Занятость и безработица: проблемы и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась различная литература. Основными источниками являются “Экономика и рынок труда”, где приведена классификация основных видов занятости и безработицы, также периодическая печать “Труд и рынок “, “Национальная экономическая газета” о ситуации в Беларуси, и статистические данные из справочной литературы.

Содержание

Введение
1 Рынок труда
1.1 Сущность и функции рынка труда
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы
2 Занятость и безработица как экономические явления
2.1 Сущность и виды занятости
2.2 Безработица, ее типы и формы
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг.
3.2 Мероприятия по регулированию спроса и предложения рабочей силы
3.3 Содействие найму рабочей силы
3.4 Социальная защита населения от безработицы
4 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Лукашявичюс Артур Видмантасович.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком  совокупного спроса на товары и услуги. Ее  автор Джон Мейранд Кейнс  показал,  что помимо “добровольной” и  “фрикционной”  безработицы  существует “недобровольная” или “вынужденная”. 

    Незанятость определенной части населения  является результатом  действия объективных  процессов:

  • неравномерного развития производственных сил;
  • противоречивого характера  НТП;
  • высоких темпов модернизации производства.

    Кейнс утверждал,  что 3-4% населения остаются без работы  в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки,  обновления технологии.

    По  закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г.  “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до  55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы,  не занимающиеся предпринимательской деятельностью,  не обучающиеся в дневных  учебных заведениях  либо не проходящие военной службы  и зарегистрированные в государственной  службе занятости.

    Согласно  определению международных организаций  – Международной организации  труда  (МОТ)  и  Организации  экономического сотрудничества и развития  (ОЭСР),  безработные – это люди, не имеющие работы,  кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель [4.c.38].  Так, например, в США безработными,  считаются  гражданские лица, которые:

  • не имели занятости в течении недели обследования;
  • предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам  государственной службы  занятости или к друзьям);
  • лица,  временно уволенные  или лица, нанятые на новую работу,  которые должны приступить  к работе в течение 30 дней.

    В  Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования  им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования,  ищет работу в течение этой недели или не моет искать ее  из-за болезни,  а также кто ждет результатов переговоров об устройстве  на работу.  Органами трудоустройства и статистикой развитых  капиталистических стран не рассматриваются  как безработные лица,  проживающие в застойных районах,  где нет и не предвидится  свободных рабочих мест.  Если даже люди,  проживающие в этих районах,  и предпринимали поиски работы, они  быстро разочаровались.  По-разному в странах относятся к таким  категориям населения, как впервые ищущие работу  и возвращаются на работу после длительного перерыва.  К первой группе относится прежде всего молодежь,  ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей.  Основной же массив безработных – это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж работы.  В  эту категорию в основном  входят работники, потерявшие работу вследствие  структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия предприятий  и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,  готовые работать по своей специальности на других предприятиях,  пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.

    Безработица может существовать в разнообразных  формах. Основными  являются:

  1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на другую.  Она возникает из-за  несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствие  информации о наличии рабочих мест,  стремление граждан лучше применить свои способности и носит краткосрочный характер;
  2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей,  что изменяет,  в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу  в профессиональном  или региональном разрезе;
  3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  а безработица растет;
  4. скрытая – излишнее количество работников,  занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;
  5. конверсионная” – безработица,  связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК;
  6. молодёжная безработица;
  7. остаточная - безработица,  вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья,  по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления  к повышению квалификаций у пожилых.

    Кроме того, существуют сезонная,  технологическая,  региональная,  застойная  и другие виды безработицы.

    Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу.  К  естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают,  что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%.  Если текущая безработица значительно превышает естественную норму,  то это свидетельствует о вынужденной безработице.

    Безработица, в особенности вынужденная, - это  нечто большее, чем экономическое  бедствие,  это также и социальная катастрофа.  Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации,  потере самоуважения,  упадку моральных устоев,  распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает,  что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы  обезопасить себя и общество от социальных взрывов и  потрясений.

 

    3 Мировой опыт развития рынка труда   и его использование в Беларуси

    3.1 Динамика и анализ  структуры занятости  и безработицы  в РБ за 1997-1999гг.

    Численность экономически активного  населения  на конец июня  1999 года, по оценке, составила 4,6 миллиона человек, или 45,4% от общей численности населения республики. В их числе 4,5 миллиона человек (97,9%) заняты в экономике. Официально зарегистрировано в государственной службе занятости в качестве безработных  96,9 тысячи человек, или 2,1% экономически активного населения. В январе-мае 1999г. 132,5 тыс. работников предприятий и организаций, без малых предприятий негосударственной формы собственности (3,4% среднемесячной численности работников) работали в режиме неполной рабочей недели (дня), из них в мае – 61,8 тыс. человек (1,6%). Вынужденные административные отпуска в январе-мае 1999г. имели 129,3 тыс. работников (3,3%), из них в мае – 48,7 тыс. человек (1,3%). Численность работников, работавших в режиме неполного рабочего времени,  и численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, осталась на уровне января-мая 1998г.

