Основные способы регулирования
естественных монополий:
- прямое государственное регулирование – осуществляется посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов.
- торги за франшизу. Если в данной отрасли нельзя обеспечить конкурентное предложение, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе – при организации торгов за право быть монополистом, т.е. за франшизу на естественную монополию.
- ценовая дискриминация – практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, услуги связи и, соответственно, понижение тарифов для граждан, в том числе для социально не защищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.).
Эффективность государственного
регулирования естественных монополий
во многом определяется информационной
средой и асимметрией информации
(между регулятором и регулируемой
фирмой), наличием трансакционных издержек,
административными и политическими ограничениями
на механизмы регулирования, уровнем законодательного
обеспечения.
2.2. Антимонопольная
политика в РФ.
Важнейшим средством регулирования
деятельности монополий является антимонопольное
законодательство, основы которого заложены
в законодательных актах Верховного
Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах
с рыночной экономикой, направленных на
поддержание конкурентной среды, противодействие
монополизму и недобросовестной конкуренции.
С целью не допустить чрезмерного
влияния монополий в экономике
государство разрабатывает антимонопольное
законодательство, начало которому было
положено в США (1890) и Канаде (1889), что повлияло
на усиление власти союзов монополистов
в экономике.
Проблема необходимости регулирования
монополий была осознана российским государством
лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую
ими продукцию уже оказал существенное
влияние на подрыв экономики.
Антимонопольное законодательство
включает в себя законы "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" от 22 марта 1991 г.13, "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд"
от 13 декабря 1994 г.14, "О естественных монополиях"
от 17 августа 1995 г.15, "Об акционерных обществах"
от 26 декабря 1995 г.16, "О некоммерческих организациях"
от 12 января 1996 г.17, "О рекламе" от 18 июля
1996 г., "О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении
внешней торговли" от 14 апреля 1998 г.
и др., а также нормативно-правовые акты
Президента РФ и правительства.
Антимонопольная политика представляет
собой инструмент административного
регулирования экономики, с целью
предотвращения нарушений экономического
равновесия или социально нежелательных
изменений, ее основными моментами является:
- стимулирование предпринимательства
- развитие конкурентных начал
- организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
- охрана и поощрение конкуренции;
- контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
- контроль над ценами;
- защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Выделяют два метода антимонопольного
регулирования: прямой и косвенный.
Прямой метод регулирования
включает меры, устраняющие или предупреждающие
монопольное положение отдельных
субъектов на рынке.
К косвенному методу регулирования
относятся преимущественно финансово-кредитные
методы предупреждения и преодоления
монополистических явлений в экономике.
Следовательно, суть фактически
любой антимонопольной политики заключается
в использовании выгод крупномасштабной
экономики и в нейтрализации её побочных
последствий, связанных с ослаблением
конкуренции на товарных и иных рынках.
В Российской Федерации правовое
регулирование защиты конкуренции
и ограничения монополистической
деятельности на рынках осуществляется
системой нормативных правовых актов.
Принципы антимонопольного регулирования
определены Конституцией РФ, ст.818 которой закрепляет основополагающий
принцип рыночной экономики – свободу
конкуренции, а п.2 ст.3419 содержит запрет экономической
деятельности, направленной на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. Согласно
ст.7420 Конституции РФ на территории
Российской Федерации провозглашается
существование единого экономического
пространства в государстве – необходимое
условие поддержки конкуренции.
Организационные и правовые
основы защиты конкуренции, в том
числе предупреждения и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции,
определены Федеральным законом от 28 июля
2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»21.
Государство стремится не
допустить превращения крупного
бизнеса, возникшего на основе концентрации
и централизации производства и
капитала, в монополию, нарушающую нормальное
функционирование рыночного механизма.
Государство контролирует процессы
слияния корпораций, и далеко не
каждое из них признается законным
и допустимым. Именно против таких
монополий, возникших на основе централизации
капитала, в первую очередь направлено
антимонопольное законодательство.
Федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору за соблюдением законодательства
о конкуренции на товарных рынках и на
рынке финансовых услуг, а также изданию
в пределах своей компетенции индивидуальных
правовых актов в установленной сфере
деятельности, в настоящее время является
Федеральная антимонопольная служба (ФАС
России), находящаяся в ведении Правительства
Российской Федерации.
Заключение
Монополия представляет собой
самую крайнюю форму несовершенной
конкуренции, и наиболее устойчивую.
Многие монополии представляют собой
объединение более мелких фирм, и
чем больше становится таких центров
объединения на каком-то рынке, тем меньше
происходит дальнейшее объединение, так
как уже существуют достаточно крупные
монополии. И таким образом на рынке образуется
несколько крупных монополий, конкурирующих
между собой. Поэтому большинство существующих
рынков в важнейших аспектах занимают
промежуточное положение между монополией
и конкуренцией.
В данной работе мы рассмотрели основные
вопросы, связанные с проблемами
монополизации: само понятие монополии,
типы и особенности монополистической
конкуренции, а также реформирование
монополий и антимонопольную
политику нашего государства.
Подводя итоги, можно сказать, что:
- Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену.
- Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.
- Монополизация имеет скорее пагубные последствия, но в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, и, безусловно, за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
- Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обуславливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции.
