Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, то есть монополия.
Основной целью данной курсовой является изучение сущности и самого определение термина «монополия». И моя задача – показать процесс и проблемы монополизации в России.
Введение 3
Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. 5
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти. 5
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики. 18
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике. 21
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.) 26
2.1. Перспективы развития монополий.. 29
2.2. Антимонопольная политика в РФ. 32
Заключение 35
Список Литературы 37
Приложение 1 40
Приложение 2. 41
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Одной из особенностей современной
монополизации является также ее
скрытный характер, то есть введение в
сферу зависимости от гигантских
монополистических объединений
формально самостоятельных
Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике.
Процессы монополизации
внесли существенные изменения в
социальную и хозяйственную жизнь
общества. Ускоренное возникновение
крупных хозяйственных
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее
значение имело изменение условий
хозяйствования. Благодаря им резко
усилились последствия
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Такие отрасли либо регулируются, либо находятся в государственной собственности. В настоящее время главными монополистами в нашей стране считаются ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п. Указанные три монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики.
Газовая промышленность7. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна в 1999 г, оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
ОАО «Газпром» принадлежит
около 30% европейского газового рынка
(21% поставок в Западную и 56% в Восточную
Европу). За рубежом он располагает
огромными активами, в основном в
виде долей в компаниях, владеющих
газотранспортными и
Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству - 50,002%. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования. Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении. Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.
Электроэнергетика9. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО «ЕЭС России» около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53-х из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Железнодорожный транспорт10. На долю железных дорог приходится около 43%11 грузооборота транспортной системы страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.
Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» так же постигла участь реструктуризации, в соответствии с которой была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД».
Цель реформирования каждой из естественных монополий - снижение затрат,- принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли.
Развитие отраслей естественных
монополий во многом определяет экономическое
развитие регионов и страны в целом.
Для эффективного функционирования
экономики необходима стабильная правовая
база, поддерживающее промышленное развитие,
формирование здоровой конкуренции
и прозрачных правил игры так, чтобы
деятельность более влиятельных
и крупных хозяйствующих
Первые монополии появились в России
в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.), но их развитие было весьма своеобразным.
Своеобразие развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
В период промышленного подъема (1910-1914гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация).
В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и при участии правительства (Киевская организация производства колючей проволоки). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. К началу 1990-х годов в СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2-3 предприятия. 12
В период социализма крупные промышленные предприятия составляли основу советской экономики. Однако в период перестройки многие предприятия потеряли свои былые позиции и подверглись существенной реструктуризации. С середины 90-х годов крупные промышленные структуры постепенно вновь набирают силу, интегрируясь в крупные диверсифицированные корпорации, влияющие не только на развитие отраслевых кластеров, но и всей экономики РФ.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими.
Монополиям, как уже известно,
сопутствует множество
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Именно поэтому в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Регулирование деятельности
монополий направлено на ограничение
монопольных проявлений и осуществляется
в целях снижения цен и увеличения
выпуска продукции. Осуществляется
оно посредством мер
Законодательные меры регулирования деятельности монополий – правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.
Направленность действий данных мер связана:
Экономические меры регулирования деятельности монополий – набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Потолок должен быть таким, чтобы с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.