Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа
В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась различная литература. Основными источниками являются “Экономика и рынок труда”, где приведена классификация основных видов занятости и безработицы, также периодическая печать “Труд и рынок “, “Национальная экономическая газета” о ситуации в Беларуси, и статистические данные из справочной литературы.
Введение
1 Рынок труда
1.1 Сущность и функции рынка труда
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы
2 Занятость и безработица как экономические явления
2.1 Сущность и виды занятости
2.2 Безработица, ее типы и формы
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг.
3.2 Мероприятия по регулированию спроса и предложения рабочей силы
3.3 Содействие найму рабочей силы
3.4 Социальная защита населения от безработицы
4 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 годы. Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки Программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест.
Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.
3.2. Мероприятия по регулированию предложения рабочей силы
Важнейшим
условием обеспечения занятости
населения, повышение
Для
повышения
Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
3.3. Содействие найму рабочей силы
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости (биржа труда, служба действия найму) – специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда: регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным (трудоустройства, переквалификация, выплата пособий) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработным. Во многих странах наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, работа которых весьма эффективна. Так, только в США действуют около 15 тыс. подобных фирм.
Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективность службы занятости в значительной мере зависит от заблаговременного получения сведений о свободных местах, масштабах высвобождения рабочей силы, половозрастных и других необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства. Служба занятости должна иметь полную, достоверную и оперативную информацию о наличии на предприятиях свободных рабочих мест, высвобождении рабочей силы, выпускниках учебных заведений. Так, в Швеции накопление информации в службе занятости о свободных рабочих местах осуществляется на основе закона о банке данных рабочих мест.
В соответствии с Законом “О занятости населения Республики Беларусь” предприятия и предприниматели обязаны “ежемесячно представлять Государственной службе занятости сведения о наличии свободных рабочих мест с указанием условий труда и его оплаты”. Вместе с тем работодатели не несут по существу никакой ответственности за сокрытие и несвоевременное представление сведений о вакансиях. Установление персональной ответственности руководителей позволит повысить шансы безработных на трудоустройство, проводить переподготовку в соответствии с потребностями экономики, своевременно обеспечивать предприятия рабочей силой нужной квалификации. В получении объективной информации о масштабах безработицы важная роль принадлежит социологическим исследованиям.
Уровень
безработицы в стране, полученный
методом опроса, свидетельствует, что
он, по меньшей мере, в три раза
выше официального (если регистрируемый
уровень безработицы по состоянию на 1
января 1998 года составлял 2,3% экономически
активного населения, то по данным выборочного
обследования домашних хозяйств, проведенного
Министерством статистики и анализа, -
7,6%). Поэтому при анализе и прогнозировании
рынка труда необходимо шире использовать,
помимо официального, уровень безработицы,
рассчитанный по методике МОТ.
3.4. Социальная защита населения от безработицы
Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.
Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.
Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего обще принятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).
Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.
Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.
Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.
Учитывая
опыт развитых стран, следует отметить,
что для преодоления негативных
последствий безработицы
4. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
В
настоящее время в свете
Макроэкономика. Очевидно, что финансовая стабилизация, не подкрепленная стабилизацией производства, обречена на провал, так как вызовет катастрофический рост безработицы. Поэтому центральным элементом политики занятости должна стать экономическая политика, направленная на оживление деловой активности, проводимая одновременно с подавлением инфляции, сменой физически и морально устаревшего производственного аппарата и устранение причин, породивших его низкую эффективность (общественная собственность).
Указанные процессы по трансформации экономики Беларуси должны проходить на фоне монетаристской политики, потому что в противном случае инфляция сведет на нет усилия реформаторов. Этот вывод следует из указанной выше специфики нашей экономической системы.
Следует учесть, что переход к рыночной экономике Беларуси будет осуществляться при гораздо более глубоком падении производства и более отсталом производственном аппарате, чем в странах, раньше начавших этот процесс.