занятости населения
5. Содействие самозанятости и предпринимательской деятельности
6. Профессиональная ориентация и консультирование
7. Обучение и переобучение безработных
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти[24,с. 58]
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.