Список Литературы:
- Законы, указы, постановления:
- Конституция РФ
- Федеральный закон «О защите конкуренции»
- Федеральный Закон о Конкуренции и Ограничении Монополистической Деятельности на Товарных Рынках
- Федеральный Закон о Естественных Монополиях
- Федеральный Закон "О Конкуренции и Ограничении Монополистической Деятельности На Товарных Рынках".
- Федеральный Закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
- Федеральный Закон "Об акционерных обществах.
- Федеральный Закон "О некоммерческих организациях".
- Книги, изданные под фамилией автора (авторов):
- Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 г. – 472 с.
- Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010 г. – 440 с. – (Высшее образование)
- К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. «Экономикс», 14-е издание/ Пер. с англ. в 2 т. — М.: ИНФРА-М. – 2005 г.
- Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. Пособ. Под ред. д.э.н., проф. О.Т. Дебедева. Изд. 2-е, доп. - 2007 г. - 224 с.
- Пиндайк Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/ Пер. с английского – М.: Дело. - 2002 г.
- Р.М. Нуреев Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов: изд. 2-е, изм. – М.: НОРМА. - 2000 г.
- С.С. Сулакшин, И.Ю. Колесник. Крупнейшие российские компании. Эволюция и проблемы. Монография — М.: Научный эксперт, 2009. — 104 с.
- Шерер Ф., Д. Росс «Структура отраслевых рынков» / пер. с англ. – М.: ИНФА-М, 2007 г. – 698 с.
- Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. Микроэкономика: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008 г. – 320 с.
- Книги, изданные под редакцией автора (авторов):
- История экономических учений: учеб. пособие/Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.
- Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.- М.: КНОРУС, 2005 г. - 672 с.
- Регулирование рыночной экономики/ Под общей ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина. – М.: Издательство РАГС.- 2005 г.
- Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. И доп. / Под ред. д.э.к. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г. - 896 с.
- Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,- 2004 г.- 592 с.
- Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен». 2005 г. 592 с. (Серия «Учебник для ВУЗов»)
- Ресурсы INTERNET
- Федеральная служба по тарифам http://www.fstrf.ru/
- Институт проблем естественных монополий http://ipem.ru/
- Институт проблем предпринимательства http://www.ippnou.ru/print/007003/
- Официальный сайт ОАО «Газпром» http://www.gazprom.ru/about/today/
- Официальный сайт РАО «ЕЭС России» http://www.rao-ees.ru/ru/info/show.cgi?content.htm
- Официальный сайт ОАО «РЖД» http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=628
- Международный Центр Финансово – Экономического развития http://www.mcfr.ru/journals/203/1156/36610/36613/
- Статьи в журналах
- Е. В. Шолудько «Перспективы развития естественных монополий в РФ и методы регулирования государством их деятельности». // «Вестник РГРТУ». №3 (выпуск 25). Рязань, 2008г.
- Журнал «Экономика России ХХI век» http://www.ruseconomy.ru
- Статья из газеты
- Газета.ru http://pda.gazeta.ru/financial/2011/02/28/3540393.shtml
Приложение 1
Сравнение монополии
и совершенной конкуренции
Оценим потери, которые
несет общество в результате монополизации
отрасли. Представим, что фирма-монополист
разделилась на множество совершенно
конкурентных фирм:
При этом:
Еск
- точка равновесия
фирмы-монополиста;
Ем – точка равновесия совершенно
конкурентной фирмы;
В условиях монополии отрасль
производит меньше продукции, но продает
ее по более высоким ценам, что приводит
к прямым потерям для общества и чистому
выигрышу для монополии.
РскАЕск – выигрыш потребителя при совершенной
конкуренции;
РмАЕск – выигрыш потребителя при монополии.
Часть этих потерь составит
прибыль фирмы-монополиста – РскРмЕмВ. Чистые
потери (ЧП) общества в результате выигрыша
потребителя – ВЕмЕск.
Чистые потери общества в
результате изменения выигрыша производителя
– СВЕск.
ЧП общественного благосостояния
в результате монополизации производства
= ЧП общества в результате изменения
выигрыша потребителя + ЧП общества в
результате изменения выигрыша производителя.
Приложение 2.
Система антимонопольного
законодательства
1 Журавлева Г.П., Поздняков Н.А..
Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика:
Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010 г. С. 307
2 Эдвард Гастингс Чемберлин
— американский экономист, основоположник
теории монополистической конкуренции.
3 Микроэкономика: практический
подход: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой
и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005 г. С 334.
4 К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. «экономикс»,
14-е издание/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.
– т.2 с.536
5 http://zakonprost.ru/zakony/140-fz-ot-1999-07-08-o-vnesenii/
6 http://pda.gazeta.ru/financial/2011/02/28/3540393.shtml
7 http://www.gazprom.ru/about/
8
Е. В. Шолудько «Перспективы развития естественных
монополий в РФ и методы регулирования
государством их деятельности». // «Вестник
РГРТУ». №3 (выпуск 25)
9 http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content.htm
10 http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=1314
11 С учетом трубопроводного транспорта
12 Е.Г. Ефимова Экономика для юристов:
Учебник.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный
институт, 2001 г. С.127
13 http://www.gorn.ru/info/law/zakon_rf_o_konkurentsii_i_ogranichenii_monopo/
14 http://base.garant.ru/10103427/
15 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83139
16 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105420;fld=134;dst=4294967295;from=83295-0