Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:54, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, то есть монополия.
Основной целью данной курсовой является изучение сущности и самого определение термина «монополия». И моя задача – показать процесс и проблемы монополизации в России.
Введение 3
Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. 5
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти. 5
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики. 18
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике. 21
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.) 26
2.1. Перспективы развития монополий.. 29
2.2. Антимонопольная политика в РФ. 32
Заключение 35
Список Литературы 37
Приложение 1 40
Приложение 2. 41
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Факультет Международных Экономических Отношений Кафедра Экономической теории Кафедра Истории экономики Кафедра информационных технологий
КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА |
По дисциплинам «Экономическая теория: Микроэкономика», «История экономики», «Информационные технологии» |
На тему: «Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.)» |
Выполнила
студентка группы 811
очной формы обучения
факультета Международных экономических отношений
Филатова Ирина Дмитриевна
Научный руководитель от кафедры экономической теории:
к. э. н., доцент Поздняков Юрий Александрович
Научный руководитель от кафедры истории экономической науки:
к. э. н., профессор Пермякова Лариса Ивановна
Научный руководитель от кафедры информационных технологий:
к. э. н., доцент Хачатурова Седа Сейрановна
Москва - 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Выгоды и потери от монополизма: теория и российская практика. 5
1.1. Сущность,
характерные черты и виды
1.2. Положительные
и отрицательные черты
1.3. Роль и
значение монополий в
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России (XIX – XXI вв.) 26
2.1. Перспективы развития монополий.. 29
2.2. Антимонопольная политика в РФ. 32
Заключение 35
Список Литературы 37
Приложение 1 40
Приложение 2. 41
В данной работе раскрываются вопросы, являющиеся важнейшими для экономики России. Монополии стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес у экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и остается актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной сфере хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В ХХ в. они получили широкое распространение.
Появление монополий – результат концентрации производства (укрупнения предприятий за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий). Это слияние может происходить либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (например, скупка предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.1
В данной курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, то есть монополия.
Основной целью данной курсовой является изучение сущности и самого определение термина «монополия». И моя задача – показать процесс и проблемы монополизации в России.
Предметом исследования служит собственно сама монополия.
В первой главе освещаются основные виды монополий, их сущность и основные черты. Также я выявляю положительные и отрицательные черты монополии, их роль и значение для России.
Во второй главе рассказывается
об истории становления монополий,
особенности их поведения в России,
а также о методах борьбы государства
с монополиями.
«Как природа не провела резких линий на шкале времени, так же точно «природа» не создала резкого разграничения между монополией и конкуренцией».
Эдвард Чемберлин2
Монополия (от греч. "mono" - один и "poleo" – продаю) - это состояние рынка, при котором на нем действует один-единственный продавец. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Несовершенство конкуренции
достигает здесь наивысшей
Как видно на рис.1.1., всевластию монополиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и уж конечно в деталях осведомлен о ценах, которые сам же устанавливает. Речь идет, однако, именно о полной, а не о совершенной информации как в абстрактной модели совершенной конкуренции.3
Современная экономическая теория не имеет четких рамок определения видов монополий, поэтому разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, является абсолютной. Так как монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, он знает, что чем больше товара он поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность влиять на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.
Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска или объема продаж.
По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например, внешней торговли государства.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок, не давая возможность новым фирмам входить в отрасль. Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который, в итоге, снизит их прибыли.
К основным барьерам, препятствующим вхождению в отрасль, относятся:
При рассмотрении барьеров для вхождения
в отрасль при монополии
Есть случаи, при которых производство более эффективно при монопольной структуре рынка, когда фирма реализует положительный эффект масштаба значительных размеров с целью минимизации издержек производства. Деятельность таких фирм, называемых естественными монополиями, разрешается и регулируется государством.
Для естественной монополии характерны высокие постоянные издержки (высокие первоначальные капитальные вложения), очень низкие предельные издержки (увеличение объема производства происходит при незначительных дополнительных затратах).
Основные признаки естественной монополии:
Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологий производства которой обуславливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественной монополии.
Но возможны случаи, когда монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства, в данном случае такая монополия будет искусственной.
Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.
Причины этого могут быть финансовые, если один предприниматель скупает все остальные фирмы в отрасли и превращается в единственного производителя данного продукта.
Также причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага. Причины обладания таким секретом могут быть разными - фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у её изобретателя.