    Более 53 тыс. человек, или 41,3% работников, имевших  вынужденные отпуска в январе – мае 1999г. не получали за период отпуска  никой денежной компенсации.

    В январе-мае 1999г. на предприятия и  в организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности, принято на работу 323,7 тыс. человек (8% среднемесячной численности), из них 16,2 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Уволено по различным причинам 338 тыс. человек, или 8,3% среднемесячной численности работников, из них 253,9 тыс. человек (75,1%) уволилось по собственному желанию и 7 тыс. человек – в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий, организаций (2,1%).

    В январе-мае 1999г. выбытие работников на 95,8% компенсировалось приемом новых кадров, в соответствующем периоде прошлого года прием на работу превышал выбытие на 0,6%.

    Большинство работников, принятых на предприятия  и в организации, нашли работу самостоятельно. При содействии государственной  службы занятости на предприятия  и в организации различных  отраслей экономики в январе-мае 1999г. трудоустроено 81,3 тыс. человек, или 25,1% к числу принятых на работу на предприятия, в учреждения и организации, кроме малых предприятий негосударственной формы собственности.

    На  конец июня 1999г. в государственной  службе занятости было зарегистрировано 96,9 тыс. безработных, в июне  1999 года получили статус безработного 16,7 тысячи человек. Численность безработных по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 7,7%, по сравнению с маем 1999 года – на 2,8% (на 2,8 тысячи человек). Уровень безработицы в июне 1999 года составил 2,1% от численности экономически активного населения, в июне 1998 года он составлял 2,3%.

Динамика  численности безработных

и потребности предприятий  в работниках

(тысяч человек)

 

 

 

 

    Численность трудоустроенных безработных в июне 1999 года была близка к численности трудоустроенных в апреле,  мае и составила 15 тысяч человек. В январе-июне 1999 года трудоустроено 81,3 тысячи безработных, или 38,9% общей их численности.

    По  данным предприятий  и организаций число вакантных  рабочих мест увеличилось с 32,3 тысячи в январе до 53,1 тысячи в июне (на 64%). По равнению с июнем 1998 года их число увеличилось на  3,1%. В июне 1999 года на одну заявленную вакансию претендовало 1,8 безработных, зарегистрированных в службе занятости, против 3,3 в январе и 2 человек в мае 1999 года. В профессиональной структуре вакансий преобладают вакансии рабочих (83,1%).

    В январе-июне 1999 года профессиональное обучение по направлению служб занятости  прошло 15,4 тысячи безработных,  из них трудоустроено более половины. На общественные работы за этот период было направлено 34,3 тысячи безработных.

Данные  о численности  безработных по областям приведены в таблице: 

  Численность безрабтных на конец июня 1999г. Численность безработных на одну заявленную вакансию на конец июня, человек Уровень безработицы на конец июня

1999г.,%

  тыс. человек в % к

июню           маю

  1998г 1999г.      
Республика  Беларусь 96,9 92,3 97,2 2,0 1,8 2,1
Области:            
Брестская 9,7 81,9 97,7 2,6 1,6 1,5
Витебская 16,3 96,7 97,4 2,4 2,5 2,7
Гомельская 17,6 86,1 97,0 2,8 2,5 2,6
Гродненская 13,5 94,5 98,0 2,8 2,0 2,5
Г. Минск 12,3 99,7 100,3 0,8 1,0 1,4
Минская 12,5 84,3 95,1 2,9 1,9 1,9
Могилевская 15,0 104,0 95,4 2,3 2,1 2,7
 

    Пособие по безработице в июне было начислено 39,6 тысячи безработным и на их выплату израсходовано 52,5 миллиарда рублей. Средний размер пособия на одного безработного в июне составил 1326,9 тысячи рублей, или 7% от средней заработной платы по республике.

 

    3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу

    Ключевой  элемент государственного  регулирования  рынка труда,  определяющее условие  занятости населения – создание рабочих мест.  Политика занятости,  уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест.  Основным лимитом на рынке труда  является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы.  Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

    В различных  странах разрабатываются  специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест.  Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест  в государственном секторе созданы  сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы.  Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком  сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места  начинали создаваться при достижении среднегодового  роста ВВП в 2%  (в Европе – 4,3%),  то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).

    Стимулирование  инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы,  позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.  В целях повышения инвестиционной активности  необходимо:

  1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
  2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
  3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Информация о работе Занятость и безработица: проблемы и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь