Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа
В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась различная литература. Основными источниками являются “Экономика и рынок труда”, где приведена классификация основных видов занятости и безработицы, также периодическая печать “Труд и рынок “, “Национальная экономическая газета” о ситуации в Беларуси, и статистические данные из справочной литературы.
Введение
1 Рынок труда
1.1 Сущность и функции рынка труда
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы
2 Занятость и безработица как экономические явления
2.1 Сущность и виды занятости
2.2 Безработица, ее типы и формы
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг.
3.2 Мероприятия по регулированию спроса и предложения рабочей силы
3.3 Содействие найму рабочей силы
3.4 Социальная защита населения от безработицы
4 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Литература
В
такой обстановке появляется теория,
объясняющая безработицу
Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Согласно
определению международных
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не моет искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице.
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг.
Численность экономически активного населения на конец июня 1999 года, по оценке, составила 4,6 миллиона человек, или 45,4% от общей численности населения республики. В их числе 4,5 миллиона человек (97,9%) заняты в экономике. Официально зарегистрировано в государственной службе занятости в качестве безработных 96,9 тысячи человек, или 2,1% экономически активного населения. В январе-мае 1999г. 132,5 тыс. работников предприятий и организаций, без малых предприятий негосударственной формы собственности (3,4% среднемесячной численности работников) работали в режиме неполной рабочей недели (дня), из них в мае – 61,8 тыс. человек (1,6%). Вынужденные административные отпуска в январе-мае 1999г. имели 129,3 тыс. работников (3,3%), из них в мае – 48,7 тыс. человек (1,3%). Численность работников, работавших в режиме неполного рабочего времени, и численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, осталась на уровне января-мая 1998г.
Более 53 тыс. человек, или 41,3% работников, имевших вынужденные отпуска в январе – мае 1999г. не получали за период отпуска никой денежной компенсации.
В январе-мае 1999г. на предприятия и в организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности, принято на работу 323,7 тыс. человек (8% среднемесячной численности), из них 16,2 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Уволено по различным причинам 338 тыс. человек, или 8,3% среднемесячной численности работников, из них 253,9 тыс. человек (75,1%) уволилось по собственному желанию и 7 тыс. человек – в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, организаций (2,1%).
В январе-мае 1999г. выбытие работников на 95,8% компенсировалось приемом новых кадров, в соответствующем периоде прошлого года прием на работу превышал выбытие на 0,6%.
Большинство работников, принятых на предприятия и в организации, нашли работу самостоятельно. При содействии государственной службы занятости на предприятия и в организации различных отраслей экономики в январе-мае 1999г. трудоустроено 81,3 тыс. человек, или 25,1% к числу принятых на работу на предприятия, в учреждения и организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности.
На конец июня 1999г. в государственной службе занятости было зарегистрировано 96,9 тыс. безработных, в июне 1999 года получили статус безработного 16,7 тысячи человек. Численность безработных по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 7,7%, по сравнению с маем 1999 года – на 2,8% (на 2,8 тысячи человек). Уровень безработицы в июне 1999 года составил 2,1% от численности экономически активного населения, в июне 1998 года он составлял 2,3%.
и потребности предприятий в работниках
(тысяч человек)
Численность трудоустроенных безработных в июне 1999 года была близка к численности трудоустроенных в апреле, мае и составила 15 тысяч человек. В январе-июне 1999 года трудоустроено 81,3 тысячи безработных, или 38,9% общей их численности.
По данным предприятий и организаций число вакантных рабочих мест увеличилось с 32,3 тысячи в январе до 53,1 тысячи в июне (на 64%). По равнению с июнем 1998 года их число увеличилось на 3,1%. В июне 1999 года на одну заявленную вакансию претендовало 1,8 безработных, зарегистрированных в службе занятости, против 3,3 в январе и 2 человек в мае 1999 года. В профессиональной структуре вакансий преобладают вакансии рабочих (83,1%).
В январе-июне 1999 года профессиональное обучение по направлению служб занятости прошло 15,4 тысячи безработных, из них трудоустроено более половины. На общественные работы за этот период было направлено 34,3 тысячи безработных.
Данные
о численности
безработных по областям приведены
в таблице:
|
Пособие по безработице в июне было начислено 39,6 тысячи безработным и на их выплату израсходовано 52,5 миллиарда рублей. Средний размер пособия на одного безработного в июне составил 1326,9 тысячи рублей, или 7% от средней заработной платы по республике.
3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо: