Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, то есть монополия.
Основной целью данной курсовой является изучение сущности и самого определение термина «монополия». И моя задача – показать процесс и проблемы монополизации в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. 5
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти. 5
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики. 18
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике. 21
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.) 26
2.1. Перспективы развития монополий.. 29
2.2. Антимонопольная политика в РФ. 32
Заключение 35
Список Литературы 37
Приложение 1 40
Приложение 2. 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.55 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего

профессионального  образования

«Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова»

 

 

Факультет Международных Экономических Отношений

Кафедра Экономической теории

Кафедра Истории экономики

Кафедра информационных технологий

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ  КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплинам  «Экономическая теория: Микроэкономика», «История экономики», «Информационные технологии»

На тему: «Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.)»

 
 
 

Выполнила

студентка группы 811

очной формы обучения

факультета Международных экономических отношений

Филатова Ирина Дмитриевна

 

Научный руководитель от кафедры  экономической теории:

к. э. н., доцент Поздняков  Юрий Александрович

Научный руководитель от кафедры  истории экономической науки:

к. э. н., профессор Пермякова Лариса Ивановна

Научный руководитель от кафедры  информационных технологий:

к. э. н., доцент Хачатурова Седа Сейрановна

 

Москва - 2011

 



 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. 5

1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий.  Источники монопольной власти. 5

1.2. Положительные  и отрицательные черты монополизации  экономики. 18

1.3. Роль и  значение монополий в российской  экономике. 21

Глава 2. Формы монополий и особенности  их поведения в России (XIX – XXI вв.) 26

2.1. Перспективы развития монополий.. 29

2.2. Антимонопольная  политика в РФ. 32

Заключение 35

Список  Литературы 37

Приложение 1 40

Приложение 2. 41

 

 

 Введение

В данной работе раскрываются вопросы, являющиеся важнейшими для экономики России. Монополии стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  у экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и остается актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Как экономическое явление  монополии были известны давно. Они  существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в  данной сфере хозяйствования. Но в  те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В ХХ в. они получили широкое распространение.

Появление монополий –  результат концентрации производства (укрупнения предприятий за счет дополнительно  вовлекаемого капитала) и централизации  производства (слияния мелких и средних  предприятий). Это слияние может  происходить либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним  предприятием других (например, скупка предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.1

В данной курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, то есть монополия.

Основной целью  данной курсовой является изучение сущности и самого определение термина «монополия». И моя задача – показать процесс и проблемы монополизации в России.

Предметом исследования служит собственно сама монополия.

В первой главе освещаются основные виды монополий, их сущность и основные черты. Также я выявляю положительные и отрицательные черты монополии, их роль и значение для России.

Во второй главе рассказывается об истории становления монополий, особенности их поведения в России, а также о методах борьбы государства с монополиями. 

Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика.

1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти.

«Как природа  не провела резких линий на шкале  времени, так же точно «природа»  не создала резкого разграничения между монополией и конкуренцией».

Эдвард  Чемберлин2

 

Монополия (от греч. "mono" - один и "poleo" – продаю)  -  это состояние рынка, при котором на нем действует один-единственный продавец. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Несовершенство конкуренции  достигает здесь наивысшей степени. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у  потребителя выбора. Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего выбора провоцирует состязание между  производителями за потребителя, стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Независимо от желаний, потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, а также соглашаться на его ценовые условия.


Как видно на рис.1.1., всевластию монополиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Укрепляет власть монополиста над  рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и уж конечно в деталях осведомлен о ценах, которые сам же устанавливает. Речь идет, однако, именно о полной, а не о совершенной информации как в абстрактной модели совершенной конкуренции.3


Современная экономическая теория не имеет четких рамок определения  видов монополий, поэтому разграничение  монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

  • Чистая (абсолютная) монополия;
  • монополия, порождаемая конкуренцией: искусственная монополия;
  • Технологические особенности производства, обуславливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких, порождают естественную монополию;
  • Государственная (легальная) монополия

Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, является абсолютной. Так как монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, он знает, что чем больше товара он поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность влиять на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска или объема продаж.

По масштабам охвата рынка монополия  может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства.

По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок, не давая  возможность новым фирмам входить  в отрасль. Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который, в итоге, снизит их прибыли.

К основным барьерам, препятствующим вхождению в отрасль, относятся:

  1. Исключительные права (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги).
  2. Контроль над производственными ресурсами. Например, АК «Алроса» является монополистом в Российской Федерации по добыче алмазов.
  3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
  4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.
  5. Нечестная конкуренция (например, подкуп чиновников).
  6. Политика цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для других компаний.

При рассмотрении барьеров для вхождения  в отрасль при монополии необходимо обратить внимание на два важных момента:

  1. Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При том, что научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Аналогичным образом преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов, являющихся, тем не менее, их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.
  2. Приемлемость. В некоторых случаях (на предприятиях коммунального обслуживания и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция указывают скорее на нежелательность монополии.4

Есть случаи, при которых производство более эффективно при монопольной  структуре рынка, когда фирма  реализует положительный эффект масштаба значительных размеров с целью  минимизации издержек производства. Деятельность таких фирм, называемых естественными монополиями, разрешается  и регулируется государством.

Для естественной монополии характерны высокие постоянные издержки (высокие первоначальные капитальные вложения), очень низкие предельные издержки (увеличение объема производства происходит при незначительных дополнительных затратах).

Основные признаки естественной монополии:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в    отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. Пример: транспорт (два троллейбусных парка, конкурирующие на одном и том же маршруте)
  2. Высокие барьеры входа на рынок. Пример: городские коммунальные службы (водопровод, канализация, электричество, телефон) экономия от масштаба производства делает выгодным существование всех этих систем в единственном экземпляре.
  3. Низкая эластичность спроса. Пример: электроэнергия (повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем очень сложно).

Производственная  монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологий производства которой обуславливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественной монополии.

Но возможны случаи, когда монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства, в данном случае такая монополия будет искусственной.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые, если один предприниматель скупает все остальные фирмы в отрасли и превращается в единственного производителя данного продукта.

Также причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага. Причины обладания таким секретом могут быть разными - фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у её изобретателя.

Информация о работе Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